Практики тьюторского сопровождения
статья на тему
Статья "Практики тьюторского сопровождения" знакомит с необходимостью в современное время в образовательном учреждении иметь тьютора -педагога. Тьюторство -это педагогическая деятельность, напрвленная на сопровождение учащегося в какой либо деятельности, напрвленная на успех ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiki_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Практики тьюторского сопровождения.
Заместитель директора по УВР, учитель биологии
ГБОУ школа № 588 М.П. Трунова
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на:
- выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося,
- поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной траектории,
- на работу с образовательным заказом семьи,
- формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Тьюторство – это педагогическая технология.
Чем вызвана необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику нашей школы?
Сегодня проблема внедрения тьюторства в школьном образовании весьма актуальна. Это объясняется многими причинами:
- ежедневно обновляющийся и растущий объём научной информации;
- перестройка школьной системы;
- изменившаяся личность сегодняшнего ученика;
- изменение социального и государственного заказов к образованию;
- открытое образование, предполагающее формирование культуры выбора в образовательном процессе и представление этого выбора.
Идея тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе, на наш взгляд, является оправданной и перспективной.
Инструмент в деятельности тьютора – это технологии тьюторского сопровождения.
Тьюторские технологии помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в побуждение к конкретной деятельности. К этим технологиям можно отнести: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Тьютор использует и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
В основе этих образовательных технологий сопровождения тьютора содержатся здоровьесберегающие технологии.
В нашем ОУ нашли применение следующие практики деятельности тьютора.
Учебный тьютор.
В школе работает тьютор, сопровождающий использование интерактивного сетевого программно-методического комплекса «Компьютерное обучение. Школьный наставник» во 2-4 классах. В данном аспекте тьютор выступает в роли педагога, выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютора охвачены группы учащихся начальной школы, испытывающих, в силу разных причин, затруднения в учебной деятельности.
В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет учащегося на пути их решения, помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и последовательно, системно, комфортно работать по их достижению.
Тьютор в исследовательской деятельности - обучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления на конкурсах, конференциях. С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении.
Тьютор в проектной деятельности.
Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности реализует с учащимися технологию создания проектов от момента постановки проблемы, ориентируя в поиске путей и способов их решения, до реализации и публичного представления проекта.
Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.
Тьютор-социальный педагог - сопровождает учащихся «группы риска» и осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик.
Тьютор – психолог.
Технологии деятельности тьютора-психолога направлены на формирование психологически комфортной среды для учащихся школы и педагогов. Большую роль в деятельности тьютора играют технологии снятия психо-эмоционального напряжения индивидуального консультирования, групповой тренинговой деятельности, направленные на получение заявленного результата.
Тьютор-классный руководитель
Классный руководитель – самый необходимый человек для ребёнка в школе. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе в целом, отслеживает успеваемость и видит проблемы каждого из учеников. Классный руководитель, выступая в роли тьютора, умело использует технологии, которые активно используются в педагогической психологии. Главное предназначение – сопроводить становление личности отдельно взятого ученика.
Тьютор медиатор сопровождает обучаемых, продемонстрировавших в ходе диагностик предконфликтное поведение и участвует в разрешении возникших конфликтных ситуаций в школе, так как медиатор – это специалист, обладающий навыками, позволяющими понимать причины возникновения и динамику развития конфликтов, помогать сторонам в разрешении споров.
Тьютор – логопед проводит диагностику речевого и психического развития, составляет и реализует совместно с обучаемым индивидуальный маршрут развития. Занятия для учащихся логопед проводит с использованием игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий.
Тьютор - педагог ОДОД – приобщает детей к занятиям различными видами творчества, спорта, искусства. Обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития детей, адаптирует детей к жизни в обществе.
Предполагаемый результат тьюторского сопровождения в нашей школе:
- достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального т.д.);
- определение своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за своё будущее.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Технология тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...
Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...
Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Практика индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера»
Практика индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера» представлена как педагогическая деятельность, направленная на создание индивидуальн...
Тема тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в работе над физическими упражнениями .Оказание тьюторской помощи во время физических упражнений, основные моменты в деятельности тьютора при переходе от физической нагрузки к умственной .
Основные моменты в тьютерской деятельности во время уроков,а так же при подготовки к урокам...