Опыт психологического сопровождения работы ДОУ по преемственности в системе: детский сад-школа
статья на тему

Кабурова Любовь Ивановна

Одним из условий обеспечения качества образования на всех его ступенях выступает непрерывность образования, которая обеспечивается выстраиванием преемственных связей. Опыт преемственности на ступени "детский сад - школа" предложен в статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_soprovozhdeniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Л.И. Кабурова

          МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»,  г. Братск ,

Иркутская область

   

 Опыт психологического сопровождения работы ДОУ по преемственности в системе: детский сад-школа            

                     Современность выдвигает образовательным организациям требование повышения качества образования. Одним из условий обеспечения качества образования на всех его ступенях выступает непрерывность образования, которая обеспечивается выстраиванием преемственных связей. Коллектив педагогов    МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» в сотрудничестве с коллегами МБОУ «СОШ № 45» г. Братска  выстроил такие преемственные связи.  Преемственность, в нашем понимании, это  двусторонний процесс: на. дошкольной ступени - самоценность детства и формирование личностных и социальных качеств, на школьной ступени - опора на достижения ребёнка-дошкольника и развитие накопленного потенциала. Таким образом, преемственность в развитии ребенка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы для нас  означает, что появившиеся у дошкольника качества, черты, особенности переходят с ребенком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.

             Новые государственные образовательные стандарты побудили к совместной инновационной деятельности наших учреждений, так как мы увидели общность в достижении результатов образования, а именно: развитие  у ребёнка личностных качеств как основы формирования универсальных учебных действий.  ФГОС, дав целевые ориентиры,  указал на те личностные новообразования, которые будут основой успешности при переходе на новую образовательную ступень. Свою задачу ДОУ увидело  в развитии социальных и личностных качеств, которые обеспечат ребёнку  успешность в освоении новой ступени образования, станут основой для достижения  метапредметных результатов, а именно: коммуникативных и регуляторных навыков.  Социо-игровая технология, предложенная авторами  Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатовым, внедрена в практику ДОУ несколько лет. Идея реализации приемов социо-игровой технологии на этапе перехода из детского сада в школу не случайна. Взаимодействие педагогов ДОУ и школы происходит регулярно. Это взаимопосещения воспитателями и учителями занятий и уроков, совместные  консилиумы, на которых проходит совместное обсуждение и представление результатов готовности детей к школе, информирование  об адаптации детей в 1 классе в начале года и об успешности в конце года. Учителями было отмечено, что некоторые дети очень сложно привыкают к школьной системе: быстро устают, отвлекаются, проявляют желание поиграть на уроке, затрудняются выстраивать межличностные отношения. Был разработан и  воплощён в жизнь проект по реализации взаимодействия между этими звеньями образования с применением  социо-игровой технологии.

           В связи с новыми образовательными ориентирами встал вопрос об эффективности этой технологии в развитии социальных и личностных  качеств и формирования основ дальнейшей успешной учебной деятельности. В ходе внедрения в практику проекта возникла необходимость в психологической поддержке, что привело к разработке плана  психологического сопровождения ФИП.

          Цель психологического сопровождения:  психологическая поддержка и помощь в реализации задач инновационной работы по преемственности между МБДОУ № 9 и СОШ № 45

Концептуальными основами нашей работы стали учения:

-Л.С.Выготского: «… обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы  развития, с опорой на созревающие функции»;

- А.В. Запорожца о непрерывности в развитии ребёнка;

- Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина о предпосылках учебной деятельности;

- Л.К. Айзмана об освоении социального опыта как успешной предпосылке учебной деятельности;

- Н.Н. Подъякова о важности коммуникативных навыков в адаптации к школе.

- Е.Е. Шулешко о развивающих эффектах социо-игрового подхода.

            В соответствии с  современными требованиями,  психологическое сопровождение   инновационной деятельности является  комплексным, включающим работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями, социальными партнёрами.

В качестве важного шага   психологического сопровождения подготовительного этапа  мы выделили:

-определение комплекса показателей, отражающих воздействие эксперимента на качество образовательного процесса (критерии эффективности)

-разработку показателей и подбор необходимых диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга экспериментальной деятельности

Реализация  указанных задач психологического сопровождения осуществляется  в следующих направлениях:

- исследовательско-аналитическое (предполагает анализ научно-методической литературы)

- диагностическое (предполагает проведение психолого-педагогического мониторинга )

- консультативно- методическое (предполагает оказание помощи и поддержки взрослых участников эксперимента, работу по повышению их профессиональной компетентности)

- коррекционно-развивающее (предполагает проведение психологических коррекционно-развивающих мероприятий со всеми участниками  инновационного процесса)

Опыт работы демонстрируется коллегам города, на конференциях, профессиональных объединениях, стажировочных муниципальных и региональных площадках, опубликован.                          

Психологический мониторинг в ходе осуществления инновационного проекта позволил вывить и оценить следующие  результаты:

  • Выявлена положительная динамика в развитии коммуникативных и регуляторных  качеств, способствующих успешной социализации и адаптации в первых классах школы, что было отмечено учителями школы № 45 г. Братска
  • Определено повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности и оптимизация их творческих способностей на  32% по сравнению с началом работы
  • Констатировано повышение удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг до 100%

                        Литература

1. Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада, Санкт-Петербург «НИИ школьных технологий, Москва, 2010 г.

2. Микляева Н.В. Детский сад и Школа будущего: основы сотрудничества и партнерства. – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3.Чистякова Л.А., Наймушина Л.И. Непрерывность дошкольного, начального и основного общего образования, Иркутск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Работа с "Книгой жизни" для специалистов детского дома-школы

quot;Книга жизни" - это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами. "Книга жизни" предназначена для того, чтобы восстановить хронологию жизни р...

Работа над мелкой фортепианной техникой в детской музыкальной школе

Работа над развитием техники является важной частью обучения игое на фортепиано. Только обладая хорошей техникой возможно исполнить музыкальное произведение на высоком художественном уровне.  Рас...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...

Опыт работы ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" в системе Московской электронной школы

Подготовка материала к выступлению группы учителей на XXX международной конференции "Современные информационные технологии в образовании"...

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»Виноградова Татьяна Павловна,педагог-психологОсновной целью работы педагога-психолога в об...