Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
статья на тему
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_detey_na_uroke.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании МО учителей математики МАОУ СОШ № 10
Пироговой Татьяны Николаевны, учителя высшей категории
«Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема»
Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой - является сохранение здоровья детей.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
- физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
- психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
- социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Конечно, здоровье учащегося определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но, по-моему, не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:
- Правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности;
- Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий;
- Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
- На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
- Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации
В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....
Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
Доклад на тему:Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема...
«Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема».
для учителей физической культуры...
Здоровьесбережение детей на уроке иностранного языка как педагогическая проблема
Программа здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы....
Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и инт...
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...