Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
статья на тему

Пирогова Татьяна Николаевна

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_detey_na_uroke.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей математики МАОУ СОШ № 10

Пироговой Татьяны Николаевны, учителя высшей категории

 «Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема»

Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой - является сохранение здоровья детей.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
  2. психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
  3. социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Конечно, здоровье учащегося определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но, по-моему, не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:

  1.  Правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности;
  2. Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий;
  3. Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе   норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  4. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
  5.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  6.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
  7.  На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  8.  На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  9.  Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  10.   В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  11.   Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
  12.   Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации

В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....

Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема

Доклад на тему:Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема...

Здоровьесбережение детей на уроке иностранного языка как педагогическая проблема

Программа здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы....

Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и инт...

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...