Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»
материал

Гордеева Екатерина Александровна

Методическое объединение на тему:

«Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedinenie_2021.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»

Методическое объединение на тему:

«Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Автор: Гордеева Екатерина Александровна

Воспитатель (социальный родитель)

ГКОУ МО «Преображение»

Семейная группа «Ассорти»

Егорьевск 2021

Анотация: Социальная адаптация и реабилитация связаны с социализацией человека и являются ее важнейшими механизмами. Социальная адаптация рассматривается как активное приспособление человека к изменившейся среде, процесс и результат освоение ребенком новых для него социальных ролей и позиций и т.д. Труднее всего проходит социальная адаптация воспитанников детского дома, т.к. это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, воспитанники детских домов также имеют сложные как социальные, так и медицинские диагнозы. Они должны адаптироваться и принятым в обществе правилам и нормам поведения, и к самостоятельной жизни, а также важен процесс преодоления психологической и моральной травмы, искажение эмоциональной сферы, физического недуга, несформированность жизненной перспектив, коммуникаций, девиаций. Сегодня накоплен положительный опыт многообразия форм, средств и методов работы с детьми из детского дома по социальной адаптации.

Всем давно известно, что гиперопека и забота взрослых препятствует развитию навыков самостоятельности у детей. Нашим воспитанникам катастрофически не хватает внимания и заботы со стороны взрослых, так как воспитание проходит в коллективе.  Воспитатель физически не может окружить заботой и вниманием каждого воспитанника. Порой количество воспитанников в группе составляет около 8 детей.

Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат их деятельности не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Очевидно, ограниченное воспитание детей в коллективе практически не дает возможности ребенку  проявлять  самостоятельность  и  быть индивидуальностью.

Неизменный режим дня, постоянный контроль со стороны педагогического персонала, указания что необходимо делать в тот или иной промежуток времени этим самым лишают  воспитанников самостоятельного планирования своего времени  и самоконтроля поведения. Идет формирование привычки жить по указаниям взрослых.

Ребенок, который воспитывается в кровной или приемной семье, разумеется, оказывается  в  менее жестких  условиях  контроля  и  требований,  обладает возможностью принимать более сложную различную деятельность взрослых (уход за домашними животными, помощь по дому маме, совместный ремонт велосипеда с папой, поход по магазинам со взрослыми), он осваивает много нового и важного для становления его личности, и успешной социальной адаптации. В  семье  познание  всех  этих  сложнейших  моментов  жизнедеятельности  и  формирование  внутреннего  планирования событий  происходит  не  в  условиях специального обучения, а целесообразно включаться в сферу привлекательных и познавательных видов деятельности для ребенка.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечений, веселья, отсутствием контроля. Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации и в девиантном поведении, отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.

Воспитанники  детского  дома  обладают  специфическими качествами в эмоционально-личностной  и  психической  сферах,  а точнее в  межличностных отношениях  со сверстниками  и  взрослыми. Эта  специфичность трактуется различными  моментами,  особенно, невозможностью  полноценной  реализации врожденной потребности человека в коммуникации с близкими ему людьми.

Педагогический коллектив детского дома прежде всего ставит перед собой такие задачи, как:

  • адаптация ребенка в незнакомой для него обстановке,
  • приобретение навыков для организации своей жизнедеятельности так, чтобы при выпуске его из детского  дома  он  мог  чувствовать  себя  психологически готовым  к различным непредвиденным им обстоятельствам и социально защищенным в обществе.

При всем этом не всегда эти задачи решаются в детском доме

Одной из наиболее существенных причин дезадаптации воспитанников детского дома является то, что дети привыкают к проживанию в детском доме, а также неумению включаться в социум и контактировать с незнакомыми людьми.

В  следствии  этого, процесс  воспитания детей  в  детских  домах  требует особенных методов его организации. Существенным в воспитании детей-сирот является  применение психолого-педагогических  методов  для становления личности ребенка, который в процессе своего развития формирует навыки и способности самостоятельно планировать свою модель поведения для успешной интеграции в общество.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности в социуме.

Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения.

На сегодняшний день накоплен положительный опыт многообразия форм, средств и методов работы с детьми из детского дома по социальной адаптации. К ним относятся различные виды:

  • деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.),
  • психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия),
  • специальной помощи (игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия);

направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни в условиях детского дома и в самостоятельной жизни.

Для эффективности социальной адаптации воспитанников  необходима

  • входная и выходная диагностика уровня готовности воспитанников детского дома к самостоятельной жизни;
  • выявление индивидуальных, групповых (социальных, педагогических, психологических) проблем воспитанников в условиях детского дома (сфера межличностных отношений, неготовность к взаимодействию с социумом;
  • отсутствие ясного представления о самостоятельной жизни, инфантилизм, неспособность предвидеть последствия своих поступков;
  • отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков; недостаточность сформированности самоконтроля и самодисциплины) и целенаправленная работа по каждому направлению.

Вывод:

Для эффективной социальной адаптации детей-сирот необходимо;

  • реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;
  • непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;
  • ограничивать влияние негативных социальных факторов;
  • развивать навыки межличностного общения у учащихся;
  • пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;
  • проводить первоначальные ознакомительные беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»

Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...

Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства  воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Проблема развития комуникативных навыков у подростков в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Коммуникативные навыки – это умение на практике грамотно принимать и передавать информационные сообщения, сохраняя его смысловую основу. Умение устанавливать и поддерживать контакты важно для че...

Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых...