Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.
статья на тему

Бурьева Оксана Павловна

Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vliyanie_emotsiy_na_zdorove.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.

Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье. При этом важно понимать, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями. Поэтому человека, которому рекомендовано избегать волнений и потрясений, следует оберегать не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.

        Слово «эмоции» в переводе с латинского значит «потрясаю волну».

Эмоции — это субъективные реакция человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители, они:

  • Сопровождают все процессы жизнедеятельности организма.
  • Могут вызываться ситуациями или событиями, существующими только в нашем воображении.
  • Передаются между людьми или животными.
  • Могут быть либо отрицательными (страховочными), либо положительными. Причем страховочных эмоций в несколько раз больше положительных.
  • Обязательно сопровождаются специфической физиологической реакцией.
  • Чем сильнее эмоция, тем активнее физиологическая реакция организма.
  • Продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных,  вызывает состояние стресса и чревато возникновением проблем со здоровьем.

Существует десять базовых эмоций, имеющих самостоятельное значение: интерес, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление. Каждая из них обладает своими функциями, переживается по-разному и по-разному влияет на человека [10, c.398].

  1. Страх  - эмоция, отражающая защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия. Тревога как вариация эмоции страха- эмоция, связанная с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности при удовлетворении социальных потребностей. Умеренный уровень тревоги позволяет предвидеть возможные препятствия и трудности  на пути достижения успеха и запланировать способы их преодоления. Средний уровень тревоги- обязательное условие активной деятельности. Усиление тревоги является необходимым следствием развития самосознания [10, c.315].

2. Печаль -эмоция, возникающая в трудных жизненный ситуациях в ответ на стрессогенные события. Эмоции печали, депрессии, горя могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение значимых для него потребностей [7, c.125].

3. Отвращение- Данная эмоция служит для избегания боли и неприятных на  вкус и потенциально опасных вещей. Отвращение связано с возникновением психического пресыщения, которое сопровождается раздражением  по отношению к выполняемой деятельности [10, c.467].

4. Презрение является эмоциональным переживанием сознания своего превосходства над другим человеком в нравственном, культурном или физическом отношении [11, c.273].

 5. Гнев- эмоциональное переживание, любого препятствия к достижению цели, ограничения физической или психической свободы, оскорбления, обмана [19, c.57].

6.Стыд представляет собой осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации. Стыд способствует развитию и сохранению Я-концепции и личностной идентичности, а также играет роль внутреннего наказания и мотиватора поведения.

[11, c.259].

7. Вина- эмоциональное отражение совести как ответственного отношения к своему поведению и следования своим убеждениям. В норме вина может и должна вести к человечности, к усилению чувствительности в межличностных отношениях и к увеличению творческих возможностей по использованию своего потенциала [10, c.412].

8. Удивление- эмоциональная реакция на необычность стимула, на впечатления от чего-либо неожиданного, странного, непонятного. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями [10, c.413].

9. Интерес повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирует к исследовательской и позновательной активности [10,c.416].

10. Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания как следствие мысленного свершившегося желаемого события [11, c.391].

        Физическим выражением эмоциональных переживаний могут  стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность одноклассников, неуверенность в себе, наличие комплексов и др.

Еще одной причиной эмоционального неблагополучия может стать болезнь ребенка, неудовлетворение потребностей (состояние фрустрации).      При неблагоприятной ситуации в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком психологических микротравм и порождают состояния аффективной напряженности и беспокойства, носящего реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в окружении и  свою беспомощность.

 Если человек не научился избавляться от негативных эмоций, то результатом напряжения являются мышечные зажимы, причинами которых могут эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах.

Гимнастика эмоций. Ученым В. Райх выделены несколько зон мышечных зажимов.

1. Область глаз (глаза, лоб). Зажатость выражается в «пустом взгляде», низкой подвижности век, глазных яблок. Ведут к такой зажатости нерешенные жизненные проблемы, продолжительные негативные эмоции. Избавиться от зажимов можно с помощью упражнений для области глаз.
2. Оральная область (рот, подбородок, горло, затылок). Проявляется при подавлении гнева, плача или желания кричать. Снять зажатость можно имитируя плач и выполняя упражнения для губ.
3. Область языка и шеи, где зажатость также говорит о сдерживании крика, плача и гнева. Устранить зажимы можно с помощью насильственного крика или рвотных движений.
4. Грудная область (мышцы груди, плеч и рук). Зажимы возникают при сдерживании бурной радости, гнева или страсти. Упражнения для рук и мышц плеч, а также дыхательная гимнастика помогут снять зажимы.
5. Поясничная область. Зажатость проявляется при сдерживании чувства неприязни, злости и при страхе нападения. Снимается зажим физическими упражнениями для мышц живота и поясницы.
6. Область таза и нижних конечностей зажимается при подавлении сексуального возбуждения или чувства гнева. Устраняется зажатость с помощью физических упражнений.

Если подобные состояния временные и Вам удается избавляться от негативных эмоций провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость может привести к развитию различных соматических заболеваний. Поэтому очень важно научиться управлять своими эмоциями.

Исследования показали, что эмоционально нестабильные тревожные люди часто страдают от проблем с желудком, позвоночником и головных болей. В то время как в организмах оптимистов при положительных эмоциях вырабатываются гормоны катехоламины, противостоящие воспалительным процессам, благодаря чему снижается риск простудных заболеваний, а выброс эндорфинов, уменьшает болевые ощущения.

Известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии,  установил закономерность:

Первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

То есть,  эмоции человека формируют образ  его мыслей, от которых зависит физическое состояние и здоровье.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, о чем свидетельствуют поговорки:  «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы

В игровой форме учеников начальной школы знакомим  с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...

"Марафон здоровья" спортивно-массовые мероприятия для учащихся начальной школы в рамках проекта "Здоровое поколение"

Для учащихся 1 класса. 4 тематические недели.  Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни; популяризация ценностей физической культуры и спорта; закрепление ценностей здорового и нра...

Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы

Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...

Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.

Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоц...

коррекционное занятие по формированию позитивного отношения к жизни для учащихся начальной школы "В поисках хорошего настроения"

По всей Республике Саха (Якутия) два раза в год проводятся Месячники психологического здоровья. В период МПЗ реализуются различные мероприятия для всех участников образовательного процесса по пропаган...

Разработка "День здоровья!"для учащихся начальной школы.

quot;День здоровья!"для учащихся начальной школы....

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...