Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.
статья на тему
Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vliyanie_emotsiy_na_zdorove.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.
Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье. При этом важно понимать, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями. Поэтому человека, которому рекомендовано избегать волнений и потрясений, следует оберегать не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.
Слово «эмоции» в переводе с латинского значит «потрясаю волну».
Эмоции — это субъективные реакция человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители, они:
- Сопровождают все процессы жизнедеятельности организма.
- Могут вызываться ситуациями или событиями, существующими только в нашем воображении.
- Передаются между людьми или животными.
- Могут быть либо отрицательными (страховочными), либо положительными. Причем страховочных эмоций в несколько раз больше положительных.
- Обязательно сопровождаются специфической физиологической реакцией.
- Чем сильнее эмоция, тем активнее физиологическая реакция организма.
- Продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, вызывает состояние стресса и чревато возникновением проблем со здоровьем.
Существует десять базовых эмоций, имеющих самостоятельное значение: интерес, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление. Каждая из них обладает своими функциями, переживается по-разному и по-разному влияет на человека [10, c.398].
- Страх - эмоция, отражающая защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия. Тревога как вариация эмоции страха- эмоция, связанная с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности при удовлетворении социальных потребностей. Умеренный уровень тревоги позволяет предвидеть возможные препятствия и трудности на пути достижения успеха и запланировать способы их преодоления. Средний уровень тревоги- обязательное условие активной деятельности. Усиление тревоги является необходимым следствием развития самосознания [10, c.315].
2. Печаль -эмоция, возникающая в трудных жизненный ситуациях в ответ на стрессогенные события. Эмоции печали, депрессии, горя могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение значимых для него потребностей [7, c.125].
3. Отвращение- Данная эмоция служит для избегания боли и неприятных на вкус и потенциально опасных вещей. Отвращение связано с возникновением психического пресыщения, которое сопровождается раздражением по отношению к выполняемой деятельности [10, c.467].
4. Презрение является эмоциональным переживанием сознания своего превосходства над другим человеком в нравственном, культурном или физическом отношении [11, c.273].
5. Гнев- эмоциональное переживание, любого препятствия к достижению цели, ограничения физической или психической свободы, оскорбления, обмана [19, c.57].
6.Стыд представляет собой осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации. Стыд способствует развитию и сохранению Я-концепции и личностной идентичности, а также играет роль внутреннего наказания и мотиватора поведения.
[11, c.259].
7. Вина- эмоциональное отражение совести как ответственного отношения к своему поведению и следования своим убеждениям. В норме вина может и должна вести к человечности, к усилению чувствительности в межличностных отношениях и к увеличению творческих возможностей по использованию своего потенциала [10, c.412].
8. Удивление- эмоциональная реакция на необычность стимула, на впечатления от чего-либо неожиданного, странного, непонятного. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями [10, c.413].
9. Интерес повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирует к исследовательской и позновательной активности [10,c.416].
10. Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания как следствие мысленного свершившегося желаемого события [11, c.391].
Физическим выражением эмоциональных переживаний могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность одноклассников, неуверенность в себе, наличие комплексов и др.
Еще одной причиной эмоционального неблагополучия может стать болезнь ребенка, неудовлетворение потребностей (состояние фрустрации). При неблагоприятной ситуации в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком психологических микротравм и порождают состояния аффективной напряженности и беспокойства, носящего реактивный характер. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в окружении и свою беспомощность.
Если человек не научился избавляться от негативных эмоций, то результатом напряжения являются мышечные зажимы, причинами которых могут эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах.
Гимнастика эмоций. Ученым В. Райх выделены несколько зон мышечных зажимов.
1. Область глаз (глаза, лоб). Зажатость выражается в «пустом взгляде», низкой подвижности век, глазных яблок. Ведут к такой зажатости нерешенные жизненные проблемы, продолжительные негативные эмоции. Избавиться от зажимов можно с помощью упражнений для области глаз.
2. Оральная область (рот, подбородок, горло, затылок). Проявляется при подавлении гнева, плача или желания кричать. Снять зажатость можно имитируя плач и выполняя упражнения для губ.
3. Область языка и шеи, где зажатость также говорит о сдерживании крика, плача и гнева. Устранить зажимы можно с помощью насильственного крика или рвотных движений.
4. Грудная область (мышцы груди, плеч и рук). Зажимы возникают при сдерживании бурной радости, гнева или страсти. Упражнения для рук и мышц плеч, а также дыхательная гимнастика помогут снять зажимы.
5. Поясничная область. Зажатость проявляется при сдерживании чувства неприязни, злости и при страхе нападения. Снимается зажим физическими упражнениями для мышц живота и поясницы.
6. Область таза и нижних конечностей зажимается при подавлении сексуального возбуждения или чувства гнева. Устраняется зажатость с помощью физических упражнений.
Если подобные состояния временные и Вам удается избавляться от негативных эмоций провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость может привести к развитию различных соматических заболеваний. Поэтому очень важно научиться управлять своими эмоциями.
Исследования показали, что эмоционально нестабильные тревожные люди часто страдают от проблем с желудком, позвоночником и головных болей. В то время как в организмах оптимистов при положительных эмоциях вырабатываются гормоны катехоламины, противостоящие воспалительным процессам, благодаря чему снижается риск простудных заболеваний, а выброс эндорфинов, уменьшает болевые ощущения.
Известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил закономерность:
Первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.
То есть, эмоции человека формируют образ его мыслей, от которых зависит физическое состояние и здоровье.
Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, о чем свидетельствуют поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы
В игровой форме учеников начальной школы знакомим с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...
"Марафон здоровья" спортивно-массовые мероприятия для учащихся начальной школы в рамках проекта "Здоровое поколение"
Для учащихся 1 класса. 4 тематические недели. Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни; популяризация ценностей физической культуры и спорта; закрепление ценностей здорового и нра...
Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы
Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...
Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.
Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоц...
коррекционное занятие по формированию позитивного отношения к жизни для учащихся начальной школы "В поисках хорошего настроения"
По всей Республике Саха (Якутия) два раза в год проводятся Месячники психологического здоровья. В период МПЗ реализуются различные мероприятия для всех участников образовательного процесса по пропаган...
Разработка "День здоровья!"для учащихся начальной школы.
quot;День здоровья!"для учащихся начальной школы....
«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...