Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы
методическая разработка по теме

В игровой форме учеников начальной школы знакомим  с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками средней школы ( 6-7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №96 Калининского района Санкт- Петербурга

Заместитель директора по ВР Ольховская Е.В.

           

               Внеклассное мероприятие

«Путешествие в город   чистоты и порядка» 

(для учащихся начальной школы, проводится по параллелям)

Цель: формирование верных представлений о гигиене  у младших школьников;  привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

Оборудование:

  1. Презентация с  маршрутом путешествия, (сюжетные картинки по формированию ЗОЖ,иллюстрации героев (микроб),
  2. Индивидуальные раздаточные материалы ( куклы,расчески, зубные щетки)
  3. Костюмы  Доктора Чистюлькина  и Грязнули для ведущих-учащихся средней школы(6-7 клас)

Ход мероприятия:

Грязнуля: Ой, куда это  я попал? Автобус какой-то, карта….Куда это вы все собрались? А вы кто? Водитеь? Экскурсовод?

(Слайд № 1)-Карта маршрута

Доктор Чистюлькин:  Я профессор здорового образа жизни доктор Чистюлькин. И сегодня я буду опровождать вас в удивительном путешествии. А ты то сам кто?

 Грязнуля: Я? Да я обычный ребенок.

Доктор Чистюлькин:  Обычный?! Нет! Ты необычный, посмотри на себя. Неряшливый, не расчесанный, чумазый. Ты путешествия любишь?

Грязнуля; Конечно люблю!

Доктор Чистюлькин: Тогда собирайся с нами в долгое увлекательное путешествие – в Город чистоты и здоровья. Но до него нам предстоит долгий путь, мы будемостанавливаться в разных поселках, городах, странах, будем знакомится с их обитателями.

(Слайд №2) с увеличенным изображением микробов.

Грязнуля: Ой, кто это такие? Какие-то страшилы, монстры.Ребята,вы знаете кто это?

Предположительный ответ учеников: Микробы

Профессор Чистюлькин: Сегодня я решил рассказать вам о моем любимом предмете – Чистоте. Не рассказав о том, кто такие микробы я не  объяснить вам важности чистоты. И хотя я ученый и профессор, а вовсе не поэт, я все-таки решил сочинить стихи. Просто я подумал, что мой рассказ в стихах и картинках будет интереснее и веселее. Сейчас я объясню вам, кто такие микробы:

Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей,

Всех страшных болезней причина – микроб,

А разглядишь его лишь в микроскоп.

Грязнуля: Итак, наше путешествие начинается.

(Слайд №3)Продвижение автобуса по карте

 Грязнуля: Смотрите, вот и первая остановка – (медленно читает название) станция Грязнулькино.

(Слайд 4) станция Грязнулькино

 Доктор Чистюлькин: Здесь живут люди, которые совсем перестали заботиться о чистоте и здоровье. Они не чистят свою обувь и одежду, не моют руки и не чистят зубы, не пользуются носовым платком. Самым странным человеком на этой станции считается тот мальчик, о котором рассказывается в стихотворении Л.Янхина «Очень правдивая история».

Грязнуля: Ой, это про меня стихотворение, я прочту!

             Жил на свете мальчик странный –

              Просыпался поутру

              И бежал скорее в ванну

              Умываться. Я не вру.

                            Сыну мама запретила

              Умываться по утрам,

              Убрала подальше мыло,

              Перекрыла в ванной кран.

Профессор Чистюлькин:  Как вы думаете, правильно ли поступила мама? Почему?

Предположительные ответы учеников: 

  1. Утром и вечером надо обязательно умываться, чистить зубы.
  2. Руки надо мыть перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
  3.  Если не чистить зубы, то они разрушаются от кариеса.

Доктор Чистюлькин: На  зубах все время образуется мягкий налет, в 1/10 грамма которой   содержится около 800 миллионов микробов. Этот налет удаляется с помощью зубной пасты и щетки. Но не забывайте менять щетку раз в 3 месяца.

Грязнуля: Ой, я не хочу что бы у меня во рту микробы жили. Кто может показать мне как надо чистить правильно зубы?

( вызываются желающие- 3-5 учащихся и демонстрируют как правильно чистить зубы)

(Слайд№5) Как правильно чистить зубы

Профессор Чистюлькин коментирует и демонстрирует как правильно чистить зубы (не менее 1 минуты, движениями от десен по зубам,снаружной  и внутренней стороны зубов)

Доктор Чистюлькин: А знаете, что еще нравится микробам?

Грязнуля: Я знаю, я! Сейчас рассажу.

Когда в ботинках вся семья гуляет по паркету,

И в квартирах мыли пол  только прошлым летом.

Когда игрушки на полу лежат горой огромной,

Когда одежду перед сном бросают в угол темный.

Когда никто не моет рук, без пятен нет рубашек.

И ловит вялых мух паук среди кастрюль и чашек.

Профессор Чистюлькин: Люди, живущие на станции Грязнулькино, перестали заботиться о своих волосах, мыть их и подстригать. (Слайд №6) Больные и неухоженные волосы А что вы, ребята, знаете об уходе за волосами?

Предположительные ответы учеников:

  1. Надо ухаживать за волосами
  2. Постригать секущиеся кончики
  3. Мыть волосы по мере загрязнения
  4. Делать аккуратную прическу ( и т.д.)

Профессор Чистюлькин: Волосы живут на голове 2-4 года. Их надо расчесывать несколько раз в день. При расчесывании кожное сало равномерно распределяется по всей длине волос, они становятся более эластичными. Волосы надо расчесывать не спеша, аккуратно, чтобы они не спутывались и не обрывались. А что вы, ребята, знаете об уходе за волосами?

(Слайд № 7)Правила ухода за волосами

Грязнуля: Ребята, мы с вами сейчас внимательно прослушали, как ухаживать за волосами. А сейчас давайте проверим, внимательно ли вы слушали.

(Проводится конкурс «Помоги кукле расчесать волосы»)

Грязнуля: Я все понял. Вот и волосы уже расчесал.А вы поняли?Надеюсь,  что жители станции Грязнулькино услышали наши советы и впредь станут аккуратными и опрятными. А сейчас профессор чистоты расскажет, как микробы попадают к нам домой и что с ними нужно делать..

Доктор Чистюлькин: Если мусор из кармана

                                      Прямо на пол выгребать,

                                      Если кожуру банана

                                      Мимо мусорки бросать,

                                      То микроб в своей газете

                                      Эти новости прочтет,

                                      И со всей семьей микробной,

                                      В твоем доме заживет.

                                    И тогда от  всех болезней

                                    Станешь кашлять и чихать.

                                    И гулять тебя не пустят,

                                    И с друзьями поиграть.

                                    Если ты болеть не хочешь

                                    Или взаперти скучать,

                                   То с микробами сегодня

                                   Начинаем воевать!

      Грязнуля: Профессор, мы все поняли, да ребята? И больше не хотим быть похожими на жителей станции Грязнулькино.Давайте скорее уедем отсюда и продолжим наше путешествие. (Слайд №8) Передвижение автобуса по маршруту Следующая остановка – город Лентяйск. Этот город находится совсем недалеко от станции Грязнулькино,  да и жители очень похожи друг на друга. Ведь лентяи чаще всего бывают неряхами.(Слайд №9) Горд Лентяйск

Доктор Чистюлькин:  Им лень умыться, почистить зубы, убрать в комнате, застелить свою постель. Вот послушайте, о чем мечтает один из жителей этого города:

(Слайд №10) Лентяй (аудиофайл со стихами)

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само бы меня мыло –

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали б все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй и отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй…

Грязнуля: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы вас не назвали лентяем?

Предполагаемые ответы учеников( по наводящим вопроса Профессора Чистюлькина):

  1. Надо старательно учиться, держать в порядке свои вещи, школьные принадлежности, убирать в квартире.
  2. Надо заботиться о свежем воздухе в помещении. Комната должна проветриваться 2 раза в день по 25-30 минут. Каждый день следует проводить влажную уборку.
  3. А еще надо соблюдать режим дня, не терять времени понапрасну.

Професор Чистюлькин: Да, если прогнать от себя лень, то день становится длиннее.

Грзнуля: А давайте вместе споем песенку про лень

Дети поют «Песенку про лень» (слова И.Михайловой, музыка В.Тугаринова)

(Слайд №11) Движение автобуса по маршруту путешествия, остановка в поселке Загадкино.

Профессор Чистюлькин: Теперь наш путь лежит дальше, к поселку Загадкино. Здесь живут очень любознательные ребята. Они много читают, а гостям обычно предлагают отгадывать загадки. Готовы?

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.  (Слайд №12)  Зубная щетка

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.  (Слайд № 13) Мыло

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.  (Слайд № 14)Губка

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Слайд №15)Утюг

( Слайды с отгадками демонстрируются после того, как дети отгадали загадку)

Доктор Чистюлькин: Молодцы, вы хорошо знаете тех, кто помогает нам поддерживать чистоту. Значит, теперь мы можем отправлять в город Чистоты и Порядка.

(Слайд № 16) Движение по маршруту, остановка в городе Чистоты и порядка

(Грязнуля в ходе мероприятия на каждой станции преображается: причесывается, вытирает лицо и руки влажной салфеткой, заправляет рубашку в брюки, надевает чистый красивый свитер )

Грязнуля: Посмотрите, какой он красивый и чистый! Сколько в нем ярких клумб! Все газоны аккуратно подстрижены, а на тротуарах нет ни одной соринки. Посмотрите, какие нарядные жители ходят по этому городу. У них отглажена одежда, причесаны волосы. Только от каждого из нас зависит, сможем ли мы стать его жителями. Я надеюсь, что все мы будем этого достойны. А превратить наш город в город Чистоты и Порядка очень просто.

Доктор Чистюлькин: Чтобы было хорошо, чисто на планете,

                                           Я даю рецепт такой, взрослые и дети:

                                           Фантик, огрызки, обрезки бумаг

                                           В урну бросай или в мусорный бак.

                                           Цветы не срывай, кусты не ломай,

                                           Зверей и букашек не обижай!

Чистюля(бывший Грязнуля): Наше путешествие подошло к концу. Я желаю вам быть счастливыми и здоровыми, не забывать, что чистота – залог здоровья.

Доктор Чистюлькин: Теперь, ребята, когда вы прошли занятие в нашей школе Чистоты, вы, надеюсь стали настоящими Чистюлями, как наш бывший Грязнуля. Поздравляю вас!

И солнце ярче светит сквозь чистое окно,

И радуются дети, когда вокруг светло.

Когда сверкает речка, вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы, когда Чистюля ты!

Звичит музыка. Детям вручаются дипломы.

Список использованной литературы :

  1. А.Г.Макеева, И.А.Лысенко «Долго ли до беды?» Москва, Линка-Пресс,2000.
  2. Программа «Здоровый малыш» ННИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, «Азбука здоровья».
  3. Программа «Здоровый малыш» ННИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, «Азбука чистоты».
  4. Бескоровайная Л.С. «Подготовка праздников в начальной школе. В помощь учителю 1-4 классов» Феникс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование установок здорового образа жизни у детей начальной школы

Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося....

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.

Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...