Конкурсное задание "Методический семинар"
опыты и эксперименты по теме
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Серова Екатерина Альбертовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя школа №25»
г.о.Саранск Республики Мордовия
Музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание.
И таким образом, музей будет действовать душеобразовательно,
делая всех и каждого «музеообразным". Н. Ф. Федоров
Безусловно, в настоящее время одной из главных задач образования является - как можно раньше начать формировать чувства патриотизма и гражданственности у ребенка. Учитель всегда находится в поиске средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как одного из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы, повышение качества образования. Метод, который выбрала я, – сращивание школьного образования с музейной практикой в процессе урочной и внеурочной деятельности. А проще говоря – музейная педагогика.
История многогранна! Её нельзя рассматривать как отдельно взятое событие. Она должна объединять государства, эпохи, приводить к пониманию причинно-следственных связей. Поэтому нужно стремиться прививать школьникам осмысление того, что история – не просто наука, но основная составляющая современной жизни индивида и общества, жизни семьи, страны, мира.
Сегодня на государственном уровне делается многое для того, чтобы популяризировать историю как науку в глазах российской молодежи: осуществляются различные проекты, проводятся акции, внедряются новые технологии, расширяются связи истории с другими предметами. Несмотря на попытки государства пробудить интерес у молодого поколения к истории, и в частности, к отечественной истории, результаты продолжают оставаться неоднозначными.
Как же развить историческое самосознание у школьника, в руках которого всевозможные гаджеты и всеохватывающий интернет? Как разбудить в ребенке мотивацию к изучению собственной истории, истории своей семьи, края, страны?
Ответом на это может стать вызов: «А пойдемте в музей!». Но в процессе образования нужно не просто идти в музей на экскурсию, его нужно создавать, через музейные экспонаты нужно научиться соединять прошлое и настоящее, в нем необходимо работать.
Актуальность поставленной проблемы обусловило выбор темы моей исследовательской работы: «Роль музейной педагогики в воспитании патриотизма и гражданского самосознания учащихся в условиях внедрения ФГОС».
Вышеуказанные позиции определили проблему моего исследования, которая заключается в поиске путей воспитания патриотизма и выражение гражданской позиции у обучающихся через музейное дело.
Объектом исследования является музей как социокультурный институт, включающий в сферу своей деятельности патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Предметом исследования – процесс формирования патриотических чувств школьников в рамках работы школьного музея.
Методы исследования: теоретический, обобщение и анализ опыта работы образовательного учреждения, диагностический, эмпирический, поисковая, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа, статистические методы.
Цель исследования: рассмотреть возможности школьного музея и его роли в формировании гражданской и патриотической самореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
Задачи исследования:
- формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
- помощь обучающимся в умении формулирования гражданской позиции;
- развитие у воспитанника умения выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их;
- формирование научных и профессиональных интересов;
- популяризация музея посредством сети Internet.
Гипотеза исследования: с помощью технологии «Музейная педагогика» возможно повышение уровня ключевых компетенций школьников, а также проявление интереса к истории и привитие чувств патриотизма и гражданского самосознания.
Механизм реализации заключается в организации взаимодействия учебного процесса с духовно-нравственным воспитанием, а также привлечении к культурным истокам через сотрудничество с музеями, архивами, научным содружеством.
Результатом являются воспитание патриотизма и гражданского самосознания школьников посредством музейной педагогики, личностных ориентиров достойного гражданина России.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследуются теоретические основы патриотического и гражданского воспитания, рассматриваются средства и формы деятельности школьного музея.
Практическая значимость исследования. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогики: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Воспитывать патриота – долг каждого педагогического коллектива, поэтому патриотическое воспитание школьников должно состоять в систематической и целенаправленной деятельности учителей по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, малой родине, школе, готовности к выполнению гражданского долга.
Реализовать эту практическую задачу помогают школьные музеи. В нашей школе взаимосвязанно действуют сразу четыре музея: Музей боевой славы «Набат времени», Музей культуры родного края, Музей театра «Остановись, мгновение!» и единственный в Мордовии Музей истории Воздушно-десантных войск Российской Федерации.
Таким образом, у ребят в нашей школе развивается разностороннее восприятие окружающей действительности. Они самостоятельно могу выбрать направления во внеурочной деятельности и заниматься в зависимости от интересов. К тому же урок, проведенный в кабинете-музее, мотивирует ученика на успех. А как иначе, если этот музей живет детскими трудами!? Так или иначе, музейная деятельность определяет ученика как разностороннего, творческого, имеющего историческое самосознание гражданина своего Отечества!
Я, Серова Екатерина Альбертовна, учитель истории и руководитель Музея боевой славы «Набат времени». В нашей школе музейное дело успешно реализуется более 40 лет. По материалам школьного музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени», который был создан в 1972 году и посвящен страницам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ведется активная работа по следующим направлениям:
- внедрение экспериментальных методик в преподавание истории и обществознания в рамках ФГОС;
- осуществление исследовательской и научно-практической деятельности;
- организация поисковой деятельности;
- реализация авторского курса внеурочной деятельности «Я творю музей»;
- разработка инновационных подходов в воспитательном процессе;
- проведение экскурсии, внеклассных мероприятий.
Согласно свидетельству № 3395 музею «Набат времени» был присвоен статус «Школьный музей». Наряду с факультативной и внеурочной деятельностью, в кабинете-музее проводятся уроки истории и обществознания. Таким образом, распределение учебной нагрузки, проводимой в музее, следующая: 70% - проведение уроков; 20% - внеурочная деятельность; 10% - проведение экскурсий.
Работа школьного музея соответствует требованиям Федеральных стандартов. Музей, в рамках ФГОС, объединяет учебную и внеурочную деятельность в единое целое и дает возможность осуществлять научно-исследовательскую, поисковую, проектную работы, которые в практическом понимании выражаются в проведении экскурсий, выступлений на НПК разного уровня, создание макетов и выпуск печатной продукции. Схема 1, на мой взгляд, наиболее полно отражает работу школьного музея в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности.
Хочется раскрыть некоторые особенности практической работы нашего музея «Набат времени»:
Научно-исследовательская и проектная деятельность. Научно-исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся. Даже если научное исследование было успешно выполнено, то по его завершению возникает нередко проблема внедрения результатов исследования в учебный процесс. В нашем случае исследовательские и проектные работы всегда находят применение в работе музея. Так, на основе существующих источников, усилиями учащихся были разработаны новые стенды:
- Хатынь: боль и скорбь
- Брестская крепость – герой
- Города – герои
- Герои ВОВ
- Жизнь и подвиг Игоря Косарева
- Рассказ о пропавших без вести
Новым веянием в проектной работе учащихся стало создание исторических миниатюр по различным тематикам. На уроках истории ученики изучают материал, во время внеурочной деятельности могут почувствовать себя «творцами» и создать свою «застывшую» историю. Так появились миниатюры «Невская битва», «Бородино», «Битва за Украину», «Курская дуга», макет Кафедрального собора св.праведного воина Феодора Ушакова. Ребята представляют свои проекты на школьных, городских и республиканских конкурсах, их работы занимают призовые места.
Поисковая работа. Осенью 2005 года на основе музея был создан поисковый отряд «Набат времени», вошедший в единую структуру Мордовского республиканского патриотического объединения «Поиск». Полученные знания ребята проверяют на ежегодном слете поисковых отрядов Мордовии.
Благодаря поисковому отряду, происходит регулярное пополнение экспозиции музея. Все материалы, привезенные с «Вахт памяти», хранятся в музее, являются достоянием школы, широко используются в учебно-воспитательном процессе.
Музей является мощным средством формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, вызывает интерес к краеведческой работе, чувства интернациональной гордости за свой народ, свою Родину.
Проведение экскурсий в музее «Набат времени». Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Необходимо сделать так, чтобы во время экскурсии вовлечь учащихся в процесс знаний через рассказ, вопрос-ответ, игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, использование компьютерных технологий.
Экскурсии в нашем музее разрабатывают и проводят сами учащиеся. Нередко в основу экскурсий входят исследовательские работы учеников. В основном материалы к экскурсиям подбираются в рамках курса «Я творю музей» и приобщены к героическим событиям отечественной истории и Дням воинской славы России:
- 27 января - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год);
- 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
- 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); и другие.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интерес к экскурсиям по-прежнему велик, все больше учащихся приобщаются к деятельности музея.
Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле. Что дают информационные технологии для подъёма интереса к музейному делу среди учащихся?
Для мотивации, ориентированной на получение учащимися различных компетенций посредством музейного дела, разработаны следующие направления урочной и внеурочной деятельности:
- Подготовка банка презентаций по материалам музея. Учащиеся школы - актив музея «Набат времени» - организованно ведут подготовку банка презентаций для виртуальных экскурсий по отделам экспозиций музея.
- Создание документальных фильмов. Учащиеся преобразуют научно-исследовательские работы в интересные творческие труды с помощью мультимедийных технологий.
- Работа сайта школьного музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени». Функционирование сайта может разрешить вопросы и проблемы, связанные с использованием цифровых технологий и ресурсов Интернет в музейном деле. Сайт музея направлен на помощь в обмене информацией, опытом работы с другими школьными и краеведческими музеями города, республики, страны.
- Оцифровка документов. Многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы
- Работа с документ-камерой. Документ-камера – это камера, которая предназначена для передачи изображений документа. Эта технология позволяет сделать процесс преподавания более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
- Работа с источником Интернет. Интернет-источник незаменим и в работе музея. Приходится постоянно обращаться к таким ресурсам, как «Подвиг народа», «Мемориал», «Карта памяти» и другим.
Сотрудничество с другими организациями. Музей «Набат времени» активно сотрудничает с городским советом ветеранов, что доказывают многочисленные Почетные грамоты, совместные мероприятия, выпуск печатных изданий. Поддерживается активная работа с музеями города: Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., музей им. А.И. Полежаева, краеведческий музей.
Особый интерес к уникальным материалам нашего музея проявляет Республиканская архивная служба Республики Мордовия. Сегодня ведутся переговоры о большой совместной работе над рисунками В.И.Феднина и картинами А.П. Краснопрошина.
В качестве результатов использования технологии «Музейная педагогика» должна отметить:
- позитивную динамику изменения мотивации учащихся;
- позитивную динамику показателей качества знаний обучающихся;
- активизацию навыков совместного взаимодействия;
- усиление способности к самоконтролю и саморазвитию;
- способность переносить приобретенные компетенции в различные сферы жизнедеятельности;
- повышение уровня заинтересованности и комфортности обучения;
- позитивную динамику количественных и качественных показателей, участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
Я считаю, что музейная технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Нам надо помнить, что история и культура жива, пока мы интересуемся ею, бережно передаём её другим поколениям, пока мы её творим. А наградой за наши труды будет ребёнок, ставший человеком грамотным, воспитанным, благодарным, любящим свою Родину и стремящимся принести ей пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"
"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...
Конкурсное задание "Методический семинар"
Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...