Особенности воспитательной работы с подростками
статья на тему

Логвинова Анна Сергеевна

Особенности воспитательной работы с подростками

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_razvitiya_chashchihsya_12-15_let.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной работы с подростками

Как быстро растут дети! Впервые мы обращаем на это внимание, когда из начальной школы дети приходят в пятый класс. Вчерашние малыши-шалуны, чьи проказы в большинстве своем только забавляли взрослых, напоминая сюжеты юмористического киножурнала «Ералаш» становятся зачастую совершенно другими, незнакомыми, непонятными, новыми. Учителя старшей школы расстраиваются – «В этом году пятые классы очень сложные». Учителя начальной школы разводят руками «Нет, мы так детей не воспитывали».

Немного придя в себя от шока учитель и воспитатель вспоминают, что цель современного образования – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Таким образом на ступени ООО мы должны продолжить процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

Цель ясна!

Что же нам дано?

Перед нами дети 11-15 лет, в которых едва узнаются вчерашние учащиеся начальной школы, а также их родители, которые, честно говоря, с каждым днем все больше устают от возложенных на них воспитательных функций, говоря, что не справляются, что дети их не слушаются и не воспринимают. Часто родители отказываются принимать изменения в поведении своих детей, не осознавая взросления, не понимая, что перед ними не маленький сыночек или дочка, а формирующийся взрослый человек.

В результате имеем равнобедренный треугольник воспитания с вершинами А, В, и С, где А – подросток, В – родители и С – школа. Только при взаимодействии всех участников процесса воспитания получится достигнуть цели, и это аксиома, не требующая доказательства.

Остается одно! Знакомиться заново!

Возраст 11-15 лет принято относить к подростковому. Это время завершения детства и начало длительного перехода к взрослости, которое характеризуется интенсивными процессами психического, личностного, социального, физиологического созревания человека.

Дети в возрасте 11-15 лет требует к себе особого внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих сил и возможностей подрастающего человека, несмотря на противоречивость, которая составляет основную суть подросткового периода развития личности.

В подростковом возрасте наблюдается сильный скачок в развитии психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы, формируются ценностно-мотивационные установки.

Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее.

Вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте человек начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Таким образом, постепенно «у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека». Физическое «Я» - это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Общеизвестны проблемы подросткового периода:

1) заниженная самооценка;

2) вспыльчивость;

3) необщительность;

4) конформизм;

5) употребление наркотических веществ.

Излишняя требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить его раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Любые конфликты пагубно сказываются на развитии личности.

Особенностью процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, потребность в неформальном общении со взрослыми у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками.

В этом возрасте важно не потерять связь ребенка с семьей, продолжить формирование семейных ценностей, укрепление взаимосвязей между подростками, родителями и школой.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Педагог должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей и опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. 

В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы - помочь им в этом.

Любовь и уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего, добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

В практике сложились следующие формы работы с семьей: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотовыставки, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: кружки, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

Остановимся на таких некоторых видах работы с родителями.

Деловая игра является методом оптимизации взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.

Деловая игра - это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Сталкиваясь с организацией совместной деятельности родителей и детей, мы нередко теряемся, пытаясь найти что-то новое и оригинальное. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Возможно, приведенные далее виды сотрудничества с семьей помогут разнообразить педагогам свой арсенал:

в познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и другие;

в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение помещений, посадка аллей, ярмарка-распродажа поделок, выставки «Мир моих увлечений» и другие;

в досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, слеты, экскурсионные поездки, домашние клубы выходного дня, где родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и другие.

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Литература

  1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-2-е изд., перераб.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.- 379с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.,1986.- 422с.
  3. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель.- 2007.-№ 6.- С.126-131.
  4. Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование 1998.- № 4.- С. 124.
  5. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983. -96с., с.176
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 456с
  7. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов /Под общ. редакцией Е.Н. Степанова. -М.: ТЦ Сфера, 2004 – 160
  8. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование1997.№1.- С.82-87

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ

Цель воспитательной работы с подростками   – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание  помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКами В КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДАХ СПОРТА.

Публицистическая статья на тему "Воспитательная работа с подростками в коллективных видах спорта"...

Организация воспитательной работы с подростками «группы риска»

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...

Особенности организации работы с подростками по семейному воспитанию в специальной школе-интернате

Подготовка воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни является  очень сложной задачей в силу нескольких причин....

Особенности воспитательной работы с одарёнными подростками в условиях школы-интерната.

Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Френсисом Гальтоном. Уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические свойства человека ...