Управление процессом формирования УУД в условиях ФГОС ООО.
статья на тему

Управлять – значит вести других к успеху.

 

Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление процессом формирования УУД в условиях ФГОС ООО.

Управлять – значит вести других к успеху.

Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Управление процессом формирования УУД включает в себя следующие элементы:

  1. Ресурсы. Возможности ОУ
  2. Риски
  3. Планирование
  4. Измерение «входа в процесс»
  5. Основная деятельность процесса
  6. Контроль и коррекция
  7. Анализ. Принятие решения
  8. Определение ожидаемого результата.

ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  1. Умеющий учиться
  2. Осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности
  3. Способный применять полученные знания на практике.

Требования к результатам ФГОС:

  1. Личностные
  • Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
  • Сформированность мотивации к обучению и познанию,
  • Наличие ценностных установок обучающихся, социальных компетенций.

  1. Предметные
  • Освоенные умения специфические для данной предметной области,
  • Освоенные виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных и проектных ситуациях,
  • Формирование научного типа мышления, научных представлений о теориях, владение терминологией, понятиями.

  1. Метапредметные
  • Освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия,
  • Способность их использовать в учебной познавательной и социальной практике,
  • Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества,
  • Построение индивидуальной образовательной траектории

 Определение УУД

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальность УУД:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Функции УУД:

  1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в  поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

Виды УУД:

  1. Личностные обеспечивают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
  2. Регулятивные обеспечивают организацию учебной деятельности
  3. Познавательные общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем
  4. Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других, продуктивно взаимодействовать, сотрудничать.

Ресурсы:

  1. Информационно-методические
  2. Материально-технические
  3. Финансово-экономические
  4. Кадровые
  5. Психолого-педагогические

Риски:

  1. Неготовность обучающихся к получению образования в новых условиях
  2. Уровень готовности учителей, мотивированность на инновационное поведение.
  3. Программно-методическое сопровождение
  4. Недостаточность материалов критериальной оценки результативности работы по формированию УУД

Условия формирования УУД:

Учитель знает:

  1. Важность формирования УУД
  2. Сущность и виды УУД
  3. Педагогические приемы и способы их формирования

Учитель умеет:

  1. Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД
  2. Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД
  3. Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД

Организация методической работы:

  1. Педсоветы
  2. Работа на кафедрах
  3. Практико-ориентированный семинар
  4. Методические декады
  5. Самообразование
  6. Повышение квалификации

Эффект Рингельмана

В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана».

Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.

Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается.

Но – увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь - уже лишь 49%.

Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.

Причина – ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей водой: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена.
При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.
Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку.

Организация  самостоятельной методической работы учителей по темам:

  • - «Формирование познавательных универсальных  учебных действий – основа успешного учения школьников»;
  • - «Методы формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
  • - «Развитие информационно-познавательных умений   на уроках  русского языка/литературы/математики и т.д.»;
  • -  «Приемы формирования мыслительных операций «анализ», «сравнение», «обобщение» и др.»;
  •  - «Формирование коммуникативных умений при изучении предметов естественно-математического цикла».

Внутришкольный контроль (ВШК):

C:\Users\Алексей\Desktop\Снимок.JPG

Планирование  ВШК с учетом требований новых ФГОС:

  1. Синхронизация деятельности педагогов предметников  в области формирования УУД. Контроль деятельности.
  2. Определение групп УУД для диагностики и  контроля на разных этапах обучения.
  3. Включение в административные контрольные работы  заданий на оценку сформированности УУД.
  4. Деятельность учителя по анализу уровня сформированности различных групп УУД у обучающихся.
  5. Учет индивидуальных достижений учащихся
  6.  Анализ деятельности  ОУ по проблеме  формирования УУД (Динамика развития кадров, динамика овладения УУД обучающимися).

Пример формирования УУД:

  • Данная методика была создана Эдгаром Дейлом в 1969 году.
  • Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
    - слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это
     наименее эффективный способ выучить что-либо;
  • - обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":

Пример формирования УУД:

  • Варианты, предложенные Эдгаром Дейлом:
  1. Проведение лекций
    Позвольте обучающимся выступить в роли преподавателя, пусть они сами объяснят новую тему другим ученикам.
  2. Пишите статьи.
    Создание презентаций, написание докладов, рефератов – более глубокое погружение в тему.
  3. Создавайте аудио и видеопрограммы.
    Вариант роли преподавателя. Пусть ученики создадут аудио выступление по теме или видео с пояснениями.
  4. Обсуждайте.
    Проведение дискуссий. Это требует глубокого вовлечения в тему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся на уроках МХК

Выступление на педсовете ГБОУ СОШ №  460 с определением профессиональной компетентности учителя на примере уроков МХК...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Научно-теоретическое обоснование путейсовершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми имолодежью на основе использования инновационных форм этой работы....

Управление процессом формирования системы качества образования

Управление процессом формированиясистемы качества образования...

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...