Рабочая программа по швейному делу.
рабочая программа (9 класс) по теме

Программа по швейному делу для детей 5-9 классов коррекционной школы 8 вида. Указано содержание и наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_5-9_po_shveynoe_delo.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новооскольская специальная

общеобразовательная школа-интернат»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

гуманитарно-социального профиля

___________

                  Куприянова Г.Н.

Протокол № ___  

от «____»________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы-интерната по УВР

___________

                         Воевода Н.И.

«____»____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор

школы-интерната

_____________

                             Захарова Т.А.

Приказ № ___

от «___»_____________ 2016 г.

Рабочие программы

по швейному делу

     для обучающихся 5-9 классов

                                                   

                                                                                  Составитель:

                                                                                                                        Учитель по трудовому                 обучению Косова Н.И.

       

2016 год

Пояснительная записка

Рабочие программы по предмету «Швейное дело» составлены на основе:

  • Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  В.В. Воронкова. – Владос, 2010.
  • Федерального закона «Об образовании в РФ», 2012.
  • Учебного плана школы.

Обучение предмету ведется по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Учебники.

  • 5 класс. Авторы-составители: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2007.
  • 6 класс. Авторы-составители: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2007.
  • 7 класс. Авторы-составители: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. -                            М: Просвещение, 2007.
  • 8 класс. Авторы-составители: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2007.
  • 9 класс. Авторы-составители: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая -                            М: Просвещение, 2010.

     На уроках швейного дела в 5—9 классах учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов. Учащиеся изучают мерки фигуры человека, построение чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы школы.                                                                                                                                                 Программа  предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и другой продукции: шторы, покрывала, скатерти, ремонт верхней одежды.

      Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках рисования, математики, чтении, естествознания и истории.

      Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.

        В программу швейное дело в 5-9 классах введен новый раздел – вязание. Здесь занятия предусматривают поэтапное усложнение материала, когда в каждом последующем классе происходит расширение специальных знаний и совершенствование необходимых умений и навыков ручного вязания, конструирования, моделирования игрушек, предметов быта, одежды. Особое внимание уделено развитию художественно-эстетических, творческих, дизайнерских, изобретательских способностей учащихся.

        Изучение предмета «Швейное дело» направлено на достижение следующих целей и задач.

Цели:

  • подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению заданий по пошиву женской и детской легкой одежды.
  • овладение умениями:

     - работать с чертежами и выкройками из журналов мод;

     - проводить примерку изделия;

     - моделировать фасоны фартука, платья, халата, рукава, блузки;

     - применять современную обработку изделий;

     - приобрести навыки работы со спицами и крючком.

  • коррекция и развитие психических функций обучающихся;
  • воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

     Задачи:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

    Формы организации учебного процесса.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий: традиционный урок, урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование, интегрированный урок, урок-практикум, урок-эксперимент.

    Виды образовательных технологий, используемых на уроках швейного дела: технология индивидуализации обучения, игровые технологии, технология обучения с использованием опорных схем, технология применения информационных компьютерных средств,  здоровьесберегающие технологии.

    Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах: устный опрос, тестирование (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий), самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация включает в себя почетвертное и годовое оценивание результатов учебного труда. Годовая промежуточная аттестация проводится без аттестационных испытаний, в 9 классе сдается экзамен за курс обучения швейному делу.

    5 класс

    Автор программы для обучающихся 5 класса Л.С. Иноземцева. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы 5 класса, соответствует Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утвержденному 23.06.2006 г., учебному плану школы. Рабочая программа рассчитана на 210 ч. (35 недель по 6 ч. в неделю).

    Содержание программного учебного материала

    Программой не предусмотрены разделы и распределение часов по разделам, поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение разделов,  распределено по принципу целесообразности.

  Швейная машина – 9 ч.

  Вводное занятие

    Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

    Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места. Работа на швейной машине с ручным приводом. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.  Заправка верхней и нижней ниток.

     Работа с тканью  - 12ч.

    Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

     Ремонт одежды – 20 ч.

     Пуговица на стойке. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

      Практическое повторение – 14 ч.

     Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

     Вводное занятие – 1 ч.

     План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

     Работа с тканью – 23 ч.

     Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки. Выполнение станочного шва на образце.

    Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.

     Ремонт одежды – 18ч.

     Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты. Наложение заплаты.

    Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

    Вводное занятие – 1 ч.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Швейная машина с ножным приводом – 10 ч.

Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

   Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

     Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани –13 ч.

   Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

   Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

      Двойной шов – 8 ч.

 Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение. Выполнение двойного шва на образце.  

     Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применение двойного шва – 20 ч.

    Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

     Практическое повторение - 10 ч.

Изготовление салфетки и наволочки.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Накладной шов –8 ч.

Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

 Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

     Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов – 19 ч.

   Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани. Расчет расхода ткани.

   Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Отделка сумки.

    Практическое повторение –10 ч.

Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

   Декоративное вязание крючком – 12ч.

Различные виды декоративно-прикладного искусства. История возникновения вязания. Пряжа. Вязание цепочки.

Примечание: в рабочую программу 5 класса введен раздел «вязание» (12 ч.)

    Основные знания и умения обучающихся

- строение и основные свойства хлопчатобумажных и шерстяных тканей и их применение;                                                                                                                     - характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных);                                  

 -  основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;                                                                                                                                         - приемы и последовательность выполнения технологических операций по пошиву наволочки, хозяйственных сумок, футляров;                                                                                                             - распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, выполнять мелкий ремонт одежды;                                                                                                          - рационально организовывать рабочее место;                                                            

-  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело. 5 класс. – М. Просвещение, 2007.
  2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Тематическое планирование по швейному делу. Методическое пособие для учителя  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- Волгоград, 2010
  3. Е.А. Гурбина. Технология. Поурочные планы по разделу «вязание» 5-7 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. В.И. Чернякова. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  5. В.А. Сластенин , И.Ф.  Исаев, А.Н.  Мищенко. Педагогика. -М."Школа-Пресс" -  2000г.
  6. В.А. Шинкаренко. Система трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в республике Беларусь. (Содержание новой программы трудового обучения для учащихся с умственной отсталостью). - Дефектология. 2008г. № 1 с. 47-52.
  7.  В.А. Шинкаренко. Уроки трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой отсталостью. - Дефектология. - 2008г. №5 с. 21-25.

Оборудование.

Стенды

  1. Словарь.
  2. План пошива.
  3. Раскрой швейных изделий.
  4. Правила поведения в швейной мастерской.
  5. Плакаты по технике безопасности.
  6. Слова – помощники.
  7. Упражнения для глаз.

Папки.

1.        Пословицы и поговорки.

2.        Секреты мастерства.

3.        Разработки внеклассных мероприятий.

4.        Тестовые задания.

5.        Дефекты ткани.

6.        Коррекционные задания.

7.        Словарь.

8.        Рефлексия.

Технологические карты.

  1.         Мягкие игрушки.
  2.     Виды ткацких переплетений.
  3.     Обработка срезов стачного шва.
  4.         Сумка хозяйственная.
  5.         Конверт для хранения работ.
  6.         Обработка углов.
  7.         Ремонт одежды.
  8.         Мешочек для хранения работ. Повязка.
  9.         Обработка носового платка.
  10.         Обработка косынки.
  11.         Подушечки для игл.
  12.         Обработка салфеток и закладок.
  13.         Ручные стежки.
  14.         Цепной стежок.
  15.         Футляр для карандашей.
  16.         Застёжки в поясных изделиях.
  17.         Обработка фартука на поясе.
  18.         Вышивка.

Демонстрационный материал.

1.        Коллекция шерсти.

2.        Коллекция льна.

3.        Коллекция хлопка.

4.        Непарный шелкопряд.

5.        Коллекция ниток.

6.        Коллекция тканей.   7.        Краевые и соединительные швы

    6 класс

Автор программы для обучающихся 6 класса Л.С. Иноземцева. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы 6 класса, соответствует Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утвержденному 23.06.2006 г., учебному плану школы. Рабочая программа рассчитана на 280 ч. (35 недель по 8 ч. в неделю).

Содержание программного учебного материала

Программой не предусмотрены разделы и распределение часов по разделам, поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение разделов,  распределено по принципу целесообразности.

      Вводное занятие -2 ч.

Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.

     Обработка обтачкой среза ткани –11 ч.

 Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.

    Обработка долевой обтачкой косого среза ткани –12 ч.

Косынка для работы. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств,  при обработке изделия. Обработка долевой обтачкой косынки.

     Обработка сборок – 6 ч.

Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение и равномерное распределение сборок.

     Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии – 27 ч.

Фартук с закругленным срезом на поясе. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия. Отделка и утюжка фартука.

     Ремонт одежды – 14 ч.

Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ. Ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.

     Запошивочный шов – 5 ч.

Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный шов.

     Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом – 14 ч.

Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом. Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.

   Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии –16ч.

Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки. Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма). Утюжка изделия.

   Практическое повторение -20 ч.

Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.

    Вводное занятие – 1ч.

Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.

     Бытовая швейная машина с электроприводом – 9 ч.

Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.

     Обработка мягких складок -5 ч.

Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.

     Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью – 8 ч.

Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот. Соединение накладного кармана с основной деталью

     Обработка подкройной обтачкой внешнего угла –6  ч.

Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани. Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу). Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.

      Построение чертежа и раскрой фартука для работы – 12 ч.

Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы.

     Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой –17 ч.

Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками. Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканная, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.

     Практическое повторение – 21 ч.

    По выбору изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой. Фартука для работы в столярной и слесарной мастерских.

     Вводное занятие - 1 ч.

Виды предстоящих работ.

     Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья – 10 ч.

Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою.

     Пошив поясного спортивного белья – 14 ч.

    Трусы-плавки с резинкой по поясу.

     Ремонт одежды – 5 ч.

     Заплата. Штопка. Эстетика одежды. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

     Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора –6 ч.

Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.

     Пошив летнего головного убора – 23 ч.

      Кепи из хлопчатобумажной ткани. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия.

   Декоративное вязание крючком – 14 ч.

Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушек.

Примечание: в рабочую программу 6 класса введен раздел «вязание» (14 ч.)

    Основные знания и умения обучающихся

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

-  рационально организовывать рабочее место;

-  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

-  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело. 6 класс. – М. Просвещение, 2007.
  2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Тематическое планирование по швейному делу. Методическое пособие для учителя  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- Волгоград, 2010
  3. Е.А. Гурбина. Технология. Поурочные планы по разделу «вязание» 5-7 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. В.И. Чернякова. Технология обработки ткани: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  5. В.А. Сластенин , И.Ф.  Исаев, А.Н.  Мищенко. Педагогика. -М."Школа-Пресс" -  2000г.
  6. В.А. Шинкаренко. Система трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в республике Беларусь. (Содержание новой программы трудового обучения для учащихся с умственной отсталостью). - Дефектология. 2008г. № 1 с. 47-52.
  7.  В.А. Шинкаренко. Уроки трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой отсталостью. - Дефектология. - 2008г. №5 с. 21-25

Оборудование

Технологические карты.

  1. Виды ткацких переплетений.
  2. Обработка срезов стачным швом.
  3. Головные уборы. Кепи. Берет.
  4. Сумка хозяйственная.
  5. Сорочка с круглым вырезом.
  6. Обработка фартука.
  7. Обработка углов.
  8. Обработка оборок. Мережка.
  9. Ремонт одежды.
  10. Виды обтачек и обработка ими срезов.
  11. Трусы-плавки.
  12. Ночная сорочка.
  13. Ручные стежки.
  14. Накладные карманы.
  15. Мягкие складки. Сборка.
  16. Обработка фартука на поясе.

                                 

    Стенды

  1. Словарь.
  2. План пошива.
  3. Раскрой швейных изделий.
  4. Правила поведения в швейной мастерской.
  5. Плакаты по технике безопасности.
  6. Слова – помощники.
  7. Упражнения для глаз.

Папки.

1.        Пословицы и поговорки.

2.        Секреты мастерства.

3.        Разработки внеклассных мероприятий.

4.        Тестовые задания.

5.        Дефекты ткани.

6.        Коррекционные задания.

7.        Словарь.

8.        Рефлексия.

     Демонстрационный материал: коллекция шерсти, коллекция льна, коллекция хлопка, непарный шелкопряд, коллекция ниток, коллекция тканей, краевые и соединительные швы.

7 класс

Автор программы для обучающихся 7 класса Л.С. Иноземцева. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы 7 класса, соответствует Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утвержденному 23.06.2006 г., учебному плану школы. Рабочая программа рассчитана на 350 ч. (35 недель по 10 ч. в неделю).

Содержание программного учебного материала

Программой не предусмотрены разделы и распределение часов по разделам, поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение разделов,  распределено по принципу целесообразности.

     Вводное занятие –2 ч.

Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.

     Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ – 26 ч.

Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя).

   Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва – 16 ч.

Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой. Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надставка-клин: допустимые соединение с основной деталью (по какой нити).

      Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки –16 ч.

Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запо-шивочным швом, нижнего — швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.

      Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда – 10 ч.

     Наволочка с клапаном. Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия.

     Практическое повторение – 20 ч.

     Изготовление ночной сорочки без плечевого шва с горловиной, обработанной подкройной или косой обтачкой. Карнавальный костюм.

      Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

     Понятие о ткацком производстве – 7 ч.

Ткацкое производство. Общее представление о профессии. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью.

     Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 14 ч.

Пододеяльник, назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.

     Бригадный метод пошива постельного белья – 10 ч.

Наволочка, простыня, пододеяльник с пооперационным разделением труда. Самоконтроль качества работы. Раскрой изделия. Пошив изделия бригадным методом. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделий.

     Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия – 8 ч.

Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.

     Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой  5ч.

Пижама: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва. Моделирование выкройки. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.

     Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 17 ч.

Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Подготовка кроя к обработке. Обработка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины косой обтачкой с применением отделки, срезов рукава — швом вподгибку с закрытым срезом деталей.

      Ремонт одежды –9 ч.

     Штопка. Заплата. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.

     Вводное занятие-1 ч.

План работы на четверть. Правила безопасной работы на швейной машине.

      Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки –15 ч.

   Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи. Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки.

Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Изготовление основы выкройки прямой двухшовной юбки.

     Обработка складок в поясном женском и детском платье – 7 ч.

Складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

    Обработка застежек в боковом шве поясного изделия –10 ч.

    Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток. Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Обработка нижнего края застежки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы «молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краев застежки на тесьму «молния».

    Обработка низа прямой юбки –11 ч.

    Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, косой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.

    Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки – 26 ч.

Юбка двухшовная прямая, слегка расширенная книзу, со складками или без складок. Сметывание основных деталей. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Обработка вытачек и складок. Стачивание боковых срезов, обработка застежки. Обработка и соединение притачного пояса с юбкой. Разметка и обметывание петли.

     Практическое повторение – 30 ч.

По выбору пошив юбки прямой или расширенной книзу, ночной сорочки, простыни, пододеяльника.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть.

     Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки – 10 ч.

Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб. Раскрой юбки.

    Обработка оборок – 11 ч.

Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом. Втачивание оборок между деталями изделия.

     Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы – 10 ч.

     Юбка расклешенная с оборкой или без нее. Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.

     Практическое повторение – 37 ч.

Виды работы. Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение заказов базового предприятия пооперационным разделением труда.

   Декоративное вязание на спицах - 20 ч.

Принцип подбора пряжи и спиц, разновидности ниток для вязания на спицах

условные обозначения петель,

различать различные виды вязок по образцам и условным обозначениям

Примечание: в рабочую программу 7 класса введен раздел «вязание» (20 ч.)

Основные знания и умения обучающихся

- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.

-  рационально организовывать рабочее место;

-  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

-  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

- осуществлять мелкий ремонт изделий из различных материалов;                                      - соблюдать контроль качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело. 7 класс. – М. Просвещение, 2007.
  2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Тематическое планирование по швейному делу. Методическое пособие для учителя  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- Волгоград, 2010
  3. Е.А. Гурбина. Технология. Поурочные планы по разделу «вязание» 5-7 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. В.И. Чернякова. Технология обработки ткани: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  5. В.А. Сластенин , И.Ф.  Исаев, А.Н.  Мищенко. Педагогика. -М."Школа-Пресс" -  2000г.
  6. И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек, 7 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
  7. Т.Н. Исаева. Учебные планы для учащихся с умеренной отсталостью. Трудовое обучение. - Коррекционная педагогика. -2009г. №3 с.13  
  8. С.Н. Кожехова. Организация предпрофильной подготовки учащихся. Справочник классного руководителя. - 2008г. № 1 с. 18-20.
  9. В.В. Косарев. Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - Воспитание и обучение. 2008г. № 3 с. 27-37.

Оборудование

          Технологические карты.

  1. Клешевые и клиньевые юбки.
  2. Виды ткацких переплетений.
  3. Обработка срезов стачным швом.
  4. Бантовая складка.
  5. Встречная складка.
  6. Односторонняя складка.
  7. Сорочка с круглым вырезом.
  8. Обработка оборок. Мережка.
  9. Ремонт одежды.
  10. Виды обтачек и обработка ими срезов.
  11. Ночная сорочка.
  12. Подушечка для игл.
  13. Силуэт. Стиль. Мода.
  14. Обработка верхнего среза юбки.
  15. Ручные стежки.
  16. Мягкие складки. Сборка.
  17. Цепной стежок.
  18. Застёжка в поясных изделиях.
  19. Обработка низа юбки.
  20. Вышивка.

Плакаты.

  1. Отделочные материалы.
  2. Раскрой швейных изделий.
  3. Фурнитура.
  4. Уголок швеи.
  5. Правила поведения учащихся в мастерской.
  6. Плакаты по технике безопасности.
  7. Слова – помощники.
  8. Правила самостоятельной работы.
  9. Упражнения для глаз.
  10.  Моделирование одежды: юбки.
  11. Конструирование одежды: чертёж прямой юбки.
  12. Конструирование одежды: чертёж расклешённой юбки.
  13. Конструирование одежды: чертёж ночной сорочки.
  14. Конструирование одежды: чертёж пижамных брюк.
  15. Технологическая обработка узлов: обработка горловины подкройной обтачкой.
  16. Технологическая обработка узлов: обработка нижнего среза.
  17. Технологическая обработка узлов: обработка верхнего среза притачным поясом.
  18. Машинные швы.
  19. Ручные стежки.
  20. Устройство швейной машины 22-М.
  21. Машинная игла.
  22. Приводное устройство.
  23. Заправка деталей.
  24. Смазка машины.

Папки.

1.        Пословицы и поговорки.

2.        Секреты мастерства.

3.        Разработки внеклассных мероприятий.

4.        Тестовые задания.

5.        Дефекты ткани.

6.        Коррекционные задания.

7.        Словарь.

8.        Рефлексия.

8 класс

Автор программы для обучающихся 8 класса Л.С. Иноземцева. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы 8 класса, соответствует Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утвержденному 23.06.2006 г., учебному плану школы. Рабочая программа рассчитана на 420 ч. (35 недель по 12 ч. в неделю).

Содержание программного учебного материала

Программой не предусмотрены разделы и распределение часов по разделам, поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение разделов,  распределено по принципу целесообразности.

Введение – 1 ч.

План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

    Вышивание гладью -10 ч.

Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.

    Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой -18 ч.

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

    Соединение основных деталей плечевого изделия -26 ч.

Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).

     Практическое повторение – 50 ч.

По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

     Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой – 12 ч.

Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.

    Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины -35 ч.

Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

     Ремонт одежды -10 ч.

Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

      Практическое повторение – 26 ч.

Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского).

    Вводное занятие -1 ч.

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

     Отделка легкой одежды – 30 ч.

Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка). Выполнение мережки. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.

     Построение чертежа основы платья -9 ч.

     Выкройка основы платья. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

     Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке – 16 ч.

Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.

     Обработка деталей с кокетками – 10 ч.

Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.

     Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху – 9 ч.

Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом..

    Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой – 45 ч.

Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть.

    Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата- 16 ч.

Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.

     Обработка бортов подбортами в легком женском платье -41 ч.

Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.

     Массовое производство швейных изделий -7 ч.

Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

    Практическое повторение – 21 ч.

  Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

    Декоративное вязание на спицах – 25 ч.

  Вязание прихватки, шапочки.

Примечание: в рабочую программу 8 класса введен раздел «вязание» (25 ч.)

Основные знания и умения обучающихся:

  • виды вышивки, способы перевода рисунка на ткань, приемы выполнения гладьевых стежков;
  • основные свойства шелковых и синтетических тканей и их использование;
  • название деталей и их контурных срезов в платьевых и бельевых изделиях со сравнительно сложной отделкой;
  • современные виды отделок;
  • виды силуэтов в одежде;
  • виды выреза горловины, последовательность выполнения моделирования выреза горловины, обработку её;
  • виды втачного рукава, обработку и соединение рукава с изделием;
  • фасоны воротников, названия деталей воротника, технологию обработки;
  • виды кокеток, способы их отделки, правила раскроя кокеток, обработку и соединение их с деталью;
  • некоторые элементы промышленной технологии изготовления изделий;
  • последовательность соединения деталей в многодетальных изделиях (платье, халат);
  • различать вышивку гладью, переводить рисунок на ткань, выполнять отделку швейного изделия вышивкой гладью;
  • качественно выполнять машинные швы на промышленной швейной машине;
  • придумывать и зарисовывать фасоны блузок, платья, халата, описывать изделие;
  • выполнять рационатьную раскладку деталей на ткани, раскраивать изделие;
  • составлять план пошива блузки с опорой на преметно-технологическую карту;
  • выполнять обработку среза горловины подкройной обтачкой, проверять качество шва;
  • выполнять обработку и втачивание рукава;
  • обработать воротники и соединить их с основными деталями лёгкого платья;
  • выполнять некоторые виды отделок;
  • обрабатывать борта подборта;
  • составлять план пошива многодетальных изделий (платья, халата).

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело. 8 класс. – М. Просвещение, 2007.
  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Тематическое планирование по швейному делу. Методическое пособие для учителя  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- Волгоград, 2010
  2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело: учеб. для 7 - 8 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1990г.
  3. Е.А. Гурбина. Технология. Поурочные планы по разделу «вязание» 5-7 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. В.А. Сластенин , И.Ф.  Исаев, А.Н.  Мищенко. Педагогика. -М."Школа-Пресс" -  2000г.
  5. В.А. Шинкаренко. Система трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в республике Беларусь. (Содержание новой программы трудового обучения для учащихся с умственной отсталостью). - Дефектология. 2008г. № 1 с. 47-52.
  6.  В.А. Шинкаренко. Уроки трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой отсталостью. - Дефектология. - 2008г. №5 с. 21-25.
  7. В.В. Косарев. Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - Воспитание и обучение. 2008г. № 3 с. 27-37.
  8. В.Г. Ткаченко. Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных  школ 8 вида. - Коррекционная педагогика. 2009г. № 2 с. 36-45.
  9. Т.И. Дуброва. Вариантные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта. - Коррекционная педагогика. -2009г. №5 с. 46-51.
  10. Т.Н. Исаева. Учебные планы для учащихся с умеренной отсталостью. Трудовое обучение. - Коррекционная педагогика. -2009г. №3 с.13  
  11. С.Н. Кожехова. Организация предпрофильной подготовки учащихся. Справочник классного руководителя. - 2008г. № 1 с. 18-20.
  12. С.Л. Мирский. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

Оборудование.

Плакаты

  1. Отделочные материалы.
  2. Раскрой швейных изделий.
  3. Фурнитура.
  4. Уголок швеи.
  5. Плакаты по технике безопасности.
  6. Слова – помощники.
  7. Правила самостоятельной работы.
  8. Упражнения для глаз.
  9. Моделирование одежды: воротники.
  10. Моделирование одежды: рукава.
  11. Моделирование одежды: кокетки.
  12. Моделирование одежды: перенос вытачек.
  13. Конструирование одежды: чертёж втачного рукава.        
  14. Конструирование одежды: чертёж цельнокроеного платья.
  15. Технологическая обработка узлов: обработка горловины подкройной обтачкой.
  16. Технологическая обработка узлов: обработка подборта.
  17. Технологическая обработка узлов: соединение воротника.
  18. Технологическая обработка узлов: обработка нижнего среза.
  19. Технологическая обработка узлов: соединение плечевых и боковых     срезов.
  20. Технологическая обработка узлов: втачивание рукава в пройму.
  21. Технологическая обработка узлов: обработка среза рукава манжетом.
  22. Машинные швы.

      Технологические карты

  1. Виды ткацких переплетений.
  2. Обработка срезов стачного шва.
  3. Ремонт одежды.
  4. Обработка воротников.
  5. Наволочка. Простынь. Пододеяльник.
  6. Перенос вытачек. Моделирование рукавов.
  7. Силуэт. Стиль. мода.
  8. Ручные стежки.
  9. Накладные карманы.
  10. Мягкие складки. Оборки.
  11. Обработка кокеток.
  12. Обработка блузки.
  13. Вышивка.
  14. Обработка блузки с рукавами.
  15. Обработка рабочих рукавиц.
  16. Цельнокроеное платье.

   Папки.

1.        Пословицы и поговорки.

2.        Секреты мастерства.

3.        Разработки внеклассных мероприятий.

4.        Тестовые задания.

5.        Дефекты ткани.

6.        Коррекционные задания.

7.        Словарь.

8.        Рефлексия.

    Раздаточный материал: «Машинные швы», «Подкройная обтачка», «Ручные стежки», «Подготовка ткани к раскрою», «Швейная машинка», «Материаловедение», «Конструирование», «Моделирование», «Технология пошива», «Платье цельнокроеное», «Халат», «Блузка без рукавов», «Блузка с застёжкой до верха», «Отделочные материалы».

9 класс

Автор программы для обучающихся 9 класса Л.С. Иноземцева. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы 9 класса, соответствует Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утвержденному 23.06.2006 г., учебному плану школы. Рабочая программа рассчитана на 476 ч. (34 недели по 14 ч. в неделю).

Содержание программного учебного материала

Программой не предусмотрены разделы и распределение часов по разделам, поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение разделов,  распределено по принципу целесообразности.

Введение – 2 ч.

    Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

     Особенности обработки изделий из синтетических тканей – 6 ч.

 Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

    Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер – 15 ч.

Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов. Разрезание и раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков.

      Соединение лифа с юбкой – 35ч.

      Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.

     Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике – 6 ч.

     Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий.

     Трудовое законодательство - 4 ч.

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

     Практическое повторение - 60 ч.

    Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.

    Вводное занятие – 1 ч.

     План работы на четверть.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину -10 ч.          Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Анализ выкройки и чертежа.

 Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды – 31ч.

    Сарафан  несложного фасона. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

     Оборудование швейного цеха – 52 ч.

Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы.  Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

     Вводное занятие -1 ч.

План работы на четверть.

    Организация труда и производства на швейной фабрике – 7 ч.

     Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

     Правила безопасной работы на швейной фабрике – 5 ч.

Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность.

    Технология пошива простейших изделий, выпускаемых на швейной фабрике -38 ч.                Ассортимент простейших изделий фабрики. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

     Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, , обработанных на обметочной машине – 5 ч.

     Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

     Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве – 30 ч.

      Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

Практическое повторение – 30 ч.

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

    Декоративное вязание на спицах – 25 ч.

    Изготовление следка. Приёмы вязания следка. Уход за вязаными изделиями.

     Вводное занятие – 1 ч.

План работы на четверть.

    Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии -9 ч.

Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

    Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды -30 ч.

Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики. Пошив брюк.

    Обработка окантовочным швом среза мелкой детали – 10 ч.

Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.

     Практическое повторение (подготовка к экзамену) – 63ч.

   Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде. Выполнение творческого проекта на экзамен.

Примечание: в рабочую программу 9 класса введен раздел «вязание» (25 ч.)

Основные знания и умения обучающихся:

  • Название тканей из синтетических волокон.
  • Правила ухода за изделиями из синтетических волокон.
  • Правила рациональной раскладки деталей на ткань.
  • План пошива платья, выбранного фасона.
  • Иметь представление о работе подготовительного и раскройного цехов.
  • Ассортимент поясных изделий на фабрике, ткани для изготовления поясных изделий.
  • Названия деталей поясных изделий (юбки, брюк).
  • Новейшие технологии обработки изделий или операций.
  • Придумывать фасоны платья, отрезного по линии талии.
  • Выполнять моделирование рукава.
  • Работать с выкройками из журналов мод
  • Проводить примерку изделия.
  • Работать на универсальной швейной машине.
  • Выполнять раскрой поясного изделия.
  • Способы обработки застёжки в поясных изделиях.
  • Технологию обработки кармана поясных изделиях.
  • Выполнять операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

1.Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело. 9 класс. – М. Просвещение,     2010.

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Тематическое планирование по швейному делу. Методическое пособие для учителя  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- Волгоград, 2010
  2. В.А. Сластенин , И.Ф.  Исаев, А.Н.  Мищенко. Педагогика. -М."Школа-Пресс" -  2000г.
  3. В.В. Косарев. Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - Воспитание и обучение. 2008г. № 3 с. 27-37.
  4. С.Н. Кожехова. Организация предпрофильной подготовки учащихся. Справочник классного руководителя. - 2008г. № 1 с. 18-20.
  5.  Э.А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. - М.:Просвещение, 1991
  6. Т.В. Медведева. Художественное конструирование одежды. Учебное пособие по самостоятельной работе студентов. М. МГУС 2008.
  7. Н.И. Смирнова, Н.М. Конопальцева. Конструирование одежды по индивидуальным заказам. ВШ 1997 г.
  8. С.Л. Мирский. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
  9. С.Л. Мирский. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
  10. В.А. Шинкаренко. Уроки трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжёлой отсталостью.- 2008г.
  11. Энциклопедия. Шитьё и рукоделие. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1994.

Оборудование

Плакаты по темам:

  1. Отделочные материалы.
  2. Раскрой швейных изделий.
  3. Фурнитура.
  4. Уголок швеи.
  5. Правила поведения учащихся в мастерской.
  6. Плакаты по технике безопасности.
  7. Слова — помощники.
  8. Правила самостоятельной работы.
  9. Упражнения для глаз.
  10. 14.Технологическая обработка узлов: обработка нижнего среза.
  11. Технологическая обработка узлов: обработка верхнего среза притачным поясом.
  12. Машинные швы.
  13. Устройство швейной машины.
  14. Машинная игла.
  15. Смазка машины.

     Технологические карты.

  1. Виды ткацких переплетений.
  2. Обработка срезов стачного шва.
  3. Ремонт одежды.
  4. Виды обтачек и обработка ими срезов ткани.
  5. Наволочка. Простынь. Пододеяльник.
  6. Силуэт. Стиль. мода.
  7. Цепной стежок.
  8. Застёжки в поясных изделиях.
  9. Обработка низа юбки.
  10. Обработка платья отрезного по линии талии.
  11. Обработка брюк.
  12. Обработка рабочих рукавиц.
  13.  Кухонная прихватка.
  14. Трудовой кодекс.

     Демонстрационный материал: коллекция шерсти, коллекция льна, коллекция хлопка, непарный шелкопряд, коллекция ниток, коллекция тканей, краевые и соединительные швы.

     Электронные презентации по различным темам программы: «виды швов»,     «мода и мы», «мережка», «вязание на вязальных машинах», «фабрики». Технология «обслуживающий труд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)...

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...