Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_program_9_klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по швейному делу
для 9 класса
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Цель:
подготовить школьников к поступлению в профессиональное училище.
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования.
Сведения о программе.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, пользования технологическими картами.
Место и роль учебного курса.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 433
Количество часов в неделю – 13
Контрольных административных работ - 2
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в
различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также факультативные занятия. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа. Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Технология обучения.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок: закрепление знаний, умений, навыков.
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Виды и формы контроля:
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- ответы на поставленные вопросы;
- проверка знаний при помощи тестов;
- обобщающая беседа;
- выполнение практической работы;
- поурочный контроль знаний (четверть, год, экзамен).
Планируемый уровень подготовки учащихся.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
должны знать:
- ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;
- особенности влажно-тепловой обработки изделий из синтетических тканей;
- фасоны отрезного платья;
-готовые выкройки;
- технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;
- знать приспособления к швейным машинам;
- трудовое законодательство;
- терминологию влажной тепловой обработки.
- правила безопасной работы;
- основные качества квалифицированного портного.
уметь:
- определять волокнистый состав тканей;
- использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;
- ориентироваться в задании по образцам;
- составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционной картам;
- строить чертежи выкроек в натуральную величину;
- работать на машине с различными приспособлениями;
- выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;
- выполнять чистку и смазку швейных машин;
- рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;
- выполнять отдельные операции по пошиву изделия без предварительного сметывания.
Информация об используемом учебнике.
Программа В.В.Воронковой, учебник «Швейное дело» 9 класс под редакцией Г.Г.Мозговой, Г.Б. Картушина, Москва «Просвещение», 2010г. В помощь учителю предлагаются: примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам. Представленные материалы используются в помощь детям с нарушениями в развитии к будущей самостоятельной жизни.
Содержание рабочей программы.
1 – четверть
Вводное занятие-6 часов.
Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей-24 часа.
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности и хранение изделий из синтетических тканей.
Соединение лифа с юбкой-35 часов.
Платье отрезное или цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Ткани, используемые для пошива платья. Правила соединения лифа с юбкой.
Трудовое законодательство-19 часов.
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности и служащих . трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение-37 часов.
Пошив постельного белья, платья, блузки. Женской и детской юбки.
Контрольная работа-4 часа.
Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1:2. выполняется по готовому крою.
2 – четверть
Вводное занятие-2 часа.
План работы на четверть.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину- 20 часов.
Особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.
Практическое повторение-39 часов.
Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения подбор ткани, фурнитуры. Анализ выкройки. Раскрой. Пошив и отделка изделий.
Самостоятельная работа-4 часа.
По выбору учителя.
3 – я четверть
Вводное занятие-2 часа.
План работы на четверть.
Организация труда и производства на швейной фабрике-20 часов.
Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени и норма выработки. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы-10 часов.
Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике. Электробезопасность. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
Технология пошива простейших изделий-20 часов.
Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
Технология пошива прямого платья-20 часов.
Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевой нити, контрольные точки для соединения деталей, хранение. Материал для изготовления.
Пошив платья по производственной технологии-13 часов.
Заготовка переда платья, соединение плечевых срезов. Обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму, соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Самостоятельная работа-4 часа.
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.
Практическая работа-32 часа.
Пошив платья по производственной технологии.
4 – четверть
Вводное занятие-2 часа.
План работы на четверть.
Технология пошива юбок, брюк, применяемых в массовом производстве-35 часов.
Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология для обработки пояса. выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал. Внесение необходимых изменений в выкройку изделия.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали-13 часов.
Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки. Искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Практическое повторение. Подготовка к экзаменам-44 часа.
Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающее-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.
Контрольная работа-4 часа.
Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.
Учебно-тематический план по швейному делу.
Общее количество часов - 433 | ||
№ | Тема | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 | 1 – четверть Вводное занятие. Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Соединение лифа с юбкой. Трудовое законодательство. Практическое повторение. Контрольная работа. 2 – четверть Вводное занятие. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину. Практическое повторение. Самостоятельная работа. 3 – я четверть Вводное занятие. Организация труда и производства на швейной фабрике. Правила безопасной работы. Технология пошива простейших изделий. Технология пошива прямого платья. Пошив платья по производственной технологии. Самостоятельная работа. Практическая работа. 4 – четверть Вводное занятие. Технология пошива юбок, брюк, применяемых в массовом производстве. Обработка окантовочным швом среза мелкой детали. Практическое повторение. Подготовка к экзаменам. Контрольная работа. | 121 6 24 35 19 37 4 91 2 48 39 4 123 2 20 10 20 13 22 4 32 98 2 35 13 44 4 |
Литература и средства обучения.
1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Календарно-тематический план.
2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
5.Материалы и инструменты.
6.Компьютер для показа презентаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:- краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...
Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...
Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно испол...
Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...
Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...