Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Харчикова Наталья Владимировна

 

           Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий.  Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе   трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_program_9_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                     Утверждена приказом ОУ

                                        от 31.08.2012г. №58

                                              Директор школы        ____________О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  швейному делу

для 9 класса

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Цель:

 подготовить  школьников к поступлению в профессиональное училище.

Задачи:

-      освоение технологических знаний, технологической культуры на основе

включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов,  безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

-    коррекция и развитие  устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.

        

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования.

Сведения о программе.

            Настоящая программа  составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает  возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, пользования технологическими картами.

Место и роль учебного курса.

           Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий.  Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе   трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Информация о количестве учебных часов.

Количество часов на год – 433

Количество часов в неделю – 13

Контрольных административных работ - 2

 

      Формы организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.

    Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в

различных формах:  проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также факультативные занятия. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа. Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

                                   Технология обучения.

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок: закрепление знаний, умений, навыков.

Традиционные технологии:

- объяснительно-иллюстративные

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества,

- проблемное обучение,

- гуманно-личностная,

- здоровьесберегающие технологии,

- коллективный способ обучения (работа в парах).

                            Виды и формы контроля:

    

- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- ответы на поставленные вопросы;

- проверка  знаний при помощи тестов;

- обобщающая беседа;

- выполнение практической работы;

- поурочный контроль знаний (четверть, год, экзамен).

Планируемый уровень подготовки учащихся.

        В результате прохождения программного материала, обучающиеся

должны знать:

          - ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;

- особенности влажно-тепловой обработки изделий из синтетических тканей;

- фасоны отрезного платья;

-готовые выкройки;

- технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;

- знать приспособления к швейным машинам;

- трудовое законодательство;

- терминологию влажной тепловой обработки.

- правила безопасной работы;

- основные качества квалифицированного портного.

 уметь:

- определять волокнистый состав тканей;

- использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;

- ориентироваться в задании по образцам;

- составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционной картам;

- строить чертежи выкроек в натуральную величину;

- работать на машине с различными приспособлениями;

- выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;

- выполнять чистку и смазку швейных машин;

- рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;

- выполнять отдельные операции по пошиву изделия без предварительного сметывания.

Информация об используемом учебнике.

         Программа В.В.Воронковой, учебник «Швейное дело» 9 класс  под редакцией Г.Г.Мозговой, Г.Б. Картушина, Москва «Просвещение», 2010г. В помощь учителю предлагаются: примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам. Представленные материалы используются в помощь детям с нарушениями в развитии к будущей самостоятельной жизни.

Содержание рабочей программы.

1 – четверть

Вводное занятие-6 часов.

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей-24 часа.

Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности и хранение изделий из синтетических тканей.

Соединение лифа с юбкой-35 часов.

Платье отрезное или цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Ткани, используемые для пошива платья. Правила соединения лифа с юбкой.

Трудовое законодательство-19 часов.

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности и служащих . трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практическое повторение-37 часов.

Пошив постельного белья, платья, блузки. Женской и детской юбки.

Контрольная работа-4 часа.

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1:2. выполняется по готовому крою.

2 – четверть

Вводное занятие-2 часа.

План работы на четверть.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину- 20 часов.

Особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практическое повторение-39 часов.

Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения подбор ткани, фурнитуры. Анализ выкройки. Раскрой. Пошив и отделка изделий.

Самостоятельная работа-4 часа.

По выбору учителя.

3 – я четверть

Вводное занятие-2 часа.

План работы на четверть.

Организация труда и производства на швейной фабрике-20 часов.

Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени и норма выработки. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

Правила безопасной работы-10 часов.

Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике. Электробезопасность. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

Технология пошива простейших изделий-20 часов.

Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

Технология пошива прямого платья-20 часов.

Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевой нити, контрольные точки для соединения деталей, хранение. Материал для изготовления.

Пошив платья по производственной технологии-13 часов.

Заготовка переда платья, соединение плечевых срезов. Обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму, соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Самостоятельная работа-4 часа.

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

Практическая работа-32 часа.

Пошив платья по производственной технологии.

4 – четверть

Вводное занятие-2 часа.

План работы на четверть.

Технология пошива юбок, брюк, применяемых в массовом производстве-35 часов.

Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология для обработки пояса. выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал. Внесение необходимых изменений в выкройку изделия.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали-13 часов.

Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки. Искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.

Практическое повторение. Подготовка к экзаменам-44 часа.

Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающее-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.

Контрольная работа-4 часа.

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.

Учебно-тематический план по швейному делу.

Общее количество часов -   433

Тема

Кол-во

часов


1

2

3

4

5

6



1

2


3

4



1

2

3

4

5

6

7

8



1

2


3

4

5

1 – четверть

Вводное занятие.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей.

Соединение лифа с юбкой.

Трудовое законодательство.

Практическое повторение.

Контрольная работа.


2 – четверть

Вводное занятие.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.

Практическое повторение.

Самостоятельная работа.


3 – я четверть

Вводное занятие.

Организация труда и производства на швейной фабрике.

Правила безопасной работы.

Технология пошива простейших изделий.

Технология пошива прямого платья.

Пошив платья по производственной технологии.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.


4 – четверть

Вводное занятие.

Технология пошива юбок, брюк, применяемых в массовом производстве.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.

Практическое повторение. Подготовка к экзаменам.

Контрольная работа.

121

6

24

35

19

37

4


91

2

48


39

4


123

2

20

10

20

13

22

4

32


98

2

35


13

44

4


     

Литература и средства обучения.

1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во

вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.

3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Календарно-тематический план.

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

5.Материалы и инструменты.

6.Компьютер для показа презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...

Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...

Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год

  2).Общая характеристика учебного предмета, курса:-  краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...

Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...

Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно испол...

Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...

Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных  явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...