Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности социального педагога
статья (10 класс) на тему

оксана пономаренко

Развитие современного общества требует формирование в ребенке больше индивидуального, развития личностных особенностей. Формула личносто0ориетированного подхода: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_yanvar_2017.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Лично – ориентированный подход

в педагогической деятельности социального педагога».

  

Изумление человеком – вот что должно быть

красной нитью всего школьного воспитания.

В. А. Сухомлинский.

 Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой системы обучения и воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к учебно - воспитательному процессу в школе. Современные педагоги считают необходимым для решения данного вопроса построение личностно – ориентированной системы обучения и воспитания школьников.

Личностно- ориентированное обучение образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

   «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»,

Основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:

1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;

5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

6. принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и собственного опыта работы,  можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода, таких как:

1.      метод диалога;

2.      игровые методы;

3.      рефлексивный метод;

4.      метод педагогической поддержки;

5.      диагностические методы;

6.      создание ситуации выбора и успеха.

Работая, в основном с категорией «трудных» учащихся, мне хотелось бы рассказать, о важной роли метода диалога: часто родители не разговаривают со своими детьми, не знают круг их интересов, их мечты, все сводиться к банальному «дать денег, накормить и проконтролировать, чтобы в 9 вечера был дома». Подросткам не хватает именно живого общения. 9Д класс, где обучаются особые дети. Практически каждую перемену они, не все, но многие приходят сами в кабинет, просто поговорить. Фраза «мне скучно, поговорите со мной, уделите мне внимание» звучит из их уст. Родителям некогда выслушивать их не всегда логические цепочки рассуждений. Или вполне благополучная семья, но ребенок погибает от анарексии, а живущие рядом мама и папа не видят и не слышат, что их ребенку уже нужна помощь врачей-специалистов.

Метод педагогической поддержки, когда ребенок вовлекается в положительное дело, получает  такое задание, с которым может справиться, появляется положительный результат, ребенок окрыляется и начинает  свято верить в великую силу педагога. Это метод, на мой взгляд, перекликается в чем-то с методом создание ситуации выбора и успеха. Учитель должен продумывать свои действия, предвидеть развитие ситуации, подготовить благодатную почву и тогда все перечисленные мной выше методы обязательно сработают. Причем если в одной и той же ситуации не работает один метод, плавно переходишь к использованию другого, и обязательно получается положительный результат.

В заключении можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Социальный педагог                                         О.Г. Пономаренко

Январь 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Инновационные технологии и подходы в работе социального педагога.

Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности (на локальном, муниципальном, ре...

Интерактивные подходы в работе социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни

Мастер-класс будет интересен социальным педагогам, в нем представлена практическая информация об использовании социальным педагогом интерактивных подходов на занятиях с обучающимися по формированию зд...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...