Использование кейс - технологий в учебном процессе
учебно-методическое пособие на тему
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_teoriya.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кейс - технологий в учебном процессе
Родиной современного кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее – Школа бизнеса Гарвардского университета. Первый сборник кейсов был издан в 1921г.
Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которых рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.
В 1970-1980гг. применять кейс-метод в обучении стали и в России, сначала в МГУ, а затем и в других отраслях.
Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Цели метода анализа ситуаций:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- представление примеров принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- формирование навыков оценки альтернативных
вариантов в условиях неопределенности.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование новых качеств и умений.
Кейс – метод
Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- содержать необходимое и достаточное количество информации.
По объему:
- мини-кейс
- кейс средних размеров
- макро-кейс
Структура кейса
- Название (интригующее, проблемное)
- Контекст – это часть кейса, где собраны значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать проблему.
- Случай - это определенная проблемная ситуация, которая нас интересует.
- Факты - объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.).
- Решения - вариативная часть кейса, которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарии, разработки, посылы к действию.
Варианты возможных решений
- Вариант 1. Учащиеся самостоятельно должны найти оптимальный, по их мнению, вариант решения.
- Вариант 2. В кейсе могут быть уже названы альтернативные варианты решения, но определить из них наиболее приемлемый предлагается учащимся, с обоснованием сделанного выбора.
- Вариант 3. Кейс содержит описание уже принятого кем-либо в данной ситуации решения. Задача учащихся – определить, является ли данное решение оптимальным и предложить альтернативу ему, если это необходимо.
Кейс этнокультурной направленности.
Для того что бы лучше понять как составить кейс, мы нарушим последовательность структуры кейса.
1. Случай
Ученик 5 класса не смог вспомнить имен своих бабушек и дедушек, так как кроме как «бабушка» и «дедушка» их не называл. Эта проблема очень обеспокоила учителя, т.к. ребенку будет сложно выполнить задание для внеклассного мероприятия. Это может огорчить и расстроить ученика, и он будет испытывать дискомфорт. Из личной беседы стало ясно то, что в семье мальчика не уделяется должного внимания и уважения к родным людям старшего поколения.
2.Решения
- Беседа о важности и необходимости знаний своих корней.
- Провести конкурс рисунков «Моя семья».
- Выпустить стенгазету «Я горжусь...».
- Устроить праздник.
Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная».
3.Контекст
С целью углубления в последующую проблему, можно использовать фото с изображением пожилых людей, семейное фото (межнациональные семьи), где четко прослеживается связь поколений с упором на необходимость и важность таких связей.
4.Факты
- Частная проблема
Мудрые японцы говорили: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». По результатам анкетирования выяснилось, что проблема ученика 5 класса не единична, а принимает масштабный характер.
- Общественная проблема.
Вырастая, дети порой забывают о своих престарелых родителях, обрекая их на одиночество, а подчас и на мучения. В Конституции РФ (статья 38) и в семейном кодексе (статьи 87,88) прописаны права и обязанности по отношению к нетрудоспособным родителям. Те, кто их не соблюдают, нарушают законы государства. ( Можно привести примеры уважения к старшему поколению в разных конфессиях: в исламе, в буддизме, в православии. Уделить внимание тому, на чем основаны эти взаимоотношения.)
5.Название
К своим истокам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в учебном процессе
размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...
Кейс – технологии в учебном процессе
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы ...
Использование кейс-технологий в образовательном процессе.
Использование современных технологий с образовательном процессе....
Кейс-технологии в учебном процессе
Кейс-технологии в учебном процессе...
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...
Кейс-технологии в учебном процессе
Кейс-технологии на уроках химии...
Использование кейс-технологии в образовательном процессе
В данном материале рассказывается об использовании образовательной технологии в учебном процессе...