Современный урок: использование видеоматериалов
учебно-методический материал по теме
В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направление успешно развивается. Безусловно, применение ИКТ на уроках позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, наглядным и таким образом наиболее продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok._ispolzovanie_videomaterialov.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Громов Антон Викторович
Современный урок: использование видеоматериалов
В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направление успешно развивается. Безусловно, применение ИКТ на уроках позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, наглядным и таким образом наиболее продуктивным.
Ни для кого не секрет, что современные ученики в основном своем составе не являются «детьми книги», а по праву называются «детьми экрана», и их ориентация на визуальное восприятие окружающего мира – безусловна.
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу, закрепленному в нормативных документах и материалах[1].
Традиционно в классно-урочной системе преподавания истории основным средством является учебник, который, к сожалению, имеет ряд существенных недостатков: небольшое количество выразительно-иллюстративного материала и достаточно «сухой» язык изложения. Все эти изъяны можно нивелировать, используя видео.
Учебные кинофильмы, безусловно, являются составной частью яркого, живого восприятия исторического процесса как прошлого, так и настоящего. Однозначно видеоматериал стимулирует мотивацию учеников на учебный процесс, развивая аналитические способности, а также творческий потенциал.
«При каждом внимательном взгляде на мир мы уже теоретизируем» [2], – отмечал Гете, и с ним трудно не согласиться, ведь всякое наблюдение – это, безусловно, начало анализа, абстрагирования и отбора фактов для определения их сущности.
Думается, что целесообразно вспомнить общедидактические принципы обучения, впервые сформулированные Яном Амосом Коменским в XVI веке: наглядность, сознательность, доступность, посильность[3]. Главным общедидактическим принципом обучения он определял наглядность как одно из средств достижения целей обучения, которые способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся, что стимулирует распространение в обучении видеоматериалов, кинофильмов, телевизионных передач и других технических средств обучения.
Каким же образом можно использовать видеоматериалы на уроках? Они могут служить:
– основным источником знаний (заменяет устное изложение темы учителем или предварительную подготовку самих учащихся),
– дополнительным источником знаний (частичное знакомство с новым материалом),
– иллюстрацией текста учебника, подтверждением рассказа учителя (фрагментарное подтверждение положений учебника, наглядное подтверждение слов учителя),
– объектом для самостоятельного анализа (особый вид источника) [4].
Итак, образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, что способствует развитию творчества и мотивации к изучению предмета.
Методика использования видеоматериалов в учебном процессе предполагает следующие этапы:
1. подготовительный,
2. основной (демонстрация видеофрагмента),
3. заключительный.
Подготовительный этап требует предварительного ознакомления преподавателя с фильмом, после просмотра он выделяет тему, а также конкретные вопросы, которые затрагиваются в видеофрагменте.
Вопросы могут иметь различный характер:
1. предварительно составить вопросы к видео, дабы акцентировать внимание учеников на каком то конкретном моменте
2. следующий вариант не предполагает готовых вопросов, наоборот, дети самостоятельно составляют их по просмотренному видеоряду и озвучивают их после просмотра
3. вопросы могут быть как начального уровня, т.е. не требующие предварительной подготовки, так и могут быть ориентированы на учеников с углубленным знанием какой-то проблематики
Демонстрация проходит при активном участии преподавателя, который следит за реакцией учащихся, фиксируя возможные трудности в их работе и внося необходимые коррективы.
На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию полученной информации, а также уточняются отдельные значимые эпизоды просмотренных видеофрагментов.
В связи с необходимостью формирования критического мышления у учащихся возникает проблема фактической достоверности видеоматериала, что, безусловно, нивелируется подбором документальных фильмов, а также документальных сериалов, основанных, в большинстве своем, на кинохрониках.
Документальные фильмы, построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, которые позволяют учащимся проникнуться атмосферой того времени, той эпохи и полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого[5].
Помимо этого, подбор документальных видеоматериалов напрямую связан не только с личностью преподавателя, его творческим потенциалом, но и с теми целями и задачами, которые он выдвигает при планировании и проведении своих уроков.
При подготовке к уроку с использованием видеоряда учитель должен помнить следующие важные моменты:
1. определить точное время просмотра,
2. разбить видеофрагменты на смысловые единицы,
3. сформулировать к ним вопросы и задания для учащихся,
4. определить значения данного видеофрагмента для изучения конкретной темы,
5. выявить результаты просмотра[6].
Все это в конечном итоге и определяет выигрышное значение уроков с применение ИКТ в целом и видеоматериалов – в частности.
Список источников и литературы
Методические издания:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004. 320 с.
3. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов. М.: Владос, 2007. С.57
Методические статьи:
4. Гасанова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания. Сарапул: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21». 2013.
5. Закиров О.А. Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании // Преподавание истории в школе. 2014. №3. С.5-14.
6. Сафронова И. В., Лебедев И. Е. Информационные технологии в системе исторического образования // методист. 2002. № 5
7. Ходнев А.С. Новый вызов гуманитариям: информационные технологии и преподавание истории // Ярославский педагогический вестник. 1998. №3. С. 9-15.
8. Черкасова И.Н., Кипа К.А. «Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе». - 2004 г.- №3
Интернет-ресурсы:
9. Ануфриева Н.А., Пивкина Н.Н. Информационные технологии в преподавании истории и обществознания. – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-58725.html . Дата обращения: 11.03.14.
10. Зимин А.В. «Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы». – URL: http://festival.1september.ru/articles/521408/ Дата обращения: 13.04.14.
11. Игнатова Н.Г. «Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории». – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ Дата обращения: 13.04.14.
12. Лосев С.А. «Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории». – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-253273.html . Дата обращения: 11.01.14
13. Устинова М.М. Использование информационных технологий на уроках истории. – URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/36-history/864-2013-07-25-10-55-23 . Дата обращения: 23.04.14.
[1] Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543. Дата обращения: 26.04.14.
[2] Ср.: Игнатова Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории. – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ . Дата обращения: 22.12.13.
[3] Ср.: Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 17.
[4] Игнатова Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории. – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ . Дата обращения: 22.12.13.
[5] Об этом см.: Закиров О.А. Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании // Преподавание истории в школе. 2014. №3. с. 11.
[6] Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование видеоматериалов на уроках физики
Презентация "Использование видеоматериалов на уроках физики, как способ повышения самоэффективности развития личности". ...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подбора и использования на уроках истории видеоматериалов (художественных и документальных)".
Выступление на МО....
Использование видеоматериалов на уроках на немецкого языка
Использование видеоматериалов на уроках немецкого языка как средства развития коммуникативной компетенции....
Использование видеоматериалов на уроках ОБЖ.
Ведущее место в работе отводится документальным и художественным фильмам по разным темам. Я кратко знакомлю, какие конкретно фильмы использую при изучении раздела программы «Ос...
"Использование видеоматериалов на уроках английского языка"
Статья " Использование видеоматериалов на уроках английского языка"...
Что значит современный урок? «Использование компьютерных и мультимедиа-технологий на современном уроке»
Современный, т.е. актуальный, означает важный, существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное ....
Современные и эффективные способы использования видеоматериалов на уроке физики
В статье повествуется о способах использования видеоматериалов на уроке физики...