Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подбора и использования на уроках истории видеоматериалов (художественных и документальных)".
статья по истории
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р. Ф.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 75
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ТЕМА: «МЕТОДИКА ПОДБОРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ)».
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНА Н. А.
г. ТОЛЬЯТТИ, 2008-2009 учебный год
Выступление на методическом объединении: «Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов (художественные и документальные)».
Чаще всего используемые в преподавании истории видеоматериалы имеют ряд очевидных особенностей: наличие авторского замысла у создателя кинофильма, телепередачи, сериала (своего рода тенденциозность); отсутствие выраженной обучающей направленности. Они не рассчитаны на временные рамки урока.
Поэтому подобные видеоматериалы могут использоваться на уроках истории в основном фрагментарно. Другой путь – работа с ними во внеучебное время (факультативные и дополнительные занятия, кружковые занятия). Обеспечивая эмоциональный настрой учащихся, психологически облегчая процесс усвоения, видеосредства позволяют более успешно решать воспитательные задачи, стимулировать интерес к историческому прошлому. При решении образовательных задач особое значение приобретает проблема достоверности фактической основы и связи художественного обобщения видеоматериала с реальной жизнью. Это, прежде всего, касается игрового кино. Так, например, явно тенденциозная подача событий Гражданской войны в художественном фильме «Александр Пархоменко» заставляет ограничивать его использование темами, связанными с советским киноискусством. Недостоверная реконструкция исторического прошлого характерна и для известной картины «Александр Невский». Ее патриотическое звучание очевидно. Тем не менее, создатели фильма умолчали о роли православной церкви, неточны они во многих бытовых деталях. Сформированный на основе фильма образ князя потребует значительной корректировки при изучении темы «Русь в 12-13 веках. Удельная Русь. Борьба народов Руси против иноземных захватчиков». Как показывает опыт, яркие образы и представления, сложившиеся при просмотре, сохраняются, а долгие годы.
Большими достоинствами обладают документальные фильмы. Архивные киноматериалы, свидетельства очевидцев, как правило, корректные, выверенные комментарии позволяют применять их не только в иллюстративном плане, но и в качестве собственно исторических источников (конечно, с поправкой, а замысел создателей фильма или передачи). Так, включение в урок фрагментов фильмов «Первая мировая война» и «Россия в огне. Кровь на снегу» дает возможность при изучении соответствующих тем ставить и успешно решать широкий круг образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Непосредственному использованию подобных видеоматериалов на занятиях предшествует подготовительная работа, включающая три основных этапа.
- Накопление и первичная обработка материала.
Учителю необходимо систематически записывать на видеокассеты материалы предвыборной агитации и выборочно – сопровождающие их программы и телепередачи. Как правило, для этого требуется четыре-пять видеокассет. Затем следует пересмотреть весь материал, последовательно фиксируя продолжительность каждого фрагмента, форму («ролик» либо теледебаты), основные идеи, особенности содержания. В результате этого у учителя образуется своего рода каталог собранного материала.
2. Подготовка видеоматериалов к использованию на уроке (либо во внеурочное время).
Обычно мы делаем этого, как становятся известны результаты выборов. Тщательно анализируется содержание каталога, отбираются наиболее характерные, показательные фрагменты, создается схема структурирования блока. Итогом работы на этом этапе выступает собственно блок видеоматериалов.
- Составление пояснительной записки, вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся, разработка и проведение отдельных занятий.
Опыт показал, что работа с названными блоками видеоматериалов на уроке является наиболее продуктивной при соблюдении ряда условий:
- проведение занятия по соответствующей теме на сдвоенном уроке;
- продолжительность видеоблока е должна превышать 60 минут (в противном случае успешно организовать работу в течение «пары» будет достаточно сложно);
- обращение к тексту учебника после окончания работы с видеоматериалом (с целью корректировки наблюдений и выводов, которые учащиеся сделали самостоятельно);
- учет уровня подготовленности учащихся к восприятию видеоматериалов при разработке вопросов для обсуждения.
Кроме того, результативность работы учащихся с такими видеоматериалами увеличивается в случае опоры на знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения политической жизни современного общества на уроках истории.
Список используемой литературы:
- // «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001 год, № 5
- // «Преподавание истории и обществознания в школе», 2002 год, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Деловые игры с учащимися на уроках истории".
Выступление на МО....
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подготовки и проведения дебатов".
Выступление на МО....
Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»
Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ». ...
Выступление на тему "Формирование навыков критического мышления у учащихся на уроках истории и обществознания"
Формирование навыков критического мышления у учащихся...
Пример подбора наглядных материалов для уроков истории в 7 классе по теме «Смутное время».
Испльзование комплекта "Русская история в картинах" и дополнительный фактический материал к урокам главы "Смута"...
«Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов (художественные и документальные)»
Чаще всего используемые в преподавании истории видеоматериалы имеют ряд очевидных особенностей: наличие авторского замысла у создателя кинофильма, телепередачи, сериала (своего рода тенденциозность); ...