Методические разработки и доклады
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Лаптева Татьяна Михайловна

Доклад на заседании Круглого стола, тема "Системно-деятельный подход - методологическая основа ФГОС"

Доклад на заседании предметно-цикловой комиссии, тема "Роль современных технологий в повышении качества подготовки и образовательных услуг"

Доклад на заседании предметно-цикловой коммисии, тема "Профессионально-трудовое воспитание студентов"

Методическая разработка на тему "О пользе и вреде компьютерных игр в подростковом возрасте" (исследовательская работа)

Методические рекомендации по использованию  MS Power Point на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании предметно – цикловой комиссии

Тема: «Роль современных технологий в повышении качества подготовки и образовательных услуг»

                        

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Основной задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Проблема качества образования вызвана возрастанием требований студентов и их родителей к результатам образования. Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности преподавателя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только студенту, но и преподавателю. Развитие и расширение информационного пространства подростков, побуждает преподавателя заниматься вместе со студентами, осваивая новые информационные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого преподавателя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать студентов, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Одним из приоритетных направлений в деятельности нашего техникума является создание и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Компьютерное тестирование;

5. Работа на интерактивной доске.

"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретной темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Применение презентаций возможно на любом этапе урока.(урок «Информационные технологии») Презентации позволяют учителю:

- наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством

анимации;

- повышать познавательную активность студентов.

Одной из самых интересных форм урока, требующей огромной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, является проектная деятельность. Студентам дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал. Идет совместное обсуждение, защита проекта, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству учащегося.

Сейчас в обучении все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это и всевозможные дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады. Студенты  учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях нужно говорить о защите своих и чужих авторских прав. На сегодняшний день это одно из самых увлекательных занятий современного студента. Студенты умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания.

Применение студентами Интернета дает следующие преимущества:

1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

2. Повышается актуальность, получаемой информации;

3.Студенты приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современных техникумов. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе преподаватель – студент. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. Сегодня преподаватели могут сами разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.(программа создания тестов)

Преимуществами компьютерного тестового контроля являются:

-объективность оценки, так как влияние субъективных факторов исключено;

-достоверность информации об уровне усвоения материала;

-проверка производится гораздо легче и быстрее, чем при использовании традиционных форм контроля;

-реализуется индивидуальный подход в обучении, так как возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний студентов;

-дифференциация: тест содержит разноуровневые задания.

Конечно, компьютерное тестирование не может заменить личное общение в системе преподаватель-студент, не способствует развитию предметной речи студентов, однако полная замена и не является целью, в данном случае речь идет лишь о разнообразии форм контроля. Использование готовых обучающих программ дает возможность развивать творческую и познавательную активность студентов.

Интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, создает устойчивую мотивацию студентов к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать студентов в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает студентам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание студентов к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.
Во время работы на интерактивной доске улучшается концентрация внимания студентов, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из студента, что качественно повышает уровень современного образования.

Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей:

- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

- Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для студентов:

- Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

-Студентыя легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

- Студенты начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность студентов; обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе; повысить объем выполняемой работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам. Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет студентам не только более глубоко изучать предметы, но и является необходимым элементом формирования знаний, умений и навыков.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество преподавателя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей–подготовки высококвалифицированного специалиста.



Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании Круглого стола

Тема: «Системно-деятельный подход – методологическая основа реализации ФГОС»

«30» сентября 2015 г.

Средства современного обучения

                                                                ТСО является вспомогательными

                                                        средствами обучения, они должны

помогать в проведении урока, а не

украшать его

        Для реализации практической направленности процесса обучения современных студентов, получении возможности организовывать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, электронные образовательные ресурсы, современное интерактивное оборудование, так и натуральные объекты, модели.  Доля разных видов средств обучения может быть представлена с учетом специфики каждого предмета. Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации студентов и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации, и современные технологии в образовании, облегчающие подачу материала.

        Традиционные технические средства обучения ориентированы на пассивный, созерцательный характер усвоения информации. В связи с этим основой системы средств обучения в современных учебных заведениях должны стать мультимедийные средства обучения нового поколения, объединяющие в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Эти средства выводят процесс обучения на качественный новый уровень, соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение студентов, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у этого поколения гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, и оно максимально использует преимущества современных информационных, коммуникационных и образовательных технологий.

        Совершенствование аппаратных средств компьютера, программного обеспечения, носителей информации, сетевых технологий породило необходимость изучения растущих педагогических возможностей компьютерных средств обучения. За последние 10 лет компьютерные средства обучения изменялись в сторону все большей интеллектуализации, то есть приобретали способности выполнять более сложные модели дидактических процессов. Настоящий момент характеризуется наличием многочисленных компьютерных средств, педагогический потенциал которых не востребован в силу чрезвычайной новизны и технологической сложности этого явления.  Опыт последних лет убедительно свидетельствует о динамичном развитии ИКТ в сфере образования и их определяющем влиянии на профессиональные качества современного преподавателя.

        Учебная аудитория, где проводятся занятия, должен содержать три основные подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления. В учебной аудитории сосредотачиваются  учебное оборудование и приборы, учебные и справочные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета. Чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудование привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабочих  мест преподавателя и обучающихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом. Основное требование к оформлению аудитории – создать атмосферу предмета.

        Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в техникумах современных технических средств обучения, которые позволяют:

  • обогатить педагогический, технологический инструментарий преподавателей;
  • автоматизировать процессы администрирования, избавить от рутинной работы, а также способствуют повышению методического мастерства у преподавателей-предметников;
  • использовать электронные учебные программы, тесты, упражнения, а также способствуют появлению нового электронного педагогического инструментария.

Каждое учебное заведение мечтает о том, чтобы в его аудиториях были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия. Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств. Крое компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяют на практике реализовать знания обучающихся, - это:

  • цифровые проекторы – для отображения компьютерной информации и видео;
  • проекционные экраны – разнообразных моделей;
  • оверхед-проекторы;
  • слайд-проекторы;
  • копи-доски – для тиражирования записанного материала на доске;
  • интерактивные доски – возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы;
  • документ-камеры, настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора;
  • видеоконференционные системы – для эффективного обращения на расстоянии; маркерные и текстильные доски;
  • проекционные столики.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Весьма активно стало развиваться новое средство ИКТ - интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио-и –видеоконференции. Видеозаписи с лекциями могут быть использованы как  в специальных видеаудиториях, так и в домашних условиях.

Информация, передаваемая с помощью средств обучения, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а   содержание, объем и глубина заложенной в средствах обучения информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. Современные средства обучения должны соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, то есть должны быть доступны для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося. Средства обучения должны быть пригодны к применению современных методов и организационных форм обучения.

В настоящее время  можно прогнозировать  появление более совершенных программных продуктов, так как прогресс в информационных технологиях – это часть постоянного эволюционного процесса, который длится уже многие годы.

Технические изменения, которые привели к расширению информатики, напрямую влияют и на культуру обучения. Например, компьютерные сети сделали дистанционное образование намного более доступным, приведя к существенному развитию этой области. Кроме того, компьютерные сети намного облегчили совместное использование учебных ресурсов.

Первостепенная роль и значение в системе организации непрерывного обучения преподавателя новым информационным технологиям отводится формированию необходимых педагогических условий, способствующих всестороннему развитию педагога, совершенствованию его педагогического мастерства, включению педагога в творческую деятельность и научно-педагогические исследования на основе использования ИКТ в профессиональной деятельности. Необходимо обеспечить продвижение педагога по ступеням: от интуитивного знания через понимание и осознание возможностей ИКТ к творческой деятельности и саморазвитию своей индивидуальности.

Новым подходом к использованию ИКТ в учебной деятельности является способ, когда учитель-предметник задает домашнее задание студентам, адресуя их к электронным источникам информации, предлагает выполнить доклад в виде презентации. В данном случае компьютер является источником новых знаний. От преподавателя требуется умение критически проанализировать выполненное студентом задание, оценить соответствие программы-презентации выданному заданию.

Более сложным видом деятельности преподавателя является организация и руководство деятельностью обучающихся при выполнении проекта по какой-либо теме на основе применения ИКТ.  Новые информационные технологии позволяют по новому организовать совместную творческую деятельность педагога и студента.

Внеурочная деятельность является логическим продолжение урочной деятельности. Создание качественных мультимедийных продуктов невозможно только на основе знаний новых информационных технологий, пусть даже и самых обширных. Качество  продукта складывается из многих составляющих, но главным остается его содержание. В процессе работы над проектом формируется творческая группа из преподавателей и студентов, благодаря тесному сотрудничеству которых в проекте  удачно реализуется опыт творческой деятельности преподавателей, научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме и творчество обучающихся, которые часто бывают даже более компетентны в сфере ИКТ, чем некоторые педагоги.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

Если в течение всего срока обучения студент занимается в основном тем, что молча потребляет информацию, у него не формируется монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ во всех формах образования является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм педагогического процесса.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть на почве применения  современных мультимедийных средств ИКТ в системе традиционного и открытого образования.

Во многих случаях для обучающихся может быть важно проведение реальных опытом своими руками.

Некоторые обучающиеся могли никогда раньше не использовать компьютеры. В этом случае следует уделить внимание  обучению их навыкам владения используемыми мультимедийными средствами ИКТ, таким как использование клавиатуры и мыши.   Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения мультимедиа, необходимых для эффективного обучения с применением современных ИКТ-средств.

Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть прочтены от начала до конца, удобнее читать на бумаге. Также в бумажном  варианте удобнее читать журналы и книги. Часто мультимедийное приложение предоставляет средства поиска информации, и тогда студент может вначале найти требуемую ему информацию и затем, распечатав ее, использовать в процессе обучения.

 Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на стремление учиться в течение всей жизни; на достижение метапредметных и личностных результатов; урок строится в рамках системно-деятельностного подхода. И, конечно, современный урок проходит в сопровождении современного интерактивного мультимедийного оборудования. Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы, обогащает учебный процесс новыми формами, методами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность обучающихся. Но использование ИКТ-средств в образовательном процессе должно быть достаточно обоснованным и мотивированным, с соблюдением СанПин.



Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании предметно – цикловой комиссии

Тема: «Профессионально-трудовое воспитание студентов»

В этом направлении интегрированы профессионально-творческое и трудовое, экологическое  воспитание, формирование современного научного мировоззрения  и системы базовых ценностей.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов является в техникуме специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд взаимосвязанных задач:

  • формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
  • воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная  ответственность и обязанность;
  • развитие профессиональной психологии специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области  труда;
  • формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
  • формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом.

Для решения задач профессионально-трудового воспитания студентов необходимо:

  • формировать личность студента в процессе включения его в трудовую деятельность;
  • стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с  требовательностью к ней;
  • открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его личности;
  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;
  • воспитывать студента профессионально в учебном коллективе и через коллектив в единстве и согласованности педагогических усилий.

Профессионально-трудовое воспитание студентов – это как педагогически организованная деятельность студентов, так и самостоятельная. Профессионально-трудовое самовоспитание входит органической составной частью в целое как неотделимый  его элемент.

Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект профессионально-трудового воспитания. Основным содержанием его является следующее:

  • ознакомление студентов с профессиограммой, включающей характеристику содержания, условий,  режима и организации труда, профессионально-квалификационные  и психофизиологические требования в целях осознания каждым студентом своего соответствия им и осмысления социальных аспектов профессионального труда;
  • раскрытие социокультурного потенциала данной профессии и приобщение к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;
  • сообщение историко-технических сведений о данной профессии;
  • ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в данной области труда;
  • раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического  аспектов профессионального труда;
  • ознакомление студентов с профессиональной этикой и воспитание у них  культуры труда и профессиональной культуры;
  • приобщение студентов к профессиональным ролям.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников техникума является их социальная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Важным элементом подготовки специалистов к управленческой деятельности может явиться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так  и в стенах университета.

Обязательной органической составной частью подготовки специалистов должно стать овладение в ходе естественно-научного и гуманитарного образования фундаментальными научными, правовыми и экономическими основами экологически безопасной и природоохранной деятельности, а в ходе профессиональной и специальной подготовки –основами соответствующей технической и технологической квалификации.

При воспитании конкурентоспособного выпускника техникум должен сформировать у каждого студента:

  • систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;
  • высокую нравственность и этику трудовой деятельности;
  • высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;
  • осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
  • индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;
  • экологическую ответственность;
  • активный интерес к избранной профессии;
  • организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.



Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании предметно – цикловой комиссии

Тема: «Межпредметные связи с информатикой и ИКТ»

«__»_______20___

Одна из главных задач образования сегодня – подготовить студента к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях, сформировать у него информационную культуру.

Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры студента могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий.

Анализ содержания курса информатики и информационных технологий позволяет выделить восемь линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях:

1. Информация. Кодирование информации.

Иметь представление о понятии «информация» в живой и неживой природе (физика, кибернетика, техника), о кодировании различной информации (биология – генетическая, музыка – звуковая, изобразительное искусство – графическая, математика – числовая).

2. Алгоритмизация и программирование.

Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (тесты по всем предметам, приложения – простейший графический и текстовый редактор, калькулятор).

3. Моделирование и формализация.

Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.

4. Технология обработки текстовой информации.

Уметь создавать, редактировать и форматировать тексты. Иметь представление о настольных издательских системах.

5. Технология обработки графической информации.

Уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений и уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.

6. Технология обработки числовой информации.

Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.

Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.

7. Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Уметь применять табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей.

8. Коммуникационные технологии.

Уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

Межпредметные связи предметов с информатикой начинаются с применения на уроках электронной аппаратуры (персонального компьютера, проектора, сканера, средства связи с Интернет, видео- и фотоаппаратуры и т.д.) и использования офисных программ (Word, Excel, Access).

На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, географии и т.д. Например, мы предлагаем, при изучении темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» использовать данные по биологии. При изучении Excel моделировать задачи по экономике, физике, математике. Изучение Access проводить на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами создания презентации в среде Power Point осуществлять при использовании материала по истории или географии и т.д. Обязательной итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power Point, HTML, Access, Word) на любую тему из курса программы.

Очевидно, информационное моделирование предоставляет наиболее широкие возможности для использования межпредметных задач.

Для разработки системы межпредметных заданий мы предлагаем использовать следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):

  1. Выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;
  2. Обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть студент;
  3. Подготовить систему задач из данной предметной области;
  4. Включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.

Очевидно, для проведения этой работы недостаточно усилий только преподавателя информатики. Целесообразно привлечь к этой работе преподавателей предметников.

Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением системы межпредметных задач является достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта.

Подготовка и реализация межпредметных проектов способствует не только повышению эффективности процесса обучения, активизации творческой деятельности, но и расширению кругозора студентов, что весьма важно в системе подготовки любого человека. Обогащение учебной и трудовой деятельности студентов на основе межпредметных связей происходит особенно интенсивно при использовании ИКТ.

Активные методы обучения, к которым относится метод проектов, позволяет увлечь учащихся наукой и способами ее овладения.

Задача проекта предъявляет более высокий уровень требований к исполнителю работы, ее завершенности, качеству представления конечных результатов. В процессе проектирования у студентов происходит рост самосознания, накопление опыта самореализации. Работа над проектом требует проявления в процессе творческой умственной активности и позволяет расширить полученные знания. Это умственный труд не только на себя, но и на решение социально значимых проблем, что стимулирует образовательную активность с одновременным развитием самостоятельности.

Исследовательская работа по созданию межпредметного проекта позволяет студентам использовать современные источники информации (Интернет), язык разметки гипертекста HTML, что повышает интерес к изучению предметов.

После корректировки межпредметные проекты используются преподавателями - предметниками на уроках при объяснении, закреплении и повторении изученного материала, что является хорошим современным образовательным ресурсом для проведения урока. Межпредметные проекты позволяют преподавателю использовать готовый образовательный продукт для углубления изучаемого материала.

Интегрированные или бинарные уроки – пример реализации межпредметных связей.

Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

Главная цель интеграции – создание у студентов целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Исходя из этого, на современном этапе развития образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка студентов к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов.

Такой опыт организации учебного процесса позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор, принимать решение, которые формируют личностные качества лидера и его информационную культуру.

Преподаватель ГОУ СПО ТО «АХТТ»                                        Т.М.Лаптева



Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании предметно – цикловой комиссии

Тема: «Самообразование преподавателя СПО»

«__»_______20__

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д. Ушинский).            

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» (А.С. Макаренко).

 Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!          

Российская общественность связывает деятельность современного преподавателя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации преподавателей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания преподавателем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.    

У современного преподавателя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую деятельность, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, пропитанную  как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к студенту. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Совершенствование качества образовательного процесса в СПО, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.  

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.            

  Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности, повышения уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.      

    Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.          

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:  

  • в профессиональной сфере;  
  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
  • в области расширения кругозора (правовые,   исторические знания, преодоление языковых барьеров,  овладение информационно-компьютерными технологиями, знание и применение здоровье сберегающих технологий);
  • в сфере педагогической психологии (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) и т.п.        

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.             Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:  

  • дистанционные курсы для педагогов;
  • дистанционные конференции;
  • дистанционные семинары;  
  • дистанционные конкурсы;
  • дистанционные эвристические олимпиады;  
  • педагогические форумы;  
  • участие в проектах дистанционного образования.        

 Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.          

 С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.            

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.      

Самообразование  будет продуктивным в том случае, если преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.            

Факторы, препятствующие саморазвитию:

  • недостаток времени;
  • состояние здоровья;
  • разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
  • недостаточная поддержка со стороны администрации;  
  • собственная инерция;            

Факторы, стимулирующее саморазвитие:  

  • интерес к работе;  
  • возрастающая ответственность за результаты труда;
  • пример коллег;
  • организация труда в учебном заведении;
  • внимание администрации к возникшей проблеме;
  • новизна деятельности;  
  • обучение на курсах;  
  • пример и влияние администрации;  
  • организация методической работы;  
  • возможность получения признания в коллективе.    

Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:  

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;  
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;  
  • участие в педсоветах, научно-методических объединениях;    
  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;  
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.    

     Каждый преподаватель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, внеклассные мероприятия.  

Преподаватель ГОУ СПО ТО «АХТТ»                                        Т.М.Лаптева



Предварительный просмотр:

Доклад

преподавателя     Лаптевой Т.М.

на     заседании предметно – цикловой комиссии

Тема: «Формирование у студентов ИКТ-компетенции – один из факторов подготовки специалистов системы профессионального образования»

«__»_______20__

Человечество вступило в новый этап своего развития, начался переход от индустриального общества к информационному, а процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.  Информатизацию рассматривают, как процесс создания, развития и применения информационных средств и технологий.

 Технической основой информатизации является компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов, оснащения предприятий и учреждений государства вычислительной техникой и программным обеспечением, необходимым для ее эффективного использования, а также повышения общеобразовательного уровня граждан в области использования компьютеров.  Компьютеры стали неотъемлемой частью современных организаций, они используются во всех сферах жизни общества и намного облегчают работу специалистов в различных отраслях и направлениях. В связи с этим современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, а преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения информационной культурой и современный выпускник -  должен обладать такими компетенциями как: владение, использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности. То есть по требованию работодателя, современный специалист - компетентный профессионал, который должен обладать не только знаниями в области определенного рода деятельности, но уметь мобильно перестраиваться на выполнение новых профессиональных задач, но и владеть компьютерной грамотностью.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею»  - к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, способности к самоорганизации - составляют основу понятия «компетентность».

 В этой связи основным результатом деятельности преподавателей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.  

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из основных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

 Таким образом,  ИКТ можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКТ в системе СПО проходит три уровня развития:

  • пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);  
  • базовый уровень (обучающийся приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности);  
  • профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).  

Говоря об  ИКТ-компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею.

ИКТ-компетентность - это уверенное владение студентами всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.

Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать  понимание того, не как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, студенческие газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде,  кроссворды, сканворды, презентации, экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др. Конечно, ключевым основанием по проблеме становления и развития ИКТ является понятие "информация" и формирование умений и навыков применять информационные технологии при решении прикладных задач. Но следует помнить, что процесс формирования ИКТ не заканчивается однажды по причине ее сформированности, а продолжается до конца жизни.

Формирование ИКТ-грамотности идет на уроках информатики, но формировать ИКТ- компетентность можно на уроках различных дисциплин. Сегодня нет такого учебного заведения, которое бы не применяло информационные технологии.  Студенты, в процессе обучения, не только продолжают пополнять свои знания в области информатики, но и знакомятся с новыми информационными технологиями при изучении специальных дисциплин и профессиональных модулей.

Я, как преподаватель специальной дисциплины, применяю информационные технологии при проведении различных типов учебных занятий на уроках документационного обеспечения управления (делопроизводство), причем как в демонстрационном, так и в индивидуальном режимах. Часто на занятиях  использую мультимедиа технологии, для чего мною вместе со студентами разработаны презентации по многим темам с использованием программы PowerPoint. Например: «Номенклатура дел», «Документооборот», «Ведение кадрового делопроизводства», «История развития делопроизводства в России», «Электронный документооборот» и др. Проведение подобных занятий повышает темп восприятия информации, мотивацию к обучению за счет мультимедийных эффектов, а также развивает нагляднообразное мышление студентов. В свою очередь и студенты все чаще применяют мультимедиа технологии, при подготовке рефератов, кроссвордов, сканвордов, разработке тестов, ситуационных задач, что способствует формированию у них творческих способностей.  

В свете компьютеризации учебного процесса претерпела значительные изменения и система проверки знаний студентов по дисциплине «Документационное обеспечение управления». Мною разработаны  тестовые задания с использованием информационных технологий, которые используются при проверке домашнего задания, для рубежного контроля.

Современные методики измерения уровня подготовки студентов, ориентированные на использование компьютерных технологий, предоставляют принципиально новые возможности не только преподавателю, но и студенту. Студент из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе обучения, самостоятельно принимающий решения.  Решение ситуационных задач охватывает комплекс профессиональных умений и навыков, позволяет применить элементы ролевой игры, которая дает возможность студентам представить себя в роли административного работника и наглядно проследить весь цикл подготовки служебного документа и его прохождения в организации. Такие занятия прививают интерес студентам к будущей профессии. Студенты с удовольствием посещают занятия, на которых стремятся применять рациональные приемы работы на компьютере при оформлении служебных документов с соблюдением правил оформления в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», стараются точно и быстро выполнять поставленные задачи.

Одним из признаков повышения качества образования является высокая степень заинтересованности студентов современными технологиями, стремление «идти в ногу со временем» - эта тенденция среди молодежи признается во всем мире. Для них наиболее значимыми мотивами учебной деятельности становятся мотивы «Стать высококвалифицированным специалистом» и «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Наименее значимыми мотивами стали «Добиться одобрения родителей и окружающих» и «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Но как бы ни были хороши и увлекательны программы, эффективное применение новых информационных технологий в обучении студентов зависит не только от качества и дидактических возможностей программы, но и от мастерства и таланта педагога, его умения и готовности применять новые информационные технологии в процессе преподавания, ведь выбрать нужное и полезное, удивить, заинтересовать студентов, увлечь и мотивировать принять участие в работе - совсем непростая задача.

Применение компьютерной поддержки на занятиях:  

  • повышает темп восприятия и усвоения, так как идет подключение к процессу обучения абстрактного мышления, основанного на зрительном восприятии;
  •  приводит к сокращению времени на усвоение материала;
  • создает условия для роста активности и развития творческих способностей;  
  • способствует увеличению доли самостоятельной работы у учащихся на традиционном уроке;  
  • позволяет в автоматизированном режиме производить контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности и коррекцию по результатам контроля.

Но успех использования ИКТ в работе преподавателя зависит не только от его ИКТ-компетентности, но и многих факторов:  

  • от уровня оснащенности и типа учебного заведения;
  • от уровня развития и мотивации обучающихся;  
  • от вида приоритетной модели образования и т.д.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс приводит к повышению качества образования, возможности индивидуализировать учебный процесс с учетом особенностей личности обучаемых, позволяет активизировать мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс по подготовке конкурентоспособных специалистов более интересным.  Современный преподаватель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. ИКТ в образовательном процессе - это норма жизни современного преподавателя и студента.

Преподаватель ГОУ СПО ТО «АХТТ»                                        Т.М.Лаптева



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Методическая разработка

Исследовательская работа

«О пользе и вреде компьютерных игр

в подростковом возрасте»

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                               Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2020

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные игры очень прочно вошли в нашу жизнь, их виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а игровая индустрия преподносит свои новые продукты игрокам, от которых они не могут отказаться. Взрослый, а тем более молодой ребёнок не может представить свою жизнь без компьютерных игр. Люди, которые играют в компьютерные игры, отдаляются от реального мира и им нравится находиться в виртуальной реальности, ведь игрок может делать всё, что захочет.

Конечно, компьютерные игры могут нести вред, особенно маленькому неокрепшему уму. Ведь ребёнок в малом возрасте всегда ищет пример для подражания. Это может быть его отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребёнка. Но и может произойти так, что ребёнок, играющий в компьютерную игру, может найти такой пример для подражания, который плохо отразится на психике ребенка, и он будет нести вред окружающим, чтобы добиться своей цели и будет считать, что он поступает правильно. Неудивительно, что в последнее время дети стали более агрессивными и жестокими.

Цель исследования: Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на ребенка в подростковом возрасте.

Объект исследования: Компьютерные игры.

Предмет исследования: положительные и отрицательные характеристики компьютерных игр.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование среди ребят подросткового возраста на предмет использования игр в повседневной жизни.
  2. Подобрать материал; исследовать, каковы польза и вред, приносимые компьютерными играми, пользующимися популярностью среди подростков.
  3. Подвести итоги исследования и описать результаты.

Методы исследования: анкетирование, анализ информации и поиск источников, сравнение.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Компьютерные игры не являются только вредителями, но и могут быть полезны в плане развития, например, ребёнок может подтянуть знания английского языка или знания об истории. Но конечно не только компьютерные игры отвечают за развитие ребёнка, по-прежнему актуальными источниками развития остаются книги, конструкторы, развивающие настольные игры, пазлы и т.д. Также в некоторых играх присутствуют различные загадки на логику, которые необходимо решить для того, чтобы перейти на следующий уровень. Даже в тех же самых «вредных» играх есть польза, и они могут научить молодое поколение некоторым урокам, которые могут пригодиться в жизни.

Методика и техника исследования

Заключалась в составлении анкеты из вопросов на данную тему, в какие игры играет молодое поколение и чему они их научили, что испытывали во время игрового процесса и что чувствовали после игры.

Объём исследования

Исследование проводилось среди учеников средней школы и студентов техникума. В исследовании приняли участие ученики пятого класса в количестве 17 человек, ученики девятого класса в количестве 5 человек, ученики одиннадцатого класса в количестве 9 человек и студенты 1 курса колледжа в количестве 16 человек. Общее количество участников тестирования составило 47 человек. Участникам тестирования было предложено 8 вопросов, на которые они должны были ответить.

Результаты анкетирования

Анкетирование (приложение 1), проведенное в 5, 9, 11 классах и на 1 курсе колледжа на базе 9 классов, дало следующие результаты.

Выяснилось, что большинство ребят, около 90 %, проводят свободное время за компьютерными играми.

На вопрос: Сколько часов в день ты уделяешь компьютерным играм? – ответили:

Как видно по диаграмме большинство ребят уделяют на игры 3 и менее часов в день. Проводящих за играми по 5 и более часов в день не больше 1 человека на группу.

На вопрос, каждый ли день ребята играют в компьютерные игры ответили:

Можем сделать вывод, что неиграющих каждый день больше как минимум в 2 раза.

Следующим вопросом было: Хватает ли тебе времени на выполнение домашнего задания, на живое общение с друзьями и семьёй, в помощи по дому?

Всем анкетируемым, кроме 1 человека хватает времени на живое общение и дела по дому.

Следующий результат получен на вопрос: Что ты испытываешь после игры в компьютерные игры (удовольствие; усталость; боль в глазах, кистях рук; страх; нервное напряжение; злость)?

Подавляющее большинство ребят испытывают удовольствие во время игры.

Отвечая на вопрос: Как ты относишься к просьбе родителей, когда играешь? – ребята выбрали следующие ответы:

Ребята спокойно реагируют на просьбы родителей о помощи.


Влияние компьютерных игр на развитие детей в подростковый период

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Игры разные: и логические, и «гонки», и спортивные, и игры-путешествия, и учебные, и фантастические достаточно агрессивные. Поэтому они влияют на ребят по-разному: игры учебные - на развитие логики; игры-путешествия - развивается память, внимание, любовь к спорту; они узнают новые приёмы игры, например, в футбол. У этих ребят хорошо развито логическое мышление, они быстро находят новые способы решения задач, демонстрируют хорошие вычислительные навыки. Ребята, которые увлекаются компьютерными «гонками», «стрелялками», более раздражительны, у них болят глаза после игры. Их успехи в учебе намного скромнее. Они невнимательны, раздражительны, допускают много ошибок и при вычислениях, и на письме, читают медленно, по слогам, иногда бывают не готовы к уроку или плохо выполняют домашнее задание.

Возможности компьютерных игр неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютерные игры способствуют формированию у воспитанников рефлексии своей деятельности, позволяют детям наглядно представить результат своих действий. Компьютерные игры имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Компьютерные игры в отличие от других видов игр, позволяют ребёнку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведёт к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности. Поэтому умеренное увлечение компьютерными играми являются полезным инструментом для обучения детей.

Компьютерные игры - это «хорошо» или «плохо»?

Почему «хорошо»:

Компьютерные игры развивают:

  • быстроту реакции;
  • мелкую моторику рук;
  • визуальное восприятие объектов;
  • память и внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат:

  • классифицировать и обобщать;
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
  • добиваться своей цели;
  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

А что же тогда «плохо»?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось в результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера: боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки.

Плюсы и минусы самых популярных среди подростков игр

Анализируя игровые предпочтения анкетируемых школьников и студентов, были выделены наиболее популярные компьютерные игры. Ниже рассмотрим, какую пользу или вред может принести каждая из них.

GTA 5 молодое поколение

Эта игра представляет собой открытый виртуальный мир, где множество сцен имеют характер насилия и нецензурной лексики. Она может научить молодое поколение жестокости, насилию и дурным привычкам.

Но также среди минусов есть и плюсы: например, в игре присутствует момент, когда главный герой попал в опасность и просит его друга уехать из города, чтобы не подвергнуть его опасности, но друг главного героя отказывается и хочет помочь ему разобраться с его проблемами. То есть смысл заключается в преданности главного героя и его друга, и может научить молодое поколение тому, что нельзя бросать своего друга даже в самые тяжелые моменты.

Counter Strike Global Offensive

Игра Counter Strike Global Offensive – это многопользовательский онлайн-шутер от первого лица, где идёт противостояние двух команд: террористов и спецназа.

Плюсом этой игры можно назвать то, что вы играете в команде, и конечно игроки могут быть иностранного происхождения, и чтобы давать информацию своей команде, вы можете использовать голосовой чат. Ещё одним плюсом является то, что посреди матча вы можете взять перерыв. Также после того, как вы сыграли матч, вы можете получить какой-либо предмет, который вы можете продать за реальные деньги, или оставить его себе.

Минус этой игры – то, что один матч может длиться 90 мин и более, и занимает очень много личного времени. Самый долгий матч в этой игре длился 3 часа, и было сыграно 88 раундов.

Эта игра может помочь молодому поколению в изучении английского языка для общения с игроками из других стран, а также может развивать рефлексы и реакцию.

DOTA 2

Это компьютерная многопользовательская командная игра в жанре стратегии в реальном времени с элементами компьютерной ролевой игры. В игре участвуют две команды, в каждой команде 5 человек. Одна команда играет за светлую сторону, другая за темную сторону.

Плюсом этой игры является то, что вы играете в команде с другими игроками и можете давать им информацию с помощью голосового чата.

Минусом является то, что матчи длятся более 40 минут и нет возможности взять перерыв.

Эта игра может научить молодое поколение общению в команде, а также может научить стратегии ведения боя.

World Of Tanks

Это массовая многопользовательская онлайн-игра, полностью посвященная бронированным машинам середины XX века.

Плюсом этой игры является то, что игроки получают возможность плечом к плечу сражаться с поклонниками стальных гигантов со всех уголков планеты, тут раунды длятся не 30 минут, а всего 5-7 мин и причем происходит всё более динамично.

Минус этой игры – то, что у неё однообразный игровой процесс и она становится скучной и можно потерять к ней интерес.

Эта игра помогает изучению истории времен Второй Мировой Войны и узнавать названия танков.


Полученные результаты

Обучающиеся 5, 9, 11 классов и студенты отнеслись заинтересованно и ответственно к выполнению предложенного им задания.

Я решила выделить более важные вопросы из анкеты:

На вопрос, в какую игру играют, мне чаще всего встречались следующие ответы: Grand theft auto 5, Counter strike Global Offensive, Dota 2 и World of tanks, то есть учеников всех возрастов интересуют онлайн-игры.

На вопрос, сколько часов в день уделяют играм, все ученики уделяют в среднем по 3 часа.

В то же время на вопрос, мешают ли игры в учёбе или в общении с семьёй, все ученики ответили, что им хватает времени на общение с семьёй и на учёбу. То есть, такой значительный объем времени, посвященный компьютерным играм, не ограничивает учеников в общении и не мешает в учёбе.

И ещё один вопрос меня интересовал: чему научили компьютерные игры? Кого-то научили английскому языку, кого-то логике и стратегии. То есть компьютерная игра, это не бесполезная вещь, в ходе неё ученики получают опыт, умения и знания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проделанной работы можно сделать вывод, что большая часть принявших участие в анкетировании подростков проводит свободное время сидя за компьютером в малоподвижном положении, но это им совсем не мешает в учёбе или в общении с семьей и друзьями, и игры могут дать немного полезной информации и определенный опыт.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены и разобраны плюсы и минусы ряда популярных среди подростков компьютерных игр.

Практическая значимость исследования заключается в том, что после завершения исследования будет возможно оценивать полезность компьютерных игр и выбирать игры, развивающие мышление, логику, внимательность.

Знание самого компьютера в настоящее время необходимо для трудоустройства и для комфортного ощущения себя в современном мире.

Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://greatgamer.ru/short_reviews/dota_2.html
  2. http://mmoglobus.ru/world-tanks-opisanie-igry#ixzz4Yn
  3. http://wotafaq.com/78086/сколько-в-среднем-длится-бой
  4. http://greatgamer.ru/short_reviews/counter_strike_glo
  5. http://gta5supermods.ru/stati/gta-5-opisanie-sistemny


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы анкеты

1. Играешь ли ты в компьютерные или онлайн игры?

А) Да                        Б) Нет

1.1. В какую игру ты играешь?

___________________________________________________

2. Сколько часов в день ты уделяешь компьютерным играм?

А) 1 и менее

Б) 3

В) 5

Г) более 5

3. Ты каждый день играешь в компьютерные игры?

А) Да                        Б) Нет

4. Какого жанра тебе нравятся игры? (ужасы, фэнтези, детектив, приключения, выживание, шутер)

5. Хватает ли тебе времени на выполнение домашнего задания, на живое общение с друзьями и семьёй, в помощи по дому?

А) Хватает                Б) Не хватает

6. Что ты испытываешь после игры в компьютерные игры (удовольствие; усталость; боль в глазах, кистях рук; страх; нервное напряжение; злость)?

7. Как ты относишься к просьбе родителей, когда играешь?

А) Спокойно

Б) Мне это не нравится

В) Меня это раздражает

8. Чему тебя научили компьютерные игры?

________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию MS PowerPoint на уроках» 

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Разработал:                                                                                              преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2019

В последние годы компьютерные презентации стали одной из наиболее распространенных технологий в обучении. Самой популярной компьютерной программой для создания презентаций является MS Power Point.
Power Point может быть необычайно эффективным инструментом для учителя. С помощью презентаций на компьютере очень удобно показывать различные изображения, иллюстрирующие предмет урока. Кроме того, с его помощью можно быстро и легко построить и  показать сложные диаграммы. Power Point открывает перед учителем новые возможности, которые ещё совсем недавно были недоступны. Но помимо всех очевидных плюсов, которые нам даёт эта технология, её неправильное или чрезмерное использование может быть причиной и некоторых нежелательных эффектов.

Давайте для начала рассмотрим по пунктам, для чего мы вообще используем компьютерные презентации, какие новые возможности они нам дают.

  1. Иллюстрация того, о чём вы рассказываете. Вспомните поговорку – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каким бы хорошим рассказчиком вы ни были, фотография часто может рассказать об этом гораздо больше.
  2. Построение сложных диаграмм. В Power Point есть мощные инструменты для построения диаграмм и графиков. То, что было бы невозможно изобразить на доске вручную или заняло бы огромное количество времени, теперь можно сделать очень быстро, просто и наглядно.
  3. Выделение основных моментов в вашей лекции. Когда вы закончили рассказывать о какой-либо подтеме, предмете, человеке, событии, важном понятии и т.д., удобно показать основную информацию, определение или главную мысль на экране. В конце большой темы или всей презентации можно также показать все основные пункты и определения вместе.

А теперь давайте посмотрим, какие советы и рекомендации дают нам профессора, преподающие в американских университетах и имеющие большой опыт в использовании презентаций и других технологий в обучении.

  1. Прежде всего, при подготовке компьютерной презентации надо хорошо понимать, какой цели она будет служить. Стоит задать себе вопрос: «Чем просмотр этих слайдов дополняет ту информацию, которую я даю ученикам устно?» или: «Какую важную информацию мои ученики не получат, не увидев эти слайды?».
  2. Презентация должна быть как можно более проста. Не используйте много слов, когда можно использовать одно или два слова, которые будут нести ту же самую информацию. Вам наверняка приходилось видеть презентации, содержащие большие фрагменты текста, и вам знакомо чувство, что эту презентацию сложно понять. Большинство слайдов должны содержать одну мысль, одну диаграмму или одно – два изображения и минимально возможное количество текста. Старайтесь излагать информацию просто и прямо.
  3. Презентация должна быть легко читаемой. Шрифт должен быть такого размера, стиля и цвета, чтобы его прочтение не отнимало лишнее время, силы и внимание. Наиболее читаемы шрифты без «засечек», такие как Arial, Calibri. Обратите внимание на то, насколько сочетаются цвет текста и фон, который вы выбрали. Фон не должен мешать восприятию текста. Используете на своих слайдах такой текст, который ученики смогут легко прочитать.
  4. Не используйте слишком много «наворотов». Впечатлившись широкими возможностями Power Point по использованию различных эффектов, многие стараются использовать их как можно больше и чаще.  Это отвлекает от информации, которую вы хотите донести. Подобные вещи могут развлечь ваших детей. Но если вы используете презентацию в образовательных целях, она должна быть как можно более простой и доходчивой. Старайтесь избегать звуковых эффектов, лишних ярких цветов, рамок с витиеватыми орнаментами и т.п.
  5. Надо иметь в виду, что, используя презентацию, вы разделяете внимание ученика между собой и экраном. Если обычно в классе одна точка, на которой должно быть сосредоточено внимание учеников - учитель, то теперь их становится две. И зачастую они находятся далеко друг от друга. Пока Power Point включён, говорите ученикам, когда нужно смотреть на экран, а когда на вас. К тому же стоит научиться быстро включать и выключать Power Point во время презентации. Это нужно для того, чтобы ученикам было легче понять, когда на экран смотреть не надо. Бывает сложно отвлечь внимание учеников от картинки на экране и вернуть его себе. Это становится ещё большей проблемой, когда  изображение на экране не имеет отношения к тому, о чём вы говорите в настоящий момент.
  6. Не оставляйте слайд на экране, если то, о чём вы сейчас говорите, к нему не относится. Если вам нужно донести три разных мысли, в то время как на экране находится один и тот же слайд, внимание учеников будет привлечено к этому одному слайду и все слова, кроме тех, что относились к нему, будут сказаны впустую. Следите за тем, чтобы слайд на экране относился тому, о чём вы говорите в данный момент.
  7. Никогда не превращайте свою презентацию в чтение со своих слайдов. Чтение с экрана даже хуже чем чтение с листа (что делать тоже крайне нежелательно). Монотонность делает презентацию скучной. Сделайте так, чтобы Power Point помогал вам в вашей презентации, дополняя её, а не дублировал то, что говорите вы. Он должен сделать вашу лекцию лучше, а не заменить вас. Помните, что возле фотографии не должно находиться подробное описание. Изображение должно наводить на мысль, вызывать вопросы. А вашей функцией в этом случае будет на эти вопросы отвечать и давать пояснения к иллюстрации.
  8. При подготовке вашего урока, лекции или презентации, старайтесь построить их таким образом, чтобы вы могли их сделать и без Power Point. Техника служит полезным инструментом, но она имеет свойство подводить нас в самый ответственный момент. Пусть без Power Point ваш урок получится не таким красочным и наглядным, но вы должны быть в состоянии его провести при отказе техники.
  9. При подготовке презентации старайтесь организовать своё время с умом и помните принцип, что больше не всегда означает лучше. Не забывайте также, что Power Point - это инструмент, и он может быть как очень полезен в обучении, так и мешать ему при неправильном использовании.

Давайте подведём итог:

Сделайте презентацию простой и понятной. Сведите использование текста к минимуму и избегайте сложного красочного и витиеватого оформления. Следите за тем, чтобы на экране было именно то, о чём вы говорите в данный момент. Помните, что технические средства должны помогать, а не мешать вашему взаимодействию с аудиторией. Используйте технику, но не позволяйте ей заменить себя, оставайтесь главным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Методическая разработка. Доклад на тему: Использование ИКТ на уроках физкультуры.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Ком...

Методическая разработка доклада Тема: «Народные этикетные традиции - элемент национальной культуры»

В «Концепции развития башкирского национального образования» (1999) определены основополагающие принципы башкирского национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего покол...

Доклады, методические разработки

Доклады для классных часов, открытых уроков, для выступления на педсоветах и родительских собраниях....

Методические разработки внеклассных мероприятий,интегрированных уроков, доклады.

Представляю Вашему вниманию самые разнообразные методические разработки - внеклассных мероприятий, уроков, и выступления на педсоветах, методобъединени...

Методические разработки внеклассных мероприятий,интегрированных уроков, доклады.

Представляю Вашему вниманию самые разнообразные методические разработки - внеклассных мероприятий, уроков, и выступления на педсоветах, методобъединени...