Методика самодиагностики развития личности в каникулярный период
методическая разработка на тему

Андреева Полина Валерьевна

Каждый раз, когда дети приходят с летних каникул, им задают вопрос: "Как прошло ваше лето?" Но полноценно оценить педагогу степень продуктивности летнего периода для ребенка не представляется возможным, поскольку он не имел возможности за ним наблюдать. Тем не менее, учителя часто ставят оценки за первое в начале учебного года сочинение на известную тему. Хотя справедливее было бы, если бы ребенок сам научился оценивать продуктивность своего свободного времени. Этот материал поможет любому ребенку провести самодиагностику своего развития в период летних каникул. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_doklada_metodika_samodiagnostiki.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика самодиагностики развития личности в каникулярный период

Авторы: Остромухова П.В, Сорокина Ю.С.

ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской»

E-mail: 18m.p@rambler.ru

Лето – огромный и особенный период в развитии и воспитании ребенка, равнозначный целой четверти учебного года. Время, когда он взрослеет, самостоятельно открывает мир, познает себя, получает новый опыт общения, проведения досуга, полностью абстрагируясь от привычной школьной среды. В этот период воспитательное влияние педагогов на детей крайне ограничено, а иногда сведено к нулю. Зато усиливается влияние ближайшего окружения (родителей, бабушек и дедушек, других родственников), работников детских оздоровительных лагерей, а также друзей, дворовых компаний, временных детских коллективов. Всё то, что педагоги стремились заложить и развить в ребенке в течение года, либо всходит и прорастает на благодатной почве, либо так и остаётся семенами в земле, заслоненным от света новыми интересами, мотивами, увлечениями. Безусловно, лето – время активного движения личности ребенка, но подобно фуникулеру, это может быть движением как вверх, так и вниз.

Потребность со стороны педагога оказать хотя бы минимальное влияние на развитие ребенка в период летних каникул, как правило, проявляется в индивидуальных и коллективных рекомендациях прочитать определенный список книг, посмотреть ряд фильмов, поразмышлять на заданные темы, однако контроль за выполнением этих рекомендаций либо возлагается на родителей, либо остается на совести самих обучающихся.

За время учебного года дети привыкают к системе оценивания, которая стимулирует их, создает дополнительную мотивацию к развитию, познанию, совершенствованию, в то же время, оценка летнего периода со стороны педагога, как правило, очень лояльна, если не сказать, нейтральна. Это проявляется в таких распространенных формах обратной связи, как сочинение или коллективная беседа на тему: «Как я провел это лето», которая, ввиду отсутствия времени полноценно выслушать каждого, зачастую сводится к описанию самого яркого и запоминающегося события этого периода.

В связи с тем, что система дополнительного образования детей в настоящее время опирается на доминанту саморазвития, наиболее актуальной методикой, отвечающей современным принципам образования, представляется самодиагностика, которая ставит ребенка в активную позицию исследователя по отношению к себе и своей деятельности, предполагает вариативность и индивидуальность в определении результатов, способствует формированию универсальных учебных действий. Самодиагностика развития личности может стать стимулом для детей к самостоятельному анализу своих личностных результатов и собственной оценке продуктивности проведения времени в каникулярный период.

Самодиагностика проводится в форме необычного анкетирования, но с привычным названием: «Как я провел это лето» (рис.1).

Рисунок 1. Самодиагностика личностного развития "Как я провел это лето"

Выполнив задания первых трех пунктов анкеты, обучающимся выдается бланк (таб.1.), в котором в удобной табличной форме предлагается выполнить оставшиеся задания и сделать вывод.

Таблица 1. Индивидуальная классификация видов деятельности

Фамилия и Имя:

Возраст: _______. Год обучения: _______

                                           Основание для классификации: ________________________

Класс 1:

______________

Количество

%

Класс 2:

_____________

Количество %

Класс 3:

_____________

Количество %

Виды деятельности

Виды деятельности

Виды деятельности

Общее количество %

в классе 1:

Общее количество %

в классе 2:

Общее количество %

в классе № 3:

ВЫВОД:

Результаты педагогического анализа самодиагностики детей в театре-студии «Синтез» показали, что ребята, находящиеся в коллективе 1-2 года, в качестве оснований для классификации выбирают критерий полезности, и преимущественно делят свои занятия на следующие классы: «полезная деятельность», «вредная деятельность» и «деятельность с пользой для других». В то же время, обучающиеся 3-4 года в качестве основания выбирают критерий саморазвития и делят свои занятия на классы: «деятельность, способствующая саморазвитию», «не способствующая саморазвитию» и «способствующая саморазвитию других». Многие в отдельный класс отнесли деятельность общения с друзьями. Вспоминая пирамиду американского психолога А. Маслоу, напрашивается вывод о разных уровнях потребностей и мотиваций, на которых находятся обучающиеся. Показательно, что ребята не выделили в качестве видов деятельности сон, еду и т.д., что относится к первичным потребностям человека и составляет низший уровень пирамиды. Большинство видов деятельности, которые выделили ребята, можно отнести к самой вершине пирамиды – потребности в самоактуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в лагерях дневного пребывания в каникулярный период

Методические рекомендации по организации отдыха детей в лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений Зырянского района ...

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

Профилактика безнадзорности детей и подростков в каникулярный период

Для социальных институтов, в целях профилактики безнадзорности, становится все более актуальной проблема  организации досуга и творчества  детей и подростков, поэтому, в последнее время, раз...

Методика самодиагностики развития личности в каникулярный период

Каждый раз, когда дети приходят с летних каникул, им задают вопрос: "Как прошло ваше лето?" Но полноценно оценить педагогу степень продуктивности летнего периода для ребенка не представляется возможны...

Методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий в каникулярный период

Методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий в каникулярный период...

Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период

Отчеты о реализации программ отдыха и оздоровления детей  в каникулярный период.Приказы о распределении функциональных обязанностей...