Опыт использования электронного учебника
учебно-методический материал на тему
В статье представлен опыт работы по апробации ЭФУ в 2015-2016 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshleniya_ob_elektronnoy_forme_uchebnika.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Зейгман О. А.,
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Лабытнанги, ЯНАО
Размышления об электронной форме учебника – вынужденная необходимость для учителя или образовательная потребность для ученика?
Все школы России с сентября 2015-2016 учебного года работают в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. В связи с введением новых требований к результатам освоения основной образовательной программы, в частности рабочих программ педагогов по истории и обществознанию, на смену традиционному уроку приходит урок современный - урок, который предполагает сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика; урок, на котором учитель использует демократический и личностно-ориентированный подход к своим ученикам и уделяет внимание альтернативной истории и проблемам современного общества; урок, который формирует информационную культуру обучающихся и педагогов, осуществляет непрерывное развитие в области применения информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образования.
Задания, которые должны обеспечить не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты, на таком уроке носят мотивированный характер, разумно поддерживаются аудиовизуальными средствами. Применение электронных форм учебников, электронных приложений к учебникам, дистанционного обучения, огромных баз электронных образовательных ресурсов обеспечивает успешность образовательного процесса при реализации рабочих программ учебного предмета, элективных предпрофильных курсов, элективных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности по предмету «История» и «Обществознание», повышает мотивацию и исключает перегрузку учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Очень часто при проведении традиционного урока учитель истории передавал свои знания с помощью слов, а ученик пытался в своем сознании воссоздать, а иногда и придумать образы исторических героев, представить картины исторических событий. Но представление каждого ребенка воспроизводит исторические события абсолютно по-разному, так как объем ранее полученной исторической информации у детей не одинаков. Информационно-коммуникационные же технологии позволяют увидеть и услышать каждому ребёнку то, что хотел донести до него учитель; оперировать графиками, анимацией, видеороликами, сохранять в памяти яркие исторические образы.
Применяя электронные формы учебников, учитель истории может организовать виртуальную экскурсию в музеи, предложить обучающимся просмотреть видеоролик, воспроизвести события величайших сражений с помощью интерактивной карты, через эмоциональное воздействие пробудить интерес к изучаемому вопросу, развить внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление учащихся как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.
По - моему мнению, действенную значимую помощь в усвоении исторического учебного материала оказывают электронные формы учебников с доступом к медиаобъектам и интерактивным объектам, с имеющимися видеофрагментами, слайдшоу, контрольно-измерительными и практическими материалами, анимациями, аудиофайлами, иллюстрациями, гиперссылками на огромное количество ресурсов, которыми с большим интересом пользуются дети - и это не просто перечисление абстрактных возможностей ЭФУ - именно таковы педагогические возможности электронных форм учебников «История» издательства «Дрофа»; также эффективно применение ЭФУ в учебном процессе при реализации модели «1 ученик: 1 компьютер», так как в рамках реализации региональных проектов «1 ученик: 1 компьютер», «Школа Ямала – территория Wi - Fi », «Ямал. Сетевой регион. Образование», «Сетевая школа», направленных на развитие информационно - технологической образовательной среды ямальских школ и обеспечение доступа к образовательному контенту глобальной сети Интернет, в нашей школе все обучающиеся пятых классов, в которых я преподаю историю и обществознание, обеспечены выданными школой персональными нетбуками или планшетами.
Но, несмотря на введение новых стандартов, на постоянное повышение квалификации педагогических работников, проблема применения электронных форм учебников в образовательном процессе стоит достаточно остро в связи с низким уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями педагогических работников, нежеланием заместителей директора по информатизации заниматься техническим сопровождением установки ЭФУ на персональные школьные нетбуки и планшеты, а также сложностями в получении лицензионных ключей. Но не всё так сложно, и, например, издательство «Просвещение» предлагало в прошлом году в рамках апробации электронные формы учебников, «…предлагает комплексный продукт, включающий методики работы, который помогает учителю понять, как работать с использованием интерактивной доски, лабораторных приборов, чтобы это было интересно ребенку. Также существует в издательстве практика проведения вебинаров, в регионах работают наши методисты, которые собирают залы слушателей…» И наши учителя активно посещали и очные семинары, проводимые представителями издательства в Салехарде, и просматривали вебинары, проводимые издательством.
Чтобы приобрести опыт использования электронных учебников на занятиях, пришлось сначала столкнуться со сложностями получения и установки учебников издательства «Вентана-Граф». Работая по основной должности методистом, а учителем истории и обществознания по совместительству, могу описать процедуру участия в апробации поэтапно: для получения девятисот десяти ЭФУ по разным предметам необходимо было сделать заявку издательскому центру «Вентана-Граф», заключить договор на организацию пилотной площадки по апробации ЭФУ издательского центру «Вентана-Граф», затем пройти регистрацию на сайте e-azbuka.ru как лицу, ответственному за апробацию, затем необходимо было зарегистрировать каждого ученика на этой платформе и подтвердить регистрацию с помощью электронной почты (то есть каждый ученик должен иметь почту), загрузить на компьютеры учеников приложение «Азбука Про», установить приложение, ввести регистрационные логин и пароль учеников, согласиться со входом в систему и загрузить учебники, причём сам процесс загрузки занимает несколько минут - учебники «весят» совсем немного.
И вот свершилось - я как учитель истории и обществознания имею загруженную на свой собственный планшет и на планшеты учеников электронную форму учебников для пятого класса «Обществознание» авторов О. Б. Соболевой, О. В. Иванова, «История Древнего мира» авторов А. А.Вигасина и Г. И.Годера и начинаю изучать возможности с таким трудом полученных электронных учебников: кроме текста, абсолютно идентичного тексту печатной формы учебника в ЭФУ «Обществознание» также имеются в наличии тестовые задания, задания на соотнесение информации, иллюстрации, виде. ЭФУ удобны для дистанционного обучения, так как зачастую школьники Ямала не посещают школу из-за неблагоприятных природно-климатических условий: задание выполняется и отправляется на электронный адрес учителя или загружается на Google-диск учителя, а если с ЭФУ работаем в классе, то учитель может просмотреть выполненную работу ученика с помощью системы управления классом Classroom Management. Дети с удовольствием и интересом выполняют различные виды заданий, оказывает помощь друг другу, сами создают электронные рсурсы и параллельно делятся своими знаниями по применению ИКТ-технологий с учителем, который учит их.
Развитие современного общества не стоит на месте и локомотивом в этом стремительно летящем по просторам образования поезде являются наши с вами ученики-дети, компетентные в вопросах применения информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе иногда значительно лучше своих учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронного учебника
Разработанный электронный учебно-методический комплекс применяется на уроках спецтехнологии по профессии "Cварщик". Применение ЭУМК позволяет повысить качество обучения, формировать и развивать профес...
Опыт внедрения электронного учебника в библиотеке
В 2011 году в школе №177 на базе библиотеке проходила программа апробации электронного учебника. Учащиеся 7-ых классов имели возможность заниматься при помощи электронного учебника Pocket book в течен...
Использование электронных учебников на уроках
В статье рассказывается об актуальности использования электронных учебников...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
По-моему мнению, использование ЭОР это неотъемлемая часть любого современного урока, и тем более урока информатики и ИКТ. ЭОР позволяют наглядным образом представить новый материал, закрепить знания в...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями ре...
Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.
Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...
Опыт использования электронных ресурсов на уроках ОДНКНР в рамках введения ФГОС нового поколения
Доклад - практика использования ЭОР на уроках ОДНКНР...