ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
статья на тему

Тупик Наталья Владимировна

Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Тупик Н.В.

МБОУ «Исинская СОШ»

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке.

Электронные образовательные ресурсы для учителя – это значительное облегчение и сокращение времени при подготовке к уроку, для ученика -  предоставление новых возможностей для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности. Обучение должно формировать ИКТ-компетентность не только обучающихся, но и всего педагогического коллектива и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР, которые выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения -  мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

ЭОРы служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке, это один из видов домашней работы, который учитель может использовать.

Электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Единой цифровой образовательной коллекции, были разработаны в рамках реализации проекта «Информатизация системы образования», и были названы цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

Например, ЭОР школьная коллекция:

http://school-collection.edu.ru/ - Ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

(Выбираю физика 8 класс сила Архимеда, по стрелочке дается разъяснение)

На этой же ссылочке можно выбрать Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Каталог → основное образование → 7 класс → можно выбрать тип необходимого модуля, например, П (практический) →

А сейчас я хочу рассказать, как я применяю ЭОР на различных этапах урока:

  1. ЭОР на этапе актуализации знаний:
  • Электронные тесты.

Например, урок информатики в 8 классе по теме: «Человек: информация и информационные процессы»

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

цор

П-типа

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3567ab74-06fb-4c3a-a176-2a6658808345/%5BINF_017%5D_%5BQS_01%5D.html

2

цор

П-типа

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5dd7508-c7d5-4655-aa5d-7280992f17e5/%5BINF_017%5D_%5BQS_02%5D.html

  1. ЭОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;
  • Мультимедийные презентации;
  • Учебные анимации;

Например: Объективность информации (и-тип, анимация) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/%5BINF_014%5D_%5BAM_01%5D.swf 

Или анимация по физике7 класс «Вес воздуха атмосферное давление» http://somit.ru/fisika7_40.htm

  •  Учебные видеофильмы.
  1. ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Линейный алгоритм», можно провести с использованием ЭОР «Конструктор алгоритмов» или Логомиры «Исполнитель черепашка». Последняя очень нравится школьникам, они живо включаются в учебный процесс. Она развивает логическое мышление, показывает использование различных команд. Здесь все логично и последовательно, подчинено строгому порядку.

  1. Контроль и оценка знаний, умений и навыков:
  • Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.
  • Проектная деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
  • Программы тренажёры.

Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

По-моему мнению, использование ЭОР это неотъемлемая часть любого современного урока, и тем более урока информатики и ИКТ. ЭОР позволяют наглядным образом представить новый материал, закрепить знания в...

"Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики"

Презентация "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики" раскрывает возможности ЭОР при подготовке урока. Приводятся примеры наиболее популяную коллекцию ЭОР....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке информатики

Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот п...