мастер - класс "Ромашка Блума"
методическая разработка по теме

Смирнова Ольга Васильевна

мастр-класс по теме " Технологии развития критического мыления" 

подробно представлена одна из технологий работы с текстом "Ромашка Блума"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

 Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

 А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.  Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется "Ромашка  Блума" или «ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

                                 https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии развития критического мышления

Слайд 2

Требования современного образования , обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип " учить не науке, а учить учиться "

Слайд 3

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека , который характеризуется высоким уровнем восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 4

А как развивать в ребенке навыки критического мышления ? Какие приемы и технологии использовать ?

Слайд 7

Приём основан на работе с текстом Приём является универсальным Главным в работе с текстом является осмысление информации

Слайд 9

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования

Слайд 10

Рефлексия - первый раз слышу - слышала - применяю - хотела бы узнать поподробнее

Слайд 12

Рефлексия - б ыло интересно - зря потратила время - буду применять

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таксономия уровней познания Бенджамина Блума

В разработке описан вариант использования Таксономии уровней познания в работе учителя.Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными...

Блум таксономиясымен құрылған сабақ жоспары: "Элементар электр заряды"

Бұл сабақ жоспары Блум таксономиясымен құрылған....

Мастер-класс "Кубик Блума"

Эта методика критического мышления может применяться на любом уроке. Не важно какой предмет и класс. Птому что учит ребят рассуждать и понимать теоритические аспекты любой темы....

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

мастер-класс "Кубик Блума"

мастер-класс "Кубик Блума"...