Стратегии смыслового чтения
презентация к уроку на тему

У слова свой норов. Свое нутро
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
*С. Островой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель стратегии: поиск информации и понимание прочитанного Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 2

У слова свой норов. Свое нутро И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С. Островой

Слайд 3

Выпускник научится: развивать критическое мышление (способность структурировать знания, идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять ошибки, в рассуждениях, делать разумные заключения из найденной в различных источниках информации, а также рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения); осваивать культуру работы с текстом (как устным, так и письменным); самостоятельности , активности, совместной работе с текстом (как устным, так и письменным); самостоятельности , активности в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.

Слайд 4

Работа с текстом разных стилей: Научного (математика, биология) Научно-популяционного (математика, биология) Художественного (русский язык, литература) Публицистического (русский язык, литература)

Слайд 5

Приемы работы с текстом: Герои Что хотели? Что делали? Что получили? а) чтение с остановками и составление «древа» прогнозов; б) кластер; в) «тонкие» и «толстые» вопросы; г) «мозговой штурм»; д) с оставление читательской карты ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.

Слайд 6

Работа с текстом делится на 3 этапа. 1этап (этап вызова). На этом этапе ученикам предлагается заполнить таблицу по теме текста: Знаю Хочу знать Узнаю 2этап (работа с текстом). С истем а пометок: V →известно + →новое — →я думал по- другому ? →хочу узнать подробнее ! →вызвало эмоциональный отклик 3этап (рефлексия). Прием технологии критического мышления «Чтение текста с пометами».

Слайд 7

Работа ученика 5А класса Свежова Святослава. 1 этап. Знаю Хочу знать М.В.Ломоносов –известный русский поэт. Он пришел в Москву пешком с рыбным обозом. В Москве есть университет, который носит имя М.В.Ломоносова. Почему мы на уроке русского языка говорим о М.В.Ломоносове?

Слайд 8

2 этап Удивительным человеком был М.В.Ломоносов. Сын приморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науке о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В.Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. «Все науки в нужду имеют», - писал ученый. И он был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи. ! V V + ? + ?

Слайд 9

3 этап. Задания: заполнить третью колонку таблицы. Можно предложить учащимся ответить на вопрос: «Можно ли назвать М.В.Ломоносова мужественным человеком?» Знаю Хочу знать Узнал М.В.Ломоносов –известный русский поэт. Он пришел в Москву пешком с рыбным обозом. В Москве есть университет, который носит имя М.В.Ломоносова. Почему мы на уроке русского языка говорим М.В.Ломоносове? М.В.Ломоносов был создателем лингвистики, создателем первой научной грамматики. В своих трудах он отмечал, что нужно уметь правильно строить свою речь. Он был художником, историком.

Слайд 10

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии) Задание. Составьте рассказ о герое. 1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию). 2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке. 3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера). 4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки. 5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж. 6. Составьте рассказ про себя . 7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное. 8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Слайд 11

Универсальные учебные действия в биологии. Логический прием «СРАВНЕНИЕ» Определение цели сравнения; Анализ каждого объекта, участвующего в сравнении (выделение его существенных признаков). Определение черт сходства Определение черт различия

Слайд 12

Устройство «слоеного пирога» ФИ- факты, события, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог. КИ- 1) общий замысел автора; 2) система взглядов на явление, способ их рассмотрения. ПИ- детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предположений, интонация.

Слайд 13

Читательская карта

Слайд 14

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

Слайд 15

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада . Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно , беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему , как вдруг , сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать , он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

Слайд 16

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада . Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно , беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему , как вдруг , сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать , он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!..

Слайд 17

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада . Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв впереди себя дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно , беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему , как вдруг , сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать , он заслонил собою своё детище но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!.. Соба-ка молодого воробья старый детище зубастой раскрытой пасти. маленькое тело

Слайд 18

Например, при работе на уроке геометрии. Проведем прямую а и отметим на ней точку О. Эта точка разделяет прямую на две части, каждая из которых называется лучом. Точка О называется началом каждого из лучей. Обычно лучи обозначают либо малой латинской буквой, либо….. и т.д. Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопросы или готовят вопросы друг другу. Пример: сколько определений в этом абзаце? Что такое луч? Сколько лучей можно получить из одной прямой? И т.д. Продолжите предложение: Луч – это… Начало луча – это…. «тонкие» и «толстые» вопросы

Слайд 19

У слова свой норов. Свое нутро И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С. Островой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...