Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Матковская Татьяна Николаевна

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"

Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: Матковская Татьяна Николаевна

учитель химии, биологии; МБОУ Самарская СОШ

Технологическая карта урока. Химия 8 класс

Тема урока «Соли - состав, классификация, номенклатура».

Цель: охарактеризовать состав солей, дать представления о классификации, номенклатуре солей.

Задачи:

1.Образовательные. Продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений, рассмотреть состав, классификацию, номенклатуру солей, научиться составлять формулы солей.

2.Развивающие. Совершенствовать умение анализировать информацию, отражать свое мнение; умения сравнивать, выявлять общее и различия, задавать вопросы, отвечать на вопросы; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; активизировать познавательную деятельность через использование эксперимента (домашнего) и ИКТ, развивать речь с использованием химической терминологии.

3. Воспитательные. Формировать научное мировоззрение, развивать навыки индивидуальной работы, парной и коллективной.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ, стратегии смыслового чтения (предтекстовой, текстовой, послетекстовой)

Форма контроля: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично поисковые, использование ИКТ.

Наглядность: таблицы растворимости, ПСХЭ им. Д.И.Менделеева,  карточки с заданиями «Верные и неверные утверждения», текст для «Чтения в кружок», листы самооценки, презентация

Оборудование и реактивы: ТСО, поваренная соль (NaCl), пищевая сода (NaHCO3)

Ход урока.

Этап

№ слайда

Время, мин.

Цель. Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. 1.Организационный.

1

1 мин.

Проверка готовности (учебник, рабочая тетрадь) обучающихся, их настроя на работу.

Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроения.

Приветствие, подготовка к уроку.

  1. 2. Актуализация знаний, активизации мыслительной деятельности. Подготовка к изучению нового материала.

2,

3

4

5

7 мин.

Подведение к формулированию темы и постановке цели урока.

Обращает внимание учащихся на критерии оценки работы на уроке.

Прил. 1 (предтекстовая стратегия смыслового чтения, приём «Верные и неверные утверждения»)

Что в чёрном ящике? Наводящие вопросы.

Наводящие вопросы:

- Какое слово в утверждениях встречается наиболее часто? (соль) – ТЕМА урока.

- Вы знаете, что такое «соль», из чего состоят соли?

- Как классифицируют соли?

- Как  составляют формулы солей и называют соли по систематической номенклатуре?

Читают утверждения, анализируют, делают выводы, исправляют неверные утверждения (самоконтроль, Прил. 2)

Отвечают, что находится в «Черном ящике»  по описанию свойств и применению веществ в быту.

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Формулируют тему урока, цель.

  1. 3. Изучение нового материала.

6

7

8

9

10

25 мин.

Изучение состава солей, классификации, составление формул солей, названий солей.

Текстовая стратегия смыслового чтения «Чтение в кружок» Прил. 3

Физминутка.

Определение солей:

Упр. 1, стр. 105

Классификация солей:

Упр. 3, стр. 105

Составление формул и названий солей : Упр. 2, стр. 105

Читают по очереди текст, задают вопросы, отвечают на вопросы.

Выполняют задания в тетради на печатной основе, в работе используют таблицу растворимости, ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник.

Осуществляют взаимоконтроль по эталону.

4. Домашняя работа.

Закрепление изученного материала.

Основные выводы по уроку.

11

12

4 мин.

Инструкции по выполнению домашнего задания. Прил. 4

Проверка усвоенных знаний по теме урока.

Разъясняет выполнения Упр. 2, стр. 105 (рабочая тетрадь); выполнение домашнего эксперимента и проекта (сроки выполнения работ)

Фронтальный опрос учащихся:

  • Что такое соли?
  • Как классифицируются соли?
  • На основании чего составляются формулы солей?
  • Перечислите важнейшие соли.

Послетекстовая стратегия смыслового чтения «Синквейн»

Слушают, задают уточняющие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Составляют синквейн (фронтально)

  1. 5. Подведение итогов. Рефлексия.

13

14

3 мин.

Самооценка. Прил. 5 

Напоминает о критериях оценки работы на уроке.

Благодарит за работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, обосновывают её, высказывают своё мнение об уроке, практической направленности полученных знаний.

Литература:

1. Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.:ил.

2. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс / Т.А. Боровских. – М.: Просвещение «Экзамен», 2014. – 158 с.

3. http://livescience.ru/ Живая наука. Изучение некоторых свойств поваренной соли.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поваренная соль Википедия.



Предварительный просмотр:

«Верные и неверные утверждения»

        

верные

Утверждения

неверные

1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется соль и водород:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + Н2

2. Если основный оксид взаимодействует с кислотным, получается соль:

СаО + SO3 → CaSO4

3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь соль и воду:

2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O

4.    СаО – это соль.

5. Поваренная соль (NaCl) – это не соль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

верные УТВЕРЖДЕНИЯ неверные 1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется соль и водород: Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + Н 2 ↑ 2. Если осн о вный оксид взаимодействует с кислотным, получается соль: СаО + SO 3 → CaSO 4 3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь соль и воду: 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2H 2 O 4. СаО – это соль. 5. Поваренная соль ( NaCl ) – это не соль.

Слайд 3

верные УТВЕРЖДЕНИЯ неверные 1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется и водород: Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + Н 2 ↑ 2. Если осн о вный оксид взаимодействует с кислотным, получается : СаО + SO 3 → CaSO 4 3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь и воду: 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2H 2 O 4. СаО – это . 5. Поваренная соль ( NaCl ) – это не . + ОКСИД СОЛЬ соль

Слайд 4

Что в чёрном ящике? Две «Соли », часто применяемые в быту? Улучшает вкусовые качества пищи, вредит организму при чрезмерном употреблении, консервант. Используется при выпечке (гасит уксус), очищает посуду.

Слайд 5

Тема: «Соли» Цель: п ознакомиться с составом солей, классификацией, п ознакомиться с номенклатурой н аучиться составлять формулы солей,

Слайд 6

«Чтение в кружок»

Слайд 7

Соли – это с ложные вещества простые вещества о бразованные атомами металлов о бразованные атомами неметаллов и кислотными остатками и гидроксо группами Упр. 1 стр. 105, тетрадь

Слайд 8

Классификация солей с редние (нормальные ) к ислые NaCl NaHSO 4 KNO 3 K 2 HPO 4 Упр. 3 стр. 105, тетрадь; учебник стр. 106

Слайд 9

Составление формул солей, номенклатура Название соли Кислотный остаток Формулы солей Название соли хлорид Cl Na I I натрия Упр. 2 стр. 105, тетрадь; учебник стр. 106

Слайд 10

Эталон Na 2 SO 4 – сульфат натрия Na NO 3 – нитрат натрия Na 2 CO 3 – карбонат натрия Na 3 PO 4 – ортофосфат натрия

Слайд 11

Д/з: Упр. 2, стр. 105 (тетрадь); § 33 (учебник); Сколько растворится соли в стакане кипячёной воды (до краёв), перемешивание тонкой палочкой)? И сследовать «Потребление поваренной соли в моей семье» (результат представить в любой форме в конце апреля)

Слайд 12

Синквейн Соль Два прилагательных (описание) Три глагола (действие) Фраза из четырёх слов (описание) Существительное (перефразировка темы)

Слайд 13

Самооценка Критерии оценки 1 2 3 4 5 «Верные и неверные утверждения» Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы Я задавал(а) уточняющие вопросы Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а) Я принимал(а) участие в составлении синквейна

Слайд 14

СПАСИБО ВСЕМ!



Предварительный просмотр:

Соль.

1. Солями называют класс неорганических соединений. Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. Самым распространённым веществом этого класса является поваренная соль. Она содержится в морской воде, солёными могут быть и озёра. Человек и многие другие млекопитающие не могут пить солёную воду, а обитатели морей и океанов могут, так как у них есть специальные железы, которые выводят лишнюю соль из организма.

2. Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за III–IV тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

3. Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета: “Соль рассыпал – к ссоре”. Соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Её приносили в жертву богам. А иногда поклонялись ей, как божеству. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

4. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “sаlarium” и английское слово “salary”, означающие “жалование”, “зарплата”, – имеют “солевое” происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово “солдат”.

5. Средними или нормальными солями называются соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот, иначе, в составе солей нет атомов водорода (Na3PO4). Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот, иначе в составе солей есть атомы водорода (NaH2PO4).

6. Важнейшими солями являются соли соляной кислоты – хлориды, серной – сульфаты, азотной – нитраты, угольной – карбонаты, ортофосфорной – ортофосфаты.



Предварительный просмотр:

Д/з: исследовать потребление поваренной соли в моей семье

Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей могут выглядеть так:

В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!

Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Я думаю, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

Результаты представить через 2 месяца (примерно в конце апреля)

Д/з: исследовать потребление поваренной соли в моей семье

Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей могут выглядеть так:

В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!

Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Я думаю, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

Результаты представить через 2 месяца (примерно в конце апреля)



Предварительный просмотр:

Оценочная таблица

Критерии оценки

1

2

3

4

5

«Верные и неверные утверждения»

Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы

Я задавал(а) уточняющие вопросы

Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы

Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а)

Я принимал(а) участие в составлении синквейна

_____________________________________________________________________

Оценочная таблица

Критерии оценки

1

2

3

4

5

«Верные и неверные утверждения»

Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы

Я задавал(а) уточняющие вопросы

Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы

Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а)

Я принимал(а) участие в составлении синквейна

_____________________________________________________________________

Оценочная таблица

Критерии оценки

1

2

3

4

5

«Верные и неверные утверждения»

Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы

Я задавал(а) уточняющие вопросы

Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы

Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а)

Я принимал(а) участие в составлении синквейна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Урок английского языка в 5 классе и использованием стратегий смыслового чтения

В презентации представлен разработанный урок, по материалам учебника по английскому языку за 5 класс авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. Урок чтения дополнен заданиями на развитие у учащихся навык...