Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"
Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.47 КБ |
верные неверные утверждения | 16.05 КБ |
презентация к уроку | 525.65 КБ |
текст на тему "Соль" | 17.13 КБ |
Исследовательская работа Д/з | 15.21 КБ |
критерии оценки работы учащихся на уроке | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель: Матковская Татьяна Николаевна
учитель химии, биологии; МБОУ Самарская СОШ
Технологическая карта урока. Химия 8 класс
Тема урока «Соли - состав, классификация, номенклатура».
Цель: охарактеризовать состав солей, дать представления о классификации, номенклатуре солей.
Задачи:
1.Образовательные. Продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений, рассмотреть состав, классификацию, номенклатуру солей, научиться составлять формулы солей.
2.Развивающие. Совершенствовать умение анализировать информацию, отражать свое мнение; умения сравнивать, выявлять общее и различия, задавать вопросы, отвечать на вопросы; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; активизировать познавательную деятельность через использование эксперимента (домашнего) и ИКТ, развивать речь с использованием химической терминологии.
3. Воспитательные. Формировать научное мировоззрение, развивать навыки индивидуальной работы, парной и коллективной.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ, стратегии смыслового чтения (предтекстовой, текстовой, послетекстовой)
Форма контроля: фронтальная.
Методы и приемы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично поисковые, использование ИКТ.
Наглядность: таблицы растворимости, ПСХЭ им. Д.И.Менделеева, карточки с заданиями «Верные и неверные утверждения», текст для «Чтения в кружок», листы самооценки, презентация
Оборудование и реактивы: ТСО, поваренная соль (NaCl), пищевая сода (NaHCO3)
Ход урока.
Этап | № слайда | Время, мин. | Цель. Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1 | 1 мин. | Проверка готовности (учебник, рабочая тетрадь) обучающихся, их настроя на работу. | Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроения. | Приветствие, подготовка к уроку. |
| 2, 3 4 5 | 7 мин. | Подведение к формулированию темы и постановке цели урока. | Обращает внимание учащихся на критерии оценки работы на уроке. Прил. 1 (предтекстовая стратегия смыслового чтения, приём «Верные и неверные утверждения») Что в чёрном ящике? Наводящие вопросы. Наводящие вопросы: - Какое слово в утверждениях встречается наиболее часто? (соль) – ТЕМА урока. - Вы знаете, что такое «соль», из чего состоят соли? - Как классифицируют соли? - Как составляют формулы солей и называют соли по систематической номенклатуре? | Читают утверждения, анализируют, делают выводы, исправляют неверные утверждения (самоконтроль, Прил. 2) Отвечают, что находится в «Черном ящике» по описанию свойств и применению веществ в быту. Отвечают на наводящие вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель. |
| 6 7 8 9 10 | 25 мин. | Изучение состава солей, классификации, составление формул солей, названий солей. | Текстовая стратегия смыслового чтения «Чтение в кружок» Прил. 3 Физминутка. Определение солей: Упр. 1, стр. 105 Классификация солей: Упр. 3, стр. 105 Составление формул и названий солей : Упр. 2, стр. 105 | Читают по очереди текст, задают вопросы, отвечают на вопросы. Выполняют задания в тетради на печатной основе, в работе используют таблицу растворимости, ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник. Осуществляют взаимоконтроль по эталону. |
4. Домашняя работа. Закрепление изученного материала. Основные выводы по уроку. | 11 12 | 4 мин. | Инструкции по выполнению домашнего задания. Прил. 4 Проверка усвоенных знаний по теме урока. | Разъясняет выполнения Упр. 2, стр. 105 (рабочая тетрадь); выполнение домашнего эксперимента и проекта (сроки выполнения работ) Фронтальный опрос учащихся:
Послетекстовая стратегия смыслового чтения «Синквейн» | Слушают, задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы. Составляют синквейн (фронтально) |
| 13 14 | 3 мин. | Самооценка. Прил. 5 | Напоминает о критериях оценки работы на уроке. Благодарит за работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, обосновывают её, высказывают своё мнение об уроке, практической направленности полученных знаний. |
Литература:
1. Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.:ил.
2. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс / Т.А. Боровских. – М.: Просвещение «Экзамен», 2014. – 158 с.
3. http://livescience.ru/ Живая наука. Изучение некоторых свойств поваренной соли.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поваренная соль Википедия.
Предварительный просмотр:
«Верные и неверные утверждения»
верные | Утверждения | неверные |
1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется соль и водород: Zn + 2HCl → ZnCl2 + Н2↑ | ||
2. Если основный оксид взаимодействует с кислотным, получается соль: СаО + SO3 → CaSO4 | ||
3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь соль и воду: 2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O | ||
4. СаО – это соль. | ||
5. Поваренная соль (NaCl) – это не соль. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
верные УТВЕРЖДЕНИЯ неверные 1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется соль и водород: Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + Н 2 ↑ 2. Если осн о вный оксид взаимодействует с кислотным, получается соль: СаО + SO 3 → CaSO 4 3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь соль и воду: 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2H 2 O 4. СаО – это соль. 5. Поваренная соль ( NaCl ) – это не соль.
верные УТВЕРЖДЕНИЯ неверные 1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется и водород: Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + Н 2 ↑ 2. Если осн о вный оксид взаимодействует с кислотным, получается : СаО + SO 3 → CaSO 4 3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь и воду: 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2H 2 O 4. СаО – это . 5. Поваренная соль ( NaCl ) – это не . + ОКСИД СОЛЬ соль
Что в чёрном ящике? Две «Соли », часто применяемые в быту? Улучшает вкусовые качества пищи, вредит организму при чрезмерном употреблении, консервант. Используется при выпечке (гасит уксус), очищает посуду.
Тема: «Соли» Цель: п ознакомиться с составом солей, классификацией, п ознакомиться с номенклатурой н аучиться составлять формулы солей,
«Чтение в кружок»
Соли – это с ложные вещества простые вещества о бразованные атомами металлов о бразованные атомами неметаллов и кислотными остатками и гидроксо группами Упр. 1 стр. 105, тетрадь
Классификация солей с редние (нормальные ) к ислые NaCl NaHSO 4 KNO 3 K 2 HPO 4 Упр. 3 стр. 105, тетрадь; учебник стр. 106
Составление формул солей, номенклатура Название соли Кислотный остаток Формулы солей Название соли хлорид Cl Na I I натрия Упр. 2 стр. 105, тетрадь; учебник стр. 106
Эталон Na 2 SO 4 – сульфат натрия Na NO 3 – нитрат натрия Na 2 CO 3 – карбонат натрия Na 3 PO 4 – ортофосфат натрия
Д/з: Упр. 2, стр. 105 (тетрадь); § 33 (учебник); Сколько растворится соли в стакане кипячёной воды (до краёв), перемешивание тонкой палочкой)? И сследовать «Потребление поваренной соли в моей семье» (результат представить в любой форме в конце апреля)
Синквейн Соль Два прилагательных (описание) Три глагола (действие) Фраза из четырёх слов (описание) Существительное (перефразировка темы)
Самооценка Критерии оценки 1 2 3 4 5 «Верные и неверные утверждения» Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы Я задавал(а) уточняющие вопросы Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а) Я принимал(а) участие в составлении синквейна
СПАСИБО ВСЕМ!
Предварительный просмотр:
Соль.
1. Солями называют класс неорганических соединений. Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. Самым распространённым веществом этого класса является поваренная соль. Она содержится в морской воде, солёными могут быть и озёра. Человек и многие другие млекопитающие не могут пить солёную воду, а обитатели морей и океанов могут, так как у них есть специальные железы, которые выводят лишнюю соль из организма.
2. Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за III–IV тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.
3. Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета: “Соль рассыпал – к ссоре”. Соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Её приносили в жертву богам. А иногда поклонялись ей, как божеству. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
4. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “sаlarium” и английское слово “salary”, означающие “жалование”, “зарплата”, – имеют “солевое” происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово “солдат”.
5. Средними или нормальными солями называются соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот, иначе, в составе солей нет атомов водорода (Na3PO4). Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот, иначе в составе солей есть атомы водорода (NaH2PO4).
6. Важнейшими солями являются соли соляной кислоты – хлориды, серной – сульфаты, азотной – нитраты, угольной – карбонаты, ортофосфорной – ортофосфаты.
Предварительный просмотр:
Д/з: исследовать потребление поваренной соли в моей семье
Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей могут выглядеть так:
В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)
Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!
Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Я думаю, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.
Результаты представить через 2 месяца (примерно в конце апреля)
Д/з: исследовать потребление поваренной соли в моей семье
Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей могут выглядеть так:
В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)
Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!
Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Я думаю, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.
Результаты представить через 2 месяца (примерно в конце апреля)
Предварительный просмотр:
Оценочная таблица
Критерии оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Верные и неверные утверждения» | |||||
Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы | |||||
Я задавал(а) уточняющие вопросы | |||||
Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы | |||||
Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а) | |||||
Я принимал(а) участие в составлении синквейна |
_____________________________________________________________________
Оценочная таблица
Критерии оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Верные и неверные утверждения» | |||||
Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы | |||||
Я задавал(а) уточняющие вопросы | |||||
Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы | |||||
Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а) | |||||
Я принимал(а) участие в составлении синквейна |
_____________________________________________________________________
Оценочная таблица
Критерии оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Верные и неверные утверждения» | |||||
Я читал(а) текст и смог(ла) ответить на все вопросы | |||||
Я задавал(а) уточняющие вопросы | |||||
Я внимательно выслушивал(а) всех членов группы | |||||
Я правильно составил(а) формулы солей, верно их назвал(а) | |||||
Я принимал(а) участие в составлении синквейна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках
Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....
Использование стратегий смыслового чтения на уроках.
Используя материал данной статьи, можно выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес к чтению путем...
Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Роль стратегии смыслового чтения при подготовке к ГИА по русскому языку....
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...
Урок английского языка в 5 классе и использованием стратегий смыслового чтения
В презентации представлен разработанный урок, по материалам учебника по английскому языку за 5 класс авторов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. Урок чтения дополнен заданиями на развитие у учащихся навык...