Памятка учителю по организации групповой работы
статья на тему

Памятка учителю по организации групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_uchitelyu_po_organizatsii_gruppovoy_raboty.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Старожук Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Кашира

Памятка учителю по организации групповой работы

1. К групповой работе нужно готовить, законам этого жанра нужно специально обучать. Прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в

групповой форме решать учебные задачи.
2. Как поделить на группы? Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе и на какой результат эта группа выйдет.

  • по желанию;
  • случайным образом;
  • по определенному признаку;
  • по выбору «лидера»;
  • по выбору педагога.

Также педагогу необходимо помнить:

  • самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;
  • упрямцу полезно соперничать с упрямцем;
  • двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;
  • самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;
  • не следует создавать группы  с детьми со слабой самоорганизацией.

Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.

3. Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы.

Технология групповой работы включает:

  1. Подготовку к выполнению группового задания:

постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

инструктаж о последовательности работы;

раздачу дидактического материала по группам.

  1. Групповую работу:

знакомство с материалом, планирование работы в группе;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания в группе (замечания, дополнения, обобщения);

подведение итогов группового задания.

  1. Заключительная часть:

сообщение о результатах работы в группах;

 анализ познавательной задачи, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;

дополнительная информация учителя.

4. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе, разные оценки.

5. Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

  • организатор – отвечает за работу группы в целом;
  • спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролер – проверяет все ли поняли принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер.

6.  Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых учащихся.
  2. Дети, отказывающиеся работать вместе, не должны принуждаться.
  3. Если кто–то пожелал работать один, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
  4. Нельзя заниматься совместной работой более 15-20 минут.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий – умение слушать.
  6. Нельзя наказывать учащихся, лишая участия в групповой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...