Обоснование использования групповой формы работы на урока английского языка
статья (6 класс)
Статья посвящена обоснованию применения групповой формы обучения с точки зрения психологии и педагогики. Главная идея работы заключается в том, что групповая форма работы в полной мере отвечает специфике предмета иностранный язык, и её применение психологически обосновано и педагогически целесообразно. Теоретическая обоснованность применения обучения в группах была сформирована на основании работ ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Пассова, П.И. Пидкасистого. Представлен пример использования группового обучения на уроке английского языка в 6 классе по учебно-методическому комплекту Spotlight, В.Эванс, Дж. Дули и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые слова: групповая форма работы, иноязычная коммуникативная компетенция, повышение эффективности работы на уроке, технология сотрудничества.
Актуальность темы: в современных условиях применение групповой формы работы на уроке иностранного языка отвечает потребностям современного общества, является одной из эффективных и популярных технологий по формированию и развитию ключевой иноязычной коммуникативной компетенции.
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке под руководством преподавателя. Но учебный процесс может оказаться совершенно не эффективным, даже если он хорошо организован в полном соответствии со всеми правилами, если у данного ученика нет желания развиваться, воспитываться, совершенствоваться, нет потребности учиться. Поэтому важнейшей задачей учителя является формирование у каждого ученика потребности в учении, самовоспитании и саморазвитии.
Групповая форма обучения позволяет организовать самостоятельную работу, формировать у школьников умения коллективно и индивидуально выполнять ее, оценивать полученные результаты. Работа ученика в группе сверстников усиливает интерес к изучаемому и пройденному материалу, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний. Использование группового обучения вносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, что способствует развитию отношений между учителем и группой учащихся, а также между учениками, объединенными общей целью.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие научные исследования, посвященные организации групповой учебной работы, в совокупности доказали её положительную роль в развитии личности учащегося.
Работы выдающегося советского психолога Л.С. Выготского можно считать теоретической основой группового обучения. В своих трудах он подчеркивает особую роль фактора социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития ребенка [Выготский 2005:176].
Наряду с психологами многие педагоги занимались изучением групповой формы работы как способа повышения эффективности работы на уроке, как одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода. Например, Е.И. Пассов указывал на то, что групповая работа дает очень многое и может быть весьма полезной на уроке иностранного языка: она развивает способность к общению, учит лучше понимать друг друга, учит объективно оценивать не только других, но и самого себя, обеспечивает обмен знаниями, способствует росту мотивации к учению, разнообразит урок [Пассов 2008: 53].
Описывая групповую форму работы, доктор педагогических наук П.И Пидкасистый говорит: «При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму» [Пидкасистый 1998: 64].
Обобщая материалы психологических и педагогических исследований, можно выделить пять условий, обеспечивающих эффективное сотрудничество в группах: вовлечение обучающихся в групповую учебную деятельность, позитивная взаимозависимость между членами группы; индивидуальная оценка результатов работы членов группы; максимизация непосредственного взаимодействия всех участников, ориентированного на оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач [Суфиах 2012: 17].
Таким образом, изучив и проанализировав методическую литературу по использованию групповой формы работы на уроках иностранного языка, можно с уверенностью сказать, что групповая форма работы в полной мере отвечает специфике предмета иностранный язык, и её применение психологически обосновано и педагогически целесообразно. Существуют различные виды групповой работы, которые формируют все виды языковой деятельности. Учитель имеет возможность выбрать вид групповой работы в соответствии с навыками, которые необходимо сформировать.
В качестве примера приведем сценарий урока английского языка в 6 классе по учебно-методическому комплекту Spotlight Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс, с применением групповой формы обучения.
Тема урока: «Bookworms».
Цель урока: развитие коммуникативных навыков по теме «Bookworms», с использованием технологии сотрудничества.
Практические задачи: развитие навыков ознакомительного чтения, развитие навыков изучающего чтения, развитие навыков пересказа. Развивающие: развитие коммуникативной компетентности учащихся, развивать умение работать в группе, умение формулировать собственное мнение, развивать внимание, мышление, развивать рефлексивные способности учащихся. Воспитательные: способствовать развитию способности и потребности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, воспитывать уважение друг к другу, толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.
Тип урока: урок открытия нового, применение знаний умений в новой ситуации.
Этапы урока:
- Начало урока. Организационный момент.
- Мотивация к учебной деятельности. Актуализация темы урока. Учитель демонстрирует фотографии с известными писателями и героями их произведений, потом предлагает учащимся сформулировать тему урока.
- Основная часть урока. Работа в группах. Учитель делит класс на 3 группы по схеме: (A, B, C). Каждому выдается индивидуальный отрывок текста об одном из известных писателей: Agatha Christie, Arthur Conan Doyle, Jules Verne стр. учебника 16-17. Учитель просит сначала индивидуально ознакомиться с текстом, непонятные моменты подчеркнуть. Далее, преподаватель призывает учащихся объединиться в группы по схеме: (А+A+A),(B+B+B),(C+C+C). Так, ученики, которые прочитали одинаковый отрывок, должны разобраться в нем вместе. После учитель предлагает учащимся вернуться в свои группы и пересказать прочтенные отрывки текста друг другу. Они должны быть очень внимательны и запомнить, как можно больше информации из отрывков партнеров, чтобы в конце этапа учащиеся знали содержание всего текста. Учащиеся работают по схеме: (A+B+C).
- Заключительный этап. Проверяется освоенность материала посредством вопросов по тексту. Вопросы могут быть следующего характера: Who wrote adventure novels? Where Arthur Conan Doyle was born? What did Arthur Conan Doyle study? Who solves crimes with a partner? Who was the “Queen of Crime”? When/Where Agatha Christie was born? Who was Miss Marple? What’s the name of CapitainNemo’s submarine? What did Captain Nemo find on his journey?
- Окончание урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках английского языка.
Задача учителя английского языка - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение урока. Эту задачу помогают решить групповые формы работы....
"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".
Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....
Групповая форма работы на уроках английского языка
Сообщение на тему " Групповая работа на уроках иностранного языка"....
Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.
Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....
Групповые формы работы на уроках английского языка
групповая работа на уроках английского языка...