Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода
статья (алгебра) по теме
Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_shkolnikov_v_tehnologii_deyatelnostnogo_metoda.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода
Н.В.Ледовская , г. Старый Оскол
В наше время все чаще начали возникать вопросы: какой должна быть школа, каким должен быть учитель, что и как надо делать, чтобы школа смогла достойно выполнить социальное развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В нашем случае в условиях жестокой конкуренции эти вопросы стоят особенно остро, и появилась необходимость создания такой образовательной системы, которая способствует успешному обучению всех и каждого. Тем более что потребность населения нашего микрорайона – в обучении своих детей в школе, позволяющей:
- организовать образовательный процесс, отличающийся от традиционного целями, структурами, содержанием и технологиями во всех формах обучения и воспитания;
- дать возможность детям проявить свои природные задатки и развивать их в процессе деятельности до уровня способностей и потребностей к самообразованию, саморазвитию ребенка как творческой личности;
- создать такую систему образовательного процесса, который бы обеспечил высокий уровень обучения, социализации и развитие личности.
Одним из способов решения этих сложных задач может стать превращение традиционной школы в школу творческого развития личности через адаптивную образовательную систему.
Адаптивная образовательная система – это система, способная приспосабливаться к уровню развития каждого ученика и выводить его на более высокий уровень развития, который соответствует основным требованиям школы и общества к образовательной подготовке школьника, то есть к его развитию, воспитанности и обученности.
В любой деятельности можно целенаправленно формировать способности, для этого лишь необходимо создать условия и мотивировать школьника на самопознание и самосовершенствование.
При этом надо помнить, что развитие способностей должно быть систематическим, сознательным, постепенно усложняющимся, достаточно трудным, но посильным, должно быть связано со стремлением, опирающимся на потребность ученика получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные в анализе промежуточных результатов, на постоянном переводе ребенка из зоны его актуальности в зону ближайшего развития.
В технологии деятельностного метода обучения, в условиях адаптивной образовательной системы обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Здесь применяются самые разные образовательные технологии. Я хочу остановиться на организации адаптивной самостоятельной деятельности школьников.
Основным признаком технологии адаптивного обучения является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке, и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней работой.
Как организовать самостоятельную работу всех учащихся на уроках естественно-математического цикла? Как проверить ее результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий самостоятельно класс? Ответы на эти вопросы помогут не только активизировать деятельность учащихся, но и создадут условия для индивидуальной работы учителя на уроке.
Чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельно деятельности, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее для учителя овладеть новыми формами планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог бы перейти к самостоятельной работе дома оп индивидуальной программе. Правда, в наше время уже появляются в учебниках параграфы – самоучители, специальные компьютерные программы, компьютерные тренажеры по различным учебным темам. Но пока у нас нет возможности широко применять эти новшества, приходится самим вместе со школьниками готовить материалы с обратной связью, схемы, опоры для всех учащихся, и постепенно организовывать переход от контроля учителя к контролю товарища, к опорному самоконтролю.
Известно, что при самостоятельном чтении, при письме, решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающие в процессе обучения неравенство, мы выдаем школьникам дифференцированные задания, подбирая их на основе своей субъективной оценки возможностей учащихся. Технологии адаптивного обучения предлагают для решения этой проблемы многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудность заданий увеличиваются от уровня к уровню. В одних вариантах от уровня к уровню увеличивается лишь объем изучаемого текста или выполняемых заданий. В других – при неизменном объеме увеличивается трудность предлагаемых для решения задач. В третьих – нарастание объема заданий сопровождается и увеличением трудности.
Главным при выполнении задания с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Учащиеся начинают с I уровня, а затем ученик сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания переходить к выполнению заданий следующего уровня.
Время на выполнение заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий.
Контроль качества выполнения заданий можно проверить в различных режимах. Если есть средства обратной связи, ученик может проверить качество в режиме « самоконтроль» или « взаимоконтроль». При отсутствии средств обратной связи контроль осуществляет учитель, можно привлечь учащихся, у которых задание уже проверено. Число помощников быстро возрастает, и ученик получает 2 оценки: одну он поставил сам, а вторую – учитель или одноклассник.
При выставлении общей отметки уровневая отметка «3» может быть повышена за качественное выполнение заданий и красивое оформление.
При выполнении II и III уровня заданий нужно предупредить учащихся о снижении отметки при плохом оформлении и наличии ошибок.
Главное достоинство заданий с адаптацией – полная занятость всех учащихся. Задания записаны на доске или на карточке, или в дидактических материалах, каждый работает независимо от остальных. Лучшие ученики получают «5» за более интенсивный труд и его высокое качество. Отметка «3» за факт выполнения I уровня помогает неуверенному в себе ученику преодолеть нижний барьер и идти к следующему.
Возможна выдача заданий с адаптацией на дом. Обычно в строгих классах это задания на 1-2 недели, когда ученик сначала решает более легкие задания, а затем – более трудные.
В математике имеются широкие возможности подготовки многоуровневых заданий. Главное – отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят в затруднительное положение слабых учащихся. Особенно страдают девочки, стараясь изо всех сил все выполнить. Мальчики зачастую просто не выполняют задания. Но больше всего от уравниловки страдают сильные учащиеся. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности.
Проблема дисциплины на уроке тесно связана с занятостью учащихся самостоятельной работой. Необходимо обеспечить учащихся заданиями, войдя во вкус, лучшие учащиеся, заинтересованные предметом, выполняют все больше заданий все более сложного уровня.
Постепенно и остальные учащиеся приучаются интенсивно работать в меру своих возможностей. Увеличение времени самостоятельной работы на уроке создает предпосылки для нормализации загруженности учащихся домашней работой. Но это итог определенной подготовительной работы.
А с чего начинать? Как быть, если еще мало материалов для самостоятельной работы учащихся на уроке?
После объяснения нового материала, разбора ключевых заданий можно дать домашнее задание, включив в него задание на закрепление, которое предполагается выполнить в классе. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы. Учитель разрешает приступить к выполнению домашнего задания в классе. Создаются вполне благоприятные условия и мотивы для успешной самостоятельной работы на уроке. Задания пока для всех одинаковые. Но уже в этой ситуации школьники выполняют его с разными скоростями. У одних большая часть останется на дом, у других, наоборот, большая часть выполнен на уроке. Сразу видно кто и на каком уровне самостоятельности находится; учитель видит, кому и какая помощь нужна, определит меру этой помощи и подумает о привлечении помощников.
Если ученик из урока в урок будет выполнять большую долю самостоятельной работы на уроке, то меньше будет обездоленных, которым в семье никто не помогает. Работая на уроке самостоятельно, пользуясь помощью учителя, товарищей, ученик понимает, что его старания – залог его успехов.
Затем ученик и сам сможет помогать своим товарищам и это очень изменит самого ученика.
Это – первичный вариант организации адаптивной самостоятельной деятельности школьников. На этом этапе не стоит задерживаться долго. Нужно как можно быстрее переходить к заданиям с адаптацией и взаимоконтролю в парах. Нужно помнить: задания с адаптацией, если они правильно градуированы, гарантируют каждому ученику положительную отметку и возможность движения к более высокому уровню.
Переход к взаимоконтролю, когда нет обратной связи, основан на доверии к учащимся. Но при этом обучение взаимоконтролю надо начинать с указания четких критериев проверки и советов. Не будь строг при взаимоконтроле, не знает товарищ – подскажи, помоги. Подсказка здесь и средство обучения, и воспитания. Меняется и функция отметки, которую выставляет товарищ, проверяя работу вместе с учеником. Здесь создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок, только что сделанных. Эта ситуация принципиально отличается от той, когда учитель сам проверил тетради, пусть даже очень качественно, и принес их на второй день.
Сплошная контролируемость результатов самостоятельной работы обеспечивается контрольным комплексом: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль.
Основной для организации устной самостоятельной работы на уроках математики может стать работа в парах. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся по очереди отвечают командиру, в парах в любой момент половина учащихся отвечает, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах повышает активность учащихся. Степень активности при работе в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.
В рамках технологий адаптивного обучения устную самостоятельную работу учащихся на уроках естественно-математического цикла можно вести с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.
Динамическая пара. Это малая группа их четырех человек, сидящих за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнера.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы участвуют так же 4 человека. При этом каждый работает с каждым, происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы.
Статическая пара формируется по желанию учащихся. Это школа подготовки к работе в динамической и вариационной парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга в режиме «взаимоконтроль». Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом. Каждый ученик на каждом уроке получает возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Успешно работают и два сильных, и два слабых ученика, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что создает предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной паре.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами группы (обычно 4 человека). Если число участников нечетное, то в работу группы включается учитель. Каждый член группы выслушивает и отвечает каждому, и в заключение работы весь материал систематизируется и обобщается. Иногда новый материал ученик хочет объяснить не каждому, а сразу всем участникам группы. Но надо убедить его в том, что объяснить нужно каждому отдельно, указав преимущества такой работы: в случае объяснения материала каждому, ученик это делает по-разному, овладевая умением включать механизм адаптации.
В отличие от динамической в вариационной паре отрабатываются разные задания, выполненные каждым самостоятельно.
Например. Каждый готовит карточку с вопросами и заданиями. На обороте – решения заданий и ответы на вопросы. После проверки карточек учителем, учащиеся в четверке усаживаются так, чтобы каждый мог работать то с левым, то с правым соседом. Сначала каждый спрашивает соседа по своей карточке, помогая при затруднениях. Потом они обмениваются карточками и теперь проверяющий спрашивает соседа по карточке, по которой только что ответил. Затем снова смена карточек и поворот к прежнему соседу. Работа завершается, как только вернулась твоя карточка.
В такой группе можно работать не только с практическими математическими заданиями, но и с подготовленными докладами, рефератами. Опорой при проверке здесь могут быть тезисы, план или опорная схема, краткое изложение содержания.
Получается, что идет интенсивное семинарское занятие, при этом каждый прочитает доклад и кратко выступит по всем докладам: развивается умение выступать, пользуясь опорой, подготовленной товарищем.
Новые организационные формы целесообразно осваивать постепенно. Если в каком-то классе не получается – отступить, заново провести подготовку, уменьшить дозы материала, терпеливо начать со статистической пары. Пусть зададут друг другу два вопроса, потом увеличить количество вопросов, попробовать перейти к динамической паре. Затем учить готовить карточки для работы с карточками, учить просить помощи и оказывать ее товарищу, повесить в классе плакат со схемой работы в различных парах, и все получится.
Большой плюс в такой работе – каждый член учебного коллектива трудится совместно со всеми над выполнением единой задачи, внося посильный вклад в понятие уровня обученности и развития каждого члена коллектива.
Роль учителя не сводится только к подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной обособленной работы. Главнее – расширить поле коллективной работы, включиться в нее, стать полноправным членом коллектива. Как и все учащиеся учитель также меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем нуждающимся, используя свой более высокий уровень компетентности.
А как же учитель осуществляет индивидуальную работу во время самостоятельной деятельности школьников?
Часть времени индивидуальной работы уделяется управлению, которое осуществляется во время обхода всех учащихся. Учитель дает совет, помогает, поддерживает, хвалит учащихся. Только мажорный тон, только забота и тепло!
Убедившись, что все работают, учитель может перейти к включенному контролю. Он может, продолжая обход, остановиться рядом с работающей парой или группой, послушать учащихся. Неизвестно, кого он оценит: может одного, может всех. Так выставляется несколько оценок в журнал.
Постепенно можно переходить к работе в режиме «отключенный контроль», когда предполагается работа с учеником не по материалам самостоятельной работы, а по специальным дифференцированным материалом для индивидуальной работы, возможна и письменная индивидуальная работа у доски. Но при этом индивидуальная работа ведется учителем один на один с учеником, без привлечения вниманию остальных учащихся.
Подготовка к каждому уроку направлена на то, чтобы обеспечить активную деятельность каждого ученика в течение всего урока. Самым очевидным и легко выделяемым резервом является отказ от привычки спрашивать учащихся по очереди у доски или с места с привлечением внимания остальных учащихся к ответу товарища. Вместо этого учащиеся должны работать самостоятельно: говорить, писать, читать, решать задачи, выполнять тренировочные упражнения, слушать объяснение учителя.
При увеличении времени самостоятельной работы учащимся на уроке стоит задуматься о том, какой из видов самостоятельной деятельности более эффективен именно для этого возраста, для этого класса. Мне кажется, заслуживает внимания организация устной самостоятельной работы на уроке в парах различного типа, так как при этом для отвечающего ученика представляется возможность проявить речевую активность, обеспечивается сплошной контроль всех учебных действий у всех учащихся, снижаются или совсем исключаются неподготовки учащихся к уроку, создаются идеальные условия для индивидуальной работы. Кроме сказанного, работа в группах воспитывает коллективизм, уважение к товарищам, формирует умение слушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.
Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....
Конспект урока, построенного по технологии деятельностного метода
Представляю методическую разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода ). Тема урока : «Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ - » ( ...
Урок математики по технологии активных методов обучения
Конспект АМО-урока.Интегрированный урок математики. Обобщение и систематизация знаний. Тема урока " Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей". Учебник, по которому ведется обучение Н.Я...
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...
Конструирование уроков математики в технологии деятельностного метода
Из опыта работы...
Педагогический проект Развитие оценочной деятельности школьников на уроках математики (использование технологии оценивания образовательных достижений)
Применение технологии оценивания позволяет активизировать учащихся на уроках и во внеурочное время, повышать интерес к математике, развивая математическую компетентность старшеклассников, повышать кач...