Методическая разработка «Сказкотерапия»
учебно-методический материал по теме

Скирман Светлана Юрьевна

      Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, педагогов–психологов.  Данный материал разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей дошкольного и  младшего школьного возраста, с использованием игрового материала по сказкотерапии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества п. Карагайлинский»

«Сказкотерапия»

Методическая разработка

                                       

                                         Автор-составитель:

                                                    Скирман Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Киселевск, 2016г

Автор-составитель:     Скирман        Светлана       Юрьевна,  

педагог  дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ п.К

      Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, педагогов–психологов.  Данный материал разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей дошкольного и  младшего школьного возраста, с использованием игрового материала по сказкотерапии.

Содержание

                                                                 

Введение. Когда жизнь становится сказкой …………………… 5

1. Польза сказкотерапии …………………………………….. …..5                                                                      

2. Сказка  для всех, или важные моменты……………………… 6

3. Коррекционные сказки …………………………………… .… 7

3.1.Сказка «Бабочки-сестрички»…………………………........... 8

3.2. Кто на свете злее всех, или добро всегда побеждает……….9

3.3. Сказочное театрализованное представление………………. 9

3.4. Тропинкою добра……………………………………………. 16

3.5. Сказка «Праздник дружбы»………………………………… 17

4. Методы работы со сказками………………………………..… 20

4.1. Сказочная игротека………………………………………….  21

4.2.Сказоладкое сладкое лото…………………………………… 23

4.3. Сказочный сад огород………………………………………. 24

4.4. Сказочные загадки обманки……………………………........ 25

4.5.Сказочное бюро находок…………………………………….. 26

4.6.Сказочка-рассказочка……………………………………. ….. 27

 Заключение. Почему сказки помогают детям…………………...28

Список литературы……………………………………………….. 29

Что за прелесть эти сказки!

 А. С. Пушкин

Все  мы  верим в детстве в сказки. Многие  из нас не перестают верить в них, и став взрослыми.

А некоторые  продолжают в них жить всю свою жизнь…

                                                  Терапевтические сказки для детей   

Введение

 Когда жизнь становится сказкой

В воспитании детей трудно переоценить значение сказки — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

С.Я.  Маршак считал: «…у сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и творчества.

1. Польза сказкотерапии

      Сказкотерапия  означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В.,

«сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи».

      Вовремя  рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что  с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказкотерапия  полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения  обычно  появляется у ребенка к 3,5 - 4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

2. Сказка  для всех, или важные моменты

Формы работы со сказкой так же многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок, но есть важные моменты  сказкотерапии, о которых следует помнить:

  1. Для того чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте «сказкотерапию»  слишком часто. Помните, что она  как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Мои сыновья  в определённом возрасте сами просили меня рассказать им  сказку, если сталкивались с какой-то проблемой, страхом или понимали, что ведут себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать коррекционную  сказку! Вы – самый лучший сказочник, а если у вас не получается, не тужите, вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с  учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

3. Коррекционные сказки

      Если вы заметили, что у вашего ребёнка или  в коллективе  есть какая-то эмоциональная проблема (например, дети  раздражительны , грубы, капризны или агрессивны ), нужно придумать  коррекционную сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашим детям  эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру.  (Придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее показываем жизнь героя в сказке так, чтобы дети  сами  увидели  сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия – это не только  индивидуальные сказки для конкретного человека, ее можно использовать и для группы детей). Затем выдуманные нами герои попадают  в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и мы приписываем героям  все переживания детей  (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом сказочные герои (а с ними  и  дети ) начинают искать выход из создавшегося положения и, конечно, находят его, ведь  художественно-коррекционные  сказки  очень полезны.

       Представляю вашему вниманию несколько сказочных примеров, используемых мной на занятиях. Некоторые  сказки мы стараемся театрализовать и представить ребятам как сказочное представление с музыкальным оформлением и костюмами.

3.1. Сказка «Бабочки-сестрички

Коррекция упрямства  у детей

Реквизит: алая лента, костюмы бабочек, объемные  цветы.

    В цветочном саду  жили-были две очень упрямых бабочки сестрички. Каждая из них делала только то, что хотела  или считала  нужным. Бабочки  любили танцевать  и веселиться в саду. Когда наступала ночь и приходило время  ложиться  спать, они снимали свои прекрасные крылышки и неряшливо разбрасывали по саду. Мама их постоянно за это бранила, но бабочки ее не слушали.

     Однажды мама решила проучить упрямых сестренок. Она  связала их одной ленточкой, спинками друг к другу,  а крылышки положила под разными цветами. Бабочки бродили по полянке, пытаясь перетянуть друг друга в свою сторону, где лежали их крылышки. Наконец они устали и решили пообедать. Каждая из них  бросилась  к своему цветку, но лента, которой они были связаны, помешала им сдвинуться с места. Бабочки  упирались, натягивали ленту изо всех сил, но все равно не могли дотянуться до своих любимых цветочков, чтобы попить нектар. Через некоторое время бабочки  без сил опустились на землю.

      Они немного посидели, отдохнули и опять принялись тянуть друг друга в свою сторону. Но и эта попытка не увенчалась успехом. Обессилевшие бабочки  заплакали от горя.

— Ты хочешь есть? — наконец спросила одна из них.

— Очень, — ответила  вторая.

— Тогда давай подумаем, как мы обе можем получить то, что хотим, — сказала  старшая.

     Бабочки  впервые посмотрели друг другу в глаза. Лента  ослабла и перестала больно давить на животик.

— Ура! — закричала одна  из них. — Посмотри, как только мы повернулись друг к другу, лента  ослабла. Мне кажется, для того чтобы подойти к  своему цветку, нам с тобой надо идти в одну сторону.

— Ты права! — сказала  другая. — Давай сначала попьем нектар с моего цветка, а потом с твоего. Так мы сможем утолить голод.

    Бабочки  вместе подошли к незабудке и покушали. Никогда еще нектар  не был таким вкусным. Бабочки  выпили  его,  старшая одела свои крылышки, и они  подошли к ромашке. Младшая с огромным удовольствием надела свои крылышки. И бабочки  полетели гулять по саду.

— Здорово! — сказали они. — Мы смогли поесть только тогда, когда учли интересы друг друга и стали двигаться в одном направлении.  Давай всегда так поступать!

3.2.Кто на свете злее всех?  Или Добро всегда побеждает

Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируют положительных героев). Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в развитии сюжета, фабулы произведения; для кого эти герои являются злыми и почему, а кто трактует и принимает их качества, характеристики в прямо противоположном смысле.

3.3.Сказочное театрализованное представление. Добро всегда побеждает!

Коррекция страха и злости.

Реквизит: избушка на курьих ножках, костюм Бабы Яги, расписной сундук,

алая лента, письмо от колдуньи, подарки детям.

Ведущий: Добрый день дорогие друзья. Я очень рада нашей встрече. Скажите, ребята вы любите сказки? Давайте отправимся в гости к Бабе Яге!  Дети: Нет.

Ведущий: Вы что боитесь Бабы Яги?

Дети: Да.

Ведущий: Да она добрая!

Дети: Нет?

Ведущий: Ребята, а вы мне верите?

Дети: А хотите, я вас познакомлю с Бабой  Ягой, и вы все убедитесь, что она очень добрая! И вам будет совсем нестрашно!
Дети: Да.
Ведущий:  Сейчас я позвоню в волшебный колокольчик, и вы  отправитесь  со мной в волшебную сказочную страну. Для этого надо включить свое воображение. Все, что вы там увидите, сделано руками  матушки-природы. Итак, внимание, закройте глаза на время звучания музыки и представьте ….

Звучит музыка  «В гостях у сказки» 

Ведущий:  Далеко-далеко раскинулось прекрасное царство  чудес и волшебства -  страна сказок! И кто хоть раз побывал в ней – полюбит ее навеки. Потому что деревья там самые причудливые, травы -  зеленые, а  терема - самые расписные.  Живет в этой стране загадочная старушка - затворница. Избушку её на курьих ножках окружают непроходимые леса и болота. Выглядит она сгорбленной, неопределенного возраста, в латаной одежде, с посохом в руках. Прожив так не одну сотню лет, старушка решила перебраться поближе к людям и поселилась в нашем лесу, почти в центре сказочной страны. Стала учить   маленьких гостей  водить хороводы, петь, плясать да  загадывать загадки.

  Звучит музыка "Скоморошина"

Ведущий: Проходи, честной народ!
В гости музыка зовет!
Начинаем мы программу
Для гостей, друзей для всех!
Начинаем панораму
Удивительных потех!
Гости! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей Бабою Ягой.

 Зачитывает письмо

Дорогие друзья!
Жду сегодня в гости всех
Тех, кто любит звонкий смех.
Буду ждать вас на опушке,
Там, где квакают лягушки,
Будем петь и танцевать,
Бегать, прыгать и играть!

Давайте постучим в ее избушку.

Дети: стучат.

Ведущий:  А давайте ей похлопаем!

Дети:   хлопают.

Ведущий: Да не так, а вот так!

  Звучит музыка "Мы похлопаем..."

Дети:  подходят к избушке, стучатся, не открывается.

Ведущий: Ребята, а как нам повернуть  избушку?

 Дети отвечают.

Ведущий: Правильно,  все вместе произносим волшебное заклинание.

  Заклинание.

( избушка поворачивается, выходит Баба Яга)

Звучит музыка Бабы Яги

Ведущий: Здравствуй, Баба Яга!

Баба Яга: Кому баба, а кому и бабушка!

Ведущий: Здравствуй, бабушка. Мы к тебе на праздник пришли.

Баба Яга: Будет! Будет седни праздник:
Бабе Ежке – тыща лет!
Я вас в гости приглашаю,
Лучше праздника ведь нет!
Эх, давно я не водила
Хороводов на лугу,
Сарафанец новый сшила, 
Щас надену, побегу!
Пусть летят года, как птицы,
Пусть уходит в небо дым,
Кто умеет веселиться, –
Остается молодым!
Как я!

Ведущий: Мы, Баба Яга, не только в гости пришли, но и подарки приготовили.

Баба Яга: Ой, а какие подарки?

 Ведущий: Мы для тебя «Каравай»  станцуем.

  Звучит музыка «КАРАВАЙ»  

Дети танцуют и поют

Баба Яга: Ох, спасибо, мои золотенькие, давно меня таким караваем не угощали, ноги сами в пляс пошли.

Ведущий: Ребята, мы с вами в гостях у Бабы Яги, а она живет где?

 Ребята, а какие деревья растут в нашем лесу.

Дети   называют

Ведущий: Давайте пойдем в гости к березке и для нее вместе с Бабой Ягой  танец станцуем.

Баба Яга: Раздайся народ!
Детвора плясать идет.
А я стану, постою,
На ваш танец посмотрю!

  Звучит музыка «Во поле березка стояла»  

Дети танцуют

Баба Яга: Стану  рядышком  с березкой,
Алу ленту повяжу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.

Загадки.

Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки 
Кушать не велит.   (Маша и медведь)

Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответьте мне, ребята,
Эти братья …  (Поросята)

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось, вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке (Репка)

Жил в каморке 
С папой Карло,
Знал о жизни 
Очень мало.
Всюду нос совал 
Он длинный…
Кто же это?     (Буратино)

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка… (Теремок)

Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это  (Доктор Айболит)

На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.  (Волк и семеро козлят)

Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал 
И желанья загадал. (Емеля)

Ведущий: Ребята, давайте и мы загадаем три  желания.

  1. Волшебная забава
  2. Сказочный  сундучок.
  3. Подарки

Ведущий: Ребята, а давайте в нашем лесу Волшебный сундук поищем.

Звучит музыка "Ищем сундук"

Дети находят, становятся в хоровод.

  Звучит музыка " сундук по кругу"

Дети передают сундучок по кругу, ставят в центр, открывают и............ колокольчик  вынимают

Ведущий: Странно, нет подарков. Давайте позвоним в волшебный колокольчик, и подарки появятся.

Дети  звонят

Ведущий: Нет, не появляются, тогда давайте хоровод заведем, вместе спляшем и споем.

Звучит музыка "Хоровод"

«Хоровод, хоровод пляшет маленький народ,

Танцевать мы с Бабкой Ежкой все готовы целый год.

Красота, красота миром правит доброта,

Вот такие мы ребята, очень добрые всегда!»

Пока ребята поют и танцуют, Баба Яга кладет подарки в сундук.

Сундук открывает и вынимает подарки, раздает всем ребятам.

Баба Яга: Ой, ребята, как же с вами весело и интересно. И все-то вы умеете: и петь, и играть, и даже загадки отгадывать. Хорошо с вами, но дело к вечеру. Пора мне нечисть разную на вечёрку собирать. Будет сегодня, что им рассказать, будет, чем похвастаться – вон с какими интересными  добрыми  ребятами познакомилась, что и сама добрая стала.  Спасибо, что полюбили  да не забыли бабушку. Еще когда-нибудь встретимся. Прощевайте-ка, до свидания!

  Баба Яга  уходит, ребята машут вослед.

Ведущий: Ребята, вы теперь не боитесь Бабу Ягу.

Дети: Нет.

Ведущий: А что важнее – Зло или добро?

Дети:  Добро.

Ведущий: Правильно!  Ведь добро всегда побеждает!

Пусть все доброе, светлое, лучшее

Вашим спутником станет всегда,

Пусть сбываются думы  заветные,

И пусть сказка будет всегда!

3.4. Сказка «Праздник дружбы»

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Реквизит: колпачки гномиков, маски животных, мяч.

     Семья гномов жила в самой чаще леса. У самого младшего гнома  были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный.  Гномик Малыш  был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над маленьким гномом  и называли его Малыш-коротыш, особенно, если у него что-то не получалось.

Как-то раз решил Малыш  поискать себе новых друзей и отправился на лесную опушку. Через некоторое время он вышел на залитую солнцем поляну. На поляне зайчата играли в салки. Весело бегая друг за другом.

—  Можно с вами? — спросил Малыш.

— Давай догоняй нас! — закричал старший зайчонок, и зайчата бросились врассыпную.

Гномик  думал, что легко догонит каждого зайчонка, потому что сам был очень быстр. Но как только он настигал зайчонка, тот резко отпрыгивал далеко в сторону, и гонка начиналась снова. Гномик разозлился  и со всей злостью сильно толкнул зайчонка. Зайчику стало очень больно, и он заплакал.

— Ты зачем обижаешь маленьких? — заступился старший зайчонок.

—  Это ему за то, что он нечестно убегает! — ответил Гномик и добавил: — Надоели, не хочу больше с вами, зайцами, играть, пойду от вас!

—  Больше мы тебя не примем! — сказали зайчата. — Ты злой и не играешь по правилам.

— Ну и не надо! — сказал Гномик  и снова отправился на поиски друзей.

Под большой елкой лисята с бельчатами дружно играли в мяч. Гномик  подошел к ним и сказал: «А я тоже умею играть в мячик! Возьмите меня!» Зверята согласились принять его в игру. Гномик  быстро понял, что тот, кто не ловит мяч, садится в центр круга. Поэтому когда Гномик ловил мяч, он нарочно сильно швырял его в зверят так, что никто из них не мог поймать мяч, и они садились в круг, а Гномик оставался победителем и смеялся над ними. Зверятам это быстро надоело, и они попросили его играть по правилам. Но Гномик продолжал нарушать правила, тогда они прекратили игру.

— Мы не хотим с тобой больше играть, уходи! — сказали зверята.

—  Ну и ладно, — сказал Гномик, — не очень-то и хотелось с вами, малявками, играть, он сильно пнул мяч  от злости,  и мячик лопнул.

На следующее утро все обитатели леса собрались на лесном стадионе. В конце каждого лета здесь проводился Праздник дружбы, и все пришли подготовиться  к этому торжеству. Гном  долго брел по лесу в одиночестве, но так никого и не встретил. Вдруг он услышал в стороне смех и громкие голоса и пошел на шум. Он вышел на лесной стадион, где полным ходом шла подготовка к празднику. Все были заняты своим делом, и никто не обращал внимания на него.

Он разозлился и громко завизжал.

—   Давайте прогоним этого хулигана!

Гномику  не оставалось ничего другого, как пойти прочь. Он шел по лесу и громко рыдал, слезы катились по щекам, ему было очень обидно.

—  Сделай глубокий вдох! — послышался вдруг голос с сосны.

Гномик  сначала сделал глубокий вдох, а потом поднял голову. На ветвях сосны сидел большой черный Ворон. Он был очень мудрый и знал хороший способ успокоить малыша.

— Теперь выдохни! — сказал он.

Гномик послушался. Через минуту он успокоился и перестал плакать.

—  Ну что ж, а теперь давай поговорим с тобой.

 Вчера я наблюдал за тобой, — сказал Ворон, — видел, как ты толкнул зайчонка!

—  Но зайцы нечестно убегали!

— Ты хотел догнать всех зайцев, а не догнал ни одного! Как ты думаешь, можно сразу поймать всех?

— Нет, можно сразу поймать только одного. Но обычно мои братья смеются и дразнятся, когда я не могу сразу всех их догнать.

— Если ты хочешь быть таким же, как твои братья, зачем тебе друзья? И почему ты учишься у своих братьев самому плохому? Ведь тебе не нравится, когда они тебя обижают?

Гномик  молча качнул головой.

— Подумай. Если тебе нужны друзья, я скажу тебе, как помириться с ними.

    — Слушай! — Ворон тихо спустился с ветки и прошептал волшебный совет на ухо Гномику.

После этого Гномик  побежал к  ребятам,

—  Ребята, я очень виноват перед вами.

Все обступили Гномика: лисята, бельчата, зайчата.

—  Я понял, что вел себя некрасиво, мне очень стыдно. Простите меня, пожалуйста! Я хочу дружить с вами! — сказал Гномик.

Зверята простили Гномика  и позвали его на Праздник дружбы.

—  Спасибо, зверята! — сказал Гномик  — Я обязательно приду! Можно я возьму своих родных на праздник?

— Да, конечно, приходите все!

Гномик  был очень рад, ведь его папа давно мечтал побывать на Празднике дружбы.

После  «Праздника  дружбы»  папа сказал: «Удивительно, но все в лесу говорят, какой взрослый у меня младший сын. Он совершает взрослые поступки, умеет найти выход даже в самых сложных ситуациях».

Так, благодаря советам мудрого Ворона, Гномик  научился дружить и стал примером для своих братьев.

         Коррекционная  работа с детьми младшего школьного возраста имеет свою специфику. Прямые методы терапевтического воздействия  на душевные качества ребёнка часто оказываются неэффективными. И тогда перед взрослыми встаёт вопрос: «Какой приём работе с малышами является одновременно эффективным и щадящим нежную душу ребёнка?». Можно утверждать – таким методом является сказка – гениальное наследие человечества.

4.Методы   работы со сказками

Сказкотерапия  имеет свой основной арсенал средств, методов и приёмов. Таковыми являются: анализ сказок,  решение сказочных задач,  интерпретация сказок.

Рассмотрим их более подробно.

Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают у ребёнка запас жизненной прочности, символический «банк жизненных ситуаций». Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.

    Обсуждение логично начать с ответа на вопрос «о чём эта сказка».

На примере героев дети должны понять, что сказка учит нас чему-то очень важному. Наша задача догадаться чему именно. Другими словами, нам нужно понять, как «работает» принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

4.1 Сказочная игротека

Сказка, сочиненная  моим сыном Станиславом.

                             Спички, детям не игрушка                      

Вам поведаю о том,   как однажды  теплым днем

На экскурсию ходили , чуть беды не совершили,

Начинаю я рассказ, про свой классный третий класс!

Соня, Ваня, Оля, Стас

Толик, Игорь  и Тарас,

Коля, Лиза и Наташа

И ,конечно, Настя наша…

Взяли  спички, в лес пошли

И в лесу костер  зажгли.

На костре уху варили,

Грибы, ягоды сушили

И пекли  картошку,

Для девчат…. немножко.

Просидела у костра

Целый вечер детвора…

Вдруг  костер стал прогорать

Пора огонь нам  зажигать.

Лишь девчонки взяли спички -

Подожгли они косички …

Тут мальчишки не зевали

Водой девчонок  заливали…

Много вылили воды

Мы на Сонины хвосты,

На Наташкины косички

Ковшик вылили  водички,

А на Настину косу

Я ведро воды несу.

Целый день девчат тушили,

Воду бочками возили,

Засыпали их песком,

Огонь тушили мы с умом.

К ночи приплелись домой,

Наши мамы сразу в вой,

Что вы дети натворили,

Лес сожгли?

Нет! Мы тушили!

Долго мамы нас ругали,

Но ремнем не отстегали…

Лишь  шептали нам на ушко:

«Спички детям, не игрушка!»

Будет в будущем наука, не страшна нам больше скука!

В своей работе я часто обращаюсь к сказкам, за многолетний опыт я  накопила  множество  сказок,  волшебных  сказочных игр, которые постоянно использую на уроках сказкотерапии и внеклассных мероприятиях.

4.2Сказочное сладкое лото

                                     Активизация детей

В затее  участвуют все, кто пожелает. Все садятся в кружок, посередине ставится корзинка с конфетами. Кто-либо из взрослых пусть будет водящим. В руках водящего мешочек с бочонками от "русского лото" с номерами: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 33, 38.

Условия этой "сладкой" забавы очень просты. Водящий, не глядя, вынимает из мешочка бочонок и сообщает выпавшую цифру. Игрокам нужно вспомнить и назвать сказки или мультфильмы, в которых упоминается точно такая же цифра. Кто дал правильный ответ, берет из корзинки конфету.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся бочонки с цифрами. А победителем становится тот, у кого больше выигрышных конфет.

Если у вас нет "лотошных" бочонков, возьмите капсулы от "киндер-сюрпризов" и напишите на них необходимые цифры.

Подсказка:

1 - "Лихо-одноглазое";

3 - "Три поросенка", "Три толстяка", "Три медведя", "Три орешка для золушки", "Тайна третьей планеты";

4 - четыре сольдо ("Буратино");

5 - "Пятеро из одного стручка" (сказка Г. Х. Андерсена);

7 - "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Семь подземных королей", "Цветик - семицветик", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях";

9 - "В тридевятом царстве…";

10 - "В тридесятом государстве…"

12 - "Двенадцать месяцев";

33 - тридцать три богатыря ("Сказка о царе Солтане"), тридцать три года ("Илья Муромец");

38 - "Тридцать восемь попугаев".

4.3.Сказочный сад-огород

                                Сказка-загадка  на коррекцию внимания

Для проведения игры понадобятся яркие воздушные шарики и фломастеры.

Вначале игры напомните детям, что в сказках встречаются не только добрые волшебники, нечистая сила и разные зверушки, но и то, что растет в саду и на огороде. Затем предложите ребятам вспомнить сказки и мультфильмы, где встречаются самые разные овощи и фрукты. Кто вспомнит и назовет "сказочный" овощ или фрукт - получает в подарок воздушный шарик и рисует на нем свой ответ. Победителем становится тот, кто соберет самый богатый урожай "шариков-овощей" и "шариков-фруктов".

Подсказка:

репка - "Сказка про репку";

тыква - "Золушка";

наливные яблоки - "Гуси-лебеди";

горох - "Принцесса на горошине";

волшебные ягоды - "Маленький Мук";

луковица - "Чипполино";

помидор - "Чипполино" и другие.

4.4.Сказочные загадки-обманки

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной.

Его звали… (Дуремар.)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика… (Шарик.)

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали… (Колобок.)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик,

У него ужасный вид,

Это доктор… (Карабас Барабас.)

Все узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит,

Ей лишь крыска дорога,

А зовут ее… (Шапокляк.)

И красива, и мила,

Только очень уж мала,

Стройная фигурочка,

А зовут… (Дюймовочка.)

Жил в бутылке сотни лет,

Наконец, увидел свет,

Бородою он оброс,

Это добрый… (Старик Хоттабыч.)

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Это куколка-актриса

И зовут ее… (Мальвина.)

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости,

Он ворчлив, как старичок,

Это грустный… (Ослик Иа.)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик,

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его… (Карлсон.)

И дома, и в коллективе  дети часто разбрасывают и просто забывают свои вещи, чтобы обратить внимание на эту проблему, мы проводим следующую сказочную затею.

4.5.Сказочное бюро находок

Перед тем, как приступить к игре, расскажите детям о том, что накануне в комнате, где они находятся, побывали герои разных сказок, и каждый из них забыл какой-либо предмет. А теперь можно сообщить игровое задание.

Ребятам нужно внимательно осмотреть комнату и найти забытые "сказочные" вещи. Их нужно не только отыскать, но и правильно сказать, кому они принадлежат. Кто обнаружит нужный предмет и даст правильный ответ, в награду получает книжечку с названной сказкой. Кстати, не забудьте предварительно эти предметы разложить на полки, шкафы, столики, а можно спрятать, куда и подальше. Какие предметы и кто их "потерял" я вам подскажу:

зонтик - Оле-Лукойе;

золотой ключик - Буратино или Тортила;

бумажный кораблик - Оловянный Солдатик;

метла - Баба Яга;

цветик-семцветик - девочка Женя;

хрустальный башмачок - Золушка;

скорлупка грецкого ореха - Дюймовочка;

санки - Кай из сказки "Снежная Королева";

золотое яичко - Курочка Ряба;

игла - Кощей Бессмертный;

горошина - Принцесса из сказки "Принцесса на горошине";

утиное перышко - Серая шейка;

колпачок - Петрушка;

орешек - Балка из "Сказки о царе Салтане";

борода - Дед Мороз;

морковка - Зайка-зазнайка;

сыр - Ворона из басни "Ворона и Лисица";

бочонок меда - Винни-Пух;

шапочка красная - Красная шапочка;

новогодний колпак - Санта Клаус;

конфетка - Карлосон;

зеленый воздушный шарик - Пятачок;

А в конце затеи я показываю конкретно  потерянную вещь, и тогда очень быстро находится хозяин.

4.6.Сказочка – рассказочка

Игра-шутка

    Предложите детям послушать сказку, а где рассказчик будет ошибаться, им нужно будет хлопать в ладоши. А текст сказки может быть таким.

«Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка… Нет? А какая, Синяя?… Извините. Жила-была девочка, а звали ее Красная Шапочка. Как-то мам настряпала пельменей… А, пирожков! Как-то напекла мама пирожков и попросила Желтую Шапочку… То есть Красную Шапочку отнести их дедушке… А кому?… Правильно, бабушке.

Идет Фиолетовая Шапочка… Извините, идет Красная Шапочка, песенки поет, цветочки собирает, а навстречу ей крокодил… То есть бегемот… А кто? Точно, волк! Волк Красной береточке… То есть Шапочке и говорит: "Не садись на пенек, не ешь пирожок"… Нет? А что он ей говорит? Ах да. "Куда это ты идешь, Белая панамочка"… То есть, Красная Шапочка.

Узнал слон… Верно, волк, куда идет Красная косынка… Шапочка, и побежал короткой дорогой. Добежал, что есть сил, до избушки, где живет Баба Яга… То есть бабушка, и стучит в дверь. А кикимора… Нет, бабушка, ему отвечает: "Кто там?" - "Это я, почтальон Печкин!"… Правильно. "Это я, Красная Шапочка!" И слышит в ответ: "Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется".

Дернул волк за веревочку и съел бабушку. А когда пришла Красная Шапочка, он спрятался под кровать… А куда он спрятался?… В бабушку переоделся?… А потом что случилось?… И Красную Шапочку тоже съел?… Вот обжора!

Потом пришли полицейские … Правильно, охотники. Распороли волку живот а от туда выскочили семеро козлят… То есть бабушка и Красная Шапочка. Закончилось все хорошо, волк женился на Красной Шапочке… А на ком, на бабушке что ли?… В общем, сказке конец, а кто слушал - огурец… А кто слушал - молодец!»

 Заключение

Почему сказки помогают детям?

       Итак, почему же  сказкотерапия  обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

Список использованной литературы

1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. [Текст]/ О.А. Белобрыкина //

Ярославль, 2008. –  157-158 с.

2. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением. [Текст]/ М.Е.Бурно //

 Екатеринбург, 2009.- 128 с.

3.Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологи- ческую сказку.  [Текст]/ И.В.Вачков  // М., 2001.

4. Доценко, Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки

[Текст]/ Е.Л.Доценко // Журнал практического психолога. 2009. № 10-11

5. Ермолаева, М.В. Восприятие и переживание сказки -  путь от смысла житейского к смыслу жизненному [Текст]/ М.В.Ермолаева // Мир психологии. - 2008. № 3- с. 54-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

Методическая разработка урока по сказкотерапии в 3 классе. Тема:"Лисичка-сестричка и волк"

Урок начинается с организации начала урока "Ритуал "входа" в сказку". На уроке дети загадывают загадки о лисе. Дети слушают содержание сказки "Лисичка-сестричка и волк", смотрят иллюстрации к сказке. ...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Упражнения в написании слов с безударными гласными с элементами сказкотерапии"

Цель: развитие умения распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять...

Методическая разработка на тему "Сказкотерапия".

Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить вн...

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...