Коррекционно-развивающая программа общения для подростков
проект (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Липагина Наталья Викторовна

 Хочется поделиться опытом работы в Феодосийском детском доме. В связи с тем, что дети попали в сложные  жизненные ситуации, многие из них, того не желая не умели общаться в коллективе сверстников, со взрослыми. В нашем педколлективе мы использовали коррекционно-развивающую программу общения подростков. Результаты работы порадовали педколлектив. Ребята стали менее агрессивные, идти на контакт со взрослыми в школе, в детском доме, со сверстниками и другими детьми, дети нацились дружить, конструктивно общаться, выходить из конфликтов без агрессии, у них повысилась самооценка. 

Цель коррекционно-развивающей программы общения для подростков: занять подростков в свободное время, создание благоприятного психологического климата в подростковом коллективе, развитие умений и навыков эффективного общения, конструктивного выражение своих  мыслей и чувств, предупреждения и решения конфликтов, формирование потребности  в самоусовершенствовании, адекватной самооценке.

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekts._-_razv._programma.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа общения для подростков

Цель программы: занять подростков в свободное время, создание благоприятного психологического климата в подростковом коллективе, развитие умений и навыков эффективного общения, конструктивного выражение своих  мыслей и чувств, предупреждения и решения конфликтов, формирование потребности  в самоусовершенствовании, адекватной самооценки.

Задание:

Формирование и развитие коммуникативных навыков

Развитие культуры подростков

Формирование у подростков умения общаться

Направленность процесса общения на собеседника

Развитие собственной инициативы в решении какого-либо задания

Формирование дружеских связей, навыков самоконтроля

Конструктивное решение конфликтных ситуаций

Работа группы

Программа состоит из 10 занятий, длительностью до 1 часа, которые проводятся каждый день.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО

Цель: ознакомление с кругом интересов участников программы. Приветствие  членов группы, ознакомление с правилами работы, правами участников тренинга.

Упражнение «Путаница»

Цель: сгруппировать участников тренинга, создать непринужденную атмосферу.

Участники становятся в круг. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (правой рукой). Потом то же самое – левой рукой (с другим партнером).

После того как тренер убедится в том, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не переставая держаться за руки. Тренер также может принимать участие, но при этом во время «распутывания» активного участия в поисках вариантов не принимает. Во время выполнения упражнения в группе довольно часто возникает мысль, что решить поставленную задачу невозможно. Тогда тренеру необходимо сообщить, что задание имеет развязку, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

А. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в середину в середину круга, кто-то спиной, это не важно, главное, чтоб все последовательно образовали круг).

Б. Участники группы образуют два или больше независимых кругов.

В. Участники группы образуют круги, соединенные друг с другом как кольца в цепи.

Время, потраченное группами на выполнение этого задания. Может быть разным: от 3-5 минут до часа. Когда задание выполнено, можно спросить группу: «Что нам помогало справиться с поставленным заданием?» или «Что можно было бы сделать по-другому, чтобы быстрее справиться с поставленным заданием?».

Информационное сообщение.

Любая работа начинается с усвоения цели. Так для чего же мы здесь собрались? Что вы ожидаете от данных занятий? (участники пишут свои ожидания и крепят их на «сундук ожиданий»).

Мы собрались здесь для того, чтобы научиться эффективно общаться, а также научиться мирно решать конфликтные ситуации, возникающие в вашей группе.

Правила общения в группе

Не оценивай других. Не сравнивай людей между собой, кто «лучший», а кто «худший». Не оценивай человека за то, каким он есть, как выглядит, как себя ведет, какие у него проблемы.

 Не давай советов по поводу того, что должны делать другие, а чего не должны делать. Нет причин считать, что ты самый мудрый.

Говори «к человеку», а не «о человеке». Если во время занятий ты хочешь что-либо сказать участнику, не говори, смотря на пол, вбок или на кого-то другого: «Он…», «Она…», а обращайся непосредственно, например: «Я хочу тебе сказать…»

Говори от себя, используя «Я-предложения». Не обобщай: «Считают…», а говори про себя: «Я считаю…».

Называй участников по имени. Для каждого человека наилучшим звучанием является звучание его имени.

Упражнение «Интервью»

Цель: ближе познакомить участников тренинга.

Тренер говорит о том, что группа в своем составе существует уже довольно долго, но маловероятно, что ее члены знают друг друга на сто процентов. После этого тренер объединяет участников тренинга  в пары. На протяжении 5 минут каждый участник рассказывает информацию о себе в паре, а потом презентует её в группе .

Упражнение «Завязывание контактов»

Цель: ближе познакомить членов группы, сформировать умение  первым делиться с другими своими мыслями.

Найди в группе того, кого ты хуже всего знаешь. Поделитесь на пары. На протяжении 3 минут пусть каждый в паре расскажет, каким человеком он есть.

Теперь найди кого-то другого, кого ты тоже плохо знаешь, и расскажи на протяжении 3 минут о двух самых важных событиях, которые произошли с тобой в последнее время. То же самое сделает твой собеседник.

Другие темы для разговоров в парах:

Каким животным я бы хотел быть и почему?

Что мне больше всего нравится в себе?

Как бы я хотел измениться, если бы имел возможность это сделать?

Моя мечта

Я был очевидцем или участником такой смешной истории

Мой самый важный опыт из детства.

Обсуждение упражнения

Упражнение «Я человек…»

Цель: ближе познакомить участников между собой, учить преодолевать сопротивление перед выражением себя в группе.

В центр выходит один из участников (если необходимо это может быть ведущий) и начинает предложение со словами «Я человек, который…», продолжает говорить дальше, называя свою самую характерную черту. Например: «Я человек, который любит помогать другим», «Я человек, который часто бывает раздраженным».

Другие сидят и слушают. Если кто-то решит, что мог бы сказать о себе то же самое, он должен быстро встать и поменяться местами с другим участником, который имеет аналогичную характеристику. Нельзя садиться на одно и то же место. Одному всегда не хватает места; тот, кто остался без стула, становится в круг и говорит о себе «Я человек…».

Игра заканчивается, когда вычерпывается энергия группы и теряется динамичность. Упражнение не должно продолжаться более 10-20 мин.

Обсуждение упражнения

Если кто-то хочет, то может поделиться своими впечатлениями.

Упражнение «Автопортрет»

Цель: дать возможность подросткам получить опыт самовосприятия

Тихая музыка. Нарисовать символический автопортрет, т.е. пиктограмму. Дать необычное название рисунку. Выполненные портреты вывешиваются тренером на доске. Участники говорят о своем восприятии каждого рисунка, чувства настроение, эмоции, которые он вызывает.

Обсуждение упражнения

ЗАНЯТИЕ 2

ОТКРОВЕННОСТЬ И ДОВЕРИЕ

Цель:  донести до участников, что успешность общения зависит от степени откровенности и доверия.

Оборудование: фломастеры, клей, ножницы, маркеры, карандаши, бумага А-4.

Упражнение «Визитка»

Цель: содействовать лучшему знакомству участников

Участники расположены на стульях по кругу, имеют свободный доступ к канцелярским принадлежностям. Тренер предлагает каждому сделать графическое изображение визитки для своего соседа и представить визитку всей группе.

Обсуждение упражнения

Повторение правил работы в группе

Упражнение «Зрительный контакт»

Цель: установить откровенные отношения с участниками

Участники находят себе пару. Садятся один напротив другого. На протяжении 3 минут они должны быть вместе, но не общаться между собой. Им предлагается удерживать зрительный контакт.

Это может вызвать зрительное напряжение или желание смеяться. В таком случае делается несколько глубоких вдохов и выдохов. Участники должны запомнить все, что с ними происходит (мысли, представления, воспоминания, чувства)

Обсуждение упражнения

 - Для чего, по-вашему, мы делаем это упражнение?

 - Что вы ожидали?

 - Какие возникали трудности?

 - Что было самым интересным, самым важным?

 - Какой опыт вы приобрели во время этого упражнения?

Информационное сообщение

Чтобы у тебя развивались хорошие взаимоотношения с другим человеком, ты должен быть откровенным, и только тогда он сможет познать тебя. Но ты рискуешь, т.к. тебя могут оттолкнуть. Поэтому, чтобы стать откровенным, ты должен верить, что ответ другого не не ранит твоих чувств, что другой не будет пренебрегать тобой и не использует твои слабые стороны. То же самое можно сказать и о том, кто доверяется тебе. Доверие будет расти, если ты не будешь использовать слабые стороны собеседника, высмеивать и отталкивать его.

Если кто-то открывается тебе, а ты остаешься закрытым, то он не будет доверять тебе. Если ты в ответ на откровенность начинаешь усмехаться, «подкалывать» или читать мораль и осуждать, тогда и другой потеряет к тебе доверие. Теплое выражение твоего лица, приятная улыбка, доброжелательность в голосе, дружеское поведение помогут тебе получить доверие тех людей, которым ты сам хочешь довериться.

Упражнение «Ты обо мне еще не знаешь…»

Цель: дать возможность участникам откровенно пообщаться.

Работа проходит в парах. Личность А на протяжении 3 минут рассказывает о себе, используя такие предложения: «Ты обо мне не знаешь, что я…». Личность В слушает . через 3 минуты – смена ролей. Попытайтесь быть настолько откровенными, насколько можете. Рискуйте! А теперь на протяжении 5 минут оставайтесь в парах и задавайте вопросы друг другу, которые возникли в процессе выполнения упражнения. Можете использовать это время для свободного общения.

Обсуждение упражнения

Упражнение «Рисунок на двоих»

Цель: дать возможность участникам отследить свой тип поведения в конфликтной ситуации.

Каждая пара берет один лист бумаги и один маркер. Возьмите маркер вместе так, чтобы  оба участника держали его, и, не разговаривая, нарисуйте рисунок на свободную тему. После этого пары представляют свой рисунок.

Вопросы для обсуждения

 - почему вы нарисовали именно этот рисунок?

 - кто предложил?

 - кто что нарисовал?

 - каждый ли участник принимал участие в работе или кто-то чаще избегал рисования?

Информационное сообщение.

Как видите, вы вели себя в процессе рисования по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то старался угадать намерения другого и предложить свои идеи; а кто-то вообще пытался избежать этой работы и дал напарнику возможность рисовать рисунок  на свое усмотрение.

Почему это так? Выходит, в тех ситуациях, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт), можно вести себя по-разному, в зависимости от стиля поведения.

Упражнение «Замороженный»

Цель: дать возможность участникам размять мышцы и отдохнуть.

Тренер размещает участников на стульях по кругу, предлагает разделиться на пары. В каждой паре  один участник играет роль «замороженного», а другой – «реаниматора». По сигналу тренера «замороженный» замирает, а «реаниматор» на протяжении минуты должен оживить его, не дотрагиваясь до него и не употребляя слов. Можно действовать только с помощью движений, взгляда, мимики, рекомендуется пользоваться средствами веселой, смешной пантомимы. Критерий «размораживания» - смена выражения лица, улыбка, особенно ценно, если будет вызван смех «замороженного».

Обсуждение упражнения

ЗАНЯТИЕ 3

ОБЩЕНИЕ – ЭТО ПРОСТО

Цель – создание условий для обращения участников к своему опыту общения, повышение уровня социально-коммуникативной активности, развитие навыков эффективного общения.

Оборудование – фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, бумага А-3, А-4.

Упражнение «Чтоб говорить правду»

Цель – предоставить возможность участникам узнать больше друг о друге, создать трудоспособность в группе.

Участники расположены на стульях по кругу, по очереди сообщают о себе четыре утверждения. Три из них – правильные, одно – неправильное. Другие участники, которые слушают сообщение, записывают то утверждение, которое они считают ложным. После того, как все сообщения сделаны, участники сравнивают свои догадки.

Информационное сообщение.

Цель: подвести участников к пониманию, что такое общение.

А сейчас мы с вами  поговорим об общении. Общение – это процесс взаимодействия двух или более людей на основе передачи определенной информации друг другу.

Вспомните детей-маугли, которые воспитывались животными, соответственно, не умели, не научились говорить, общаться. Потребность в общении есть у всех людей, её неудовлетворение приводит к переживанию одиночества (например, Робинзон). Для того, чтоб общение было эффективным, необходимо не только уметь говорить, но и слушать. В общении важны мимика, жесты, поза. Общение включает в себя три стороны: коммуникативную – это обмен информацией, мыслями, чувствами между людьми; перцептивную – восприятие собеседниками друг друга во время общения, установление между ними взаимопонимания; интерактивную – оргпнизация взаимодействия между людьми, согласование совместных действий, распределение между ними функций и обязанностей, взаимовлияние собеседников.

Повторение правил работы в группе

Упражнение «Общение в разных позициях»

Цель: дать понять, что для общения важно отсутствие барьеров между собеседниками.

Участникам дается 6 минут для разговора на тему «Какие личностные черты важны для общения».

- Давайте сейчас повернемся друг к другу спиной и начнем беседу. Участники несколько минут общаются, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот; потом точно также, только лицом друг к другу, 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Обсуждение упражнения 

Упражнение «Танец с листочками»

Цель: создать позитивную атмосферу, содействовать дальнейшему взаимодействию участников.

Разбейтесь на пары. Возьмите листики бумаги, прижмитесь лбами друг к другу так, чтобы между ними был листик. По моей команде вы должны двигаться по комнате. Можно танцевать, даже бегать, но так, чтобы бумага не упала на пол.

Обсуждение упражнения 

Упражнение «Время общения»

Цель: научить участников приемам активного общения.

Участникам предлагается пообщаться между собой на протяжении 3 мин. Для этого они рассчитываются на 1-й – 2-й. объединяются в пары и на протяжении 3 мин. им необходимо пообщаться на заданную тему (например, «Мое будущее», «Мои страхи и переживания»). Участники должны общаться только в рамках заданной темы. Тренер наблюдает за тем, чтоб между собеседниками во время разговора не возникало пауз.

После окончания диалога участники объединяются в две подгруппы (группа первых номеров и группа вторых). Каждой из подгрупп дается задание обговорить и на листе формата А-4 написать «Сокровищница трудностей в общении».

Группы представляют свои «Сокровищницы трудностей в общении», называя трудности в общении, последствия, эмоции, которые возникают и возможность их избежания.

Вопросы для обсуждения

- Трудно ли общаться на заданную тему?

- Возникали ли у вас трудности во время общения?

- Какие эмоции у вас возникали во время выполнения задания?

- Узнали ли вы о чем-то новом, что пригодится вам в дальнейшем?

Упражнение «Атомы и молекулы»

Цель: снятие эмоционального напряжения, объединение участников группы.

Давайте сейчас подвигаемся как атомы. Вы знаете, что атомы двигаются в любом направлении и с любой скоростью (только не бегать).

По команде тренера все объединяются в «молекулы», в каждой из них столько атомов, сколько назвал ведущий. (Сначала объединить участников в пары, тройки, пятерки, для того, чтоб процесс разделения на группы был более спонтанным).

Обсуждение упражнения 

Упражнение «Самое искреннее пожелание»

Цель: создание позитивного эмоционального фона, закрепление дружеских взаимодействий между участниками.

Давайте попробуем пожелать что-то друг другу. Но мы должны высказать свое пожелание не при помощи слов, а при помощи жестов, мимики, движений.

Обсуждение упражнения и занятия.

ЗАНЯТИЕ 4

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЕКТИВА

 «Зеркало»

Цель: Сплочение коллектива подростков, формирование доверительных отношений.
Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре — «человек», второй — «зеркало». «Человек» начинает медленно и плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание.
Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче — «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?

«Постройтесь по росту»

 Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания. Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму — играющие должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту

«Счет до десяти»

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания
Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, но не просто так, а, соблюдая одно условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой — «два», третий — «три» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.

«Гомеостат»

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания. Гомеостат — это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз. Понаблюдав за играющими, тренер может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

«Встреча взглядами»

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания
Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант — указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры — разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.

ЗАНЯТИЕ 5

ЦЕННОСТИ И КАЧЕСТВА

Цель: выявление представлений участников о себе, осознание собственных преобладаний и недостатков в общении.

Упражнение «Имя»

Цель: содействовать осознанию участниками собственных ценностей, а также ценностей других людей.

Участники на листке бумаги большими буквами пишут свое имя. Потом тренер предлагает напитать на каждую букву имени положительную или негативную черту.

Обсуждение упражнения

Упражнение «Волшебная ярмарка»

Цель: содействовать осознанию участниками негативных и позитивных черт своего характера.

Тренер рассказывает участникам, что они на волшебной ярмарке, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 стикера. На первом стикере участники записывают черты характера, которые хотели бы продать, а на другом – черты, которые хотели бы приобрести. После зачитывания, клеят их на доску в хаотичном порядке. После этого каждый участник, не смотря, забирает 2 стикера.

Обсуждение упражнения

- Какие черты характера вы вытянули?

- Смогли бы вы принять эти черты?

- Хотели бы вы изменить в себе определенные черты характера?

Притча «Ценность времени»

Один бизнесмен накопил большой капитал, который составил 3 миллиона долларов. Он решил, что возьмет себе год отпуска, чтобы вдоволь отдохнуть. Но не успел он принять это решение, как его посетил Ангел Смерти. Бизнесмен очень испугался, решил как-то уговорить Ангела Смерти продать ему немного времени.

- Продай мне три недели, и я отдам тебе треть своего капитала, миллион долларов, - предложил бизнесмен.

Но Ангел Смерти отказал ему.

- Хорошо, оставь мне две недели моей жизни и я отдам тебе 2/3 своего капитала, это 2 миллиона долларов.

Ангел снова отказал.

- Хорошо, продай мне только один день, чтобы я смог насладиться красотой этой земли, обнять жену, детей, которых давно уже не видел… Я отдам тебе все, что имею, три миллиона долларов.

Ангел отказал.

Тогда мужчина спросил, может ли Ангел Смерти дать ему несколько минут, чтоб он смог написать прощальный лист? Ангел согласился. Мужчина написал: «Правильно используйте время, которое вам отведено для жизни. Я не смог купить даже часа за три миллиона долларов. Проверьте, все ли, что вас сейчас окружает, имеет ценность?»

Обсуждение притчи

Вывод. Каждому от рождения дается самый ценный дар – жизнь. Это самое дорогое, что есть у каждого человека. Но, как ни странно, люди очень легкомысленно относятся к этому. Не умеют беречь ее и наслаждаться ей.

Упражнение «Моя мечта»

Цель: осознание своей значимости, желание стать лучшим, более совершенным, обеспечение психологической разгрузки участников.

Все садятся в круг, закрывают глаза и представляют свою мечту, простирая руки вверх. На счет десять все раскрывают глаза

Обсуждение занятия

ЗАНЯТИЕ 6

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Цель: показать значимость толерантного поведения во время взаимодействия с другими, формировать навыки неоценивающего общения, бесконфликтного взаимодействия.

Оборудование: фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, бумага А-4, плакат с изображением цифры 6 (горизонтально).

Упражнение-игра «Плакат» Цель: осознание правоты своей точки зрения, умение находить компромисс.

Двое участников пытаются отстоять свою точку зрения.

 Комментарии к плакату

Представим диалог этих двух людей. Наверно он будет звучать примерно так:

- Это шесть

- Это девять

- Да нет же, это шестерка

- Какая это шестерка, когда это девятка

- Да это самая что ни на есть настоящая шестерка

- Ты что-то путаешь. Это настоящая девятка

- Ты что не в своем уме? Смотришь и не видишь?

- Да нет, это тебе нужно лечиться!

То есть, нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная, неумение снять свои «стереотипные очки» - самый короткий путь к непониманию, а часто к возникновению конфликтов.

Если вы хотите продуктивного общения, необходимо вести себя так, чтоб не обидеть партнера, уважать точку зрения другого и его личность, независимо от социального положения, национальности, индивидуальных особенностей и т.д. Такое общение называется толерантным.

Информационное сообщение «Толерантный человек»

Понятие толерантности впервые начали употреблять в 18 веке. В своем «Трактате о веротерпимости» выдающийся французский писатель и философ Вольтер писал: «Безумством является переубеждение, что все люди должны одинаково думать об определенных предметах».

Понимание толерантности не одинаковое в разных культурах, зависит от исторического опыта народов. У англичан толерантность понимают как готовность и  способность без протеста воспринимать другого человека, у французов –как свободу другого, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. У китайцев быть толерантным значит великодушно и чистосердечно относиться к другим. В арабском мире толерантность – это умение извинить, терпимость, сочувствие, а в персидском – это еще и способность к примирению.

В наше время толерантность понимают как уважение и определение равенства, отказ от доминирования и принудительности, признание права других на собственные мысли и взгляды. Т.о., толерантность – это принятие других такими, какими они являются, и взаимодействие с ними на основе согласия. Деление людей на толерантных и нетолерантных достаточно условное. Каждый человек в своей жизни осуществляет как толерантные, так и нетолерантные поступки. Но способность вести себя толерантно может стать личностной чертой, и соответственно, обеспечить успех в общении. Толерантные люди больше знают о своих недостатках и преимуществах. Они критически относятся к себе, не стремятся во всех неудачах обвинять других. Толерантный человек не делит мир на два цвета – черный и белый, не акцентируется на различии между «своими» и «чужими», готов выслушать и понять другие точки зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами – особенная черта толерантного человека. У того, кто способен на это, меньше выражена потребность доминировать и относиться к другим с высока. Толерантная личность знает и правильно оценивает себя. Её хорошее отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.

Упражнение «Спор»

Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.

Участники объединяются в 3 группы. Каждой дается листок бумаги формата А-4 и карточка с вариантом задания.

Составьте перечень слов и выражений, при помощи которых вы высказываете соглашение.

Составьте перечень слов и выражений, при помощи которых вы выражаете несогласие.

составьте перечень слов и выражений, при помощи которых вы высказываете оценку действий или поступков другого.

На выполнение упражнения дается 5 минут. После этого каждая группа по очереди демонстрирует результаты своей работы. После обсуждения тренер предлагает участникам подчеркнуть на плакатах те выражения, которые можно использовать при толерантном общении.

Упражнение «Фермер, дом, землетрясение»

Цель: активизировать внимание участников, дать возможность отдохнуть от интеллектуальной деятельности.

Тренер разделяет участников на тройки так, чтобы пара встала лицом друг к другу и соединяя руки над головой, образовала «крышу» дома. Третий участник становится посередине дома под «крышей», этот участник будет «фермером».

Участники внимательно слушают  и выполняют команды тренера:

По команде «дом» - двойки, которые образуют «дома», должны найти себе новых «фермеров», которые в это время неподвижно стоят на своих местах.

По команде «фермер» - на месте остаются «дома», а все «фермеры» должны найти себе новые «дома».

По команде «землетрясение» - каждый член тройки должен найти себе новых партнеров.

Упражнение повторяется несколько раз, команды звучат в случайном порядке.

Упражнение «Мух лучше ловить на мед»

Цель: показать, что подход с позиции силы не всегда самый эффективный способ общения и побуждения людей к смене поведения.

Тренер предлагает участникам разделиться на пары, стать лицом друг к другу, одному члену пары зажать руку в кулак и держать кулак перед напарником.

Задание для одного из каждой пары – как можно быстрее раскрыть кулак партнера. Через 10 с. тренер останавливает упражнение и констатирует, что большинство участников пытались принудить партнеров раскрыть ладонь силой, но чем больше силы они применяли, тем сильнее было сопротивление. Тренер спрашивает, применял ли кто-нибудь другой способ побудить партнера раскрыть ладонь, например, вежливо попросить. Как правило, кому-нибудь из участников пришло в голову использовать этот саамы простой способ.

После этого упражнения тренер инициирует обсуждение эффективности разных управленческих навыков, методов внедрения изменений, фокусируя внимание на полезности действий без принуждения, при условии уважения других, творческого содействия изменениям, открытости к нестандартным идеям.

Притча «Все зависит от тебя».

Когда-то давно в древнем Китае жил очень умный, но очень гордый Мандарин (знатный вельможа). Весь день его состоял из примерок богатой одежды и разговоров  с подчиненными о своем уме… Так проходили дни за днями, года за годами… И вот прошел по всей стране слух, что недалеко от границы появился мудрец, умнее всех в мире. Дошла весть и до нашего Мандарина. Очень разгневался он: кто может называть какого-то простолюдина самым умным человеком в мире?! Решил вельможа пригласить мудреца к себе во дворец , и обмануть его: «Я возьму в руки бабочку, спрячу её за спиной и спрошу, что у меня в руках – живое или мертвое? Если мудрец скажет, что живое – я раздавлю бабочку, а если скажет, что мертвое – выпущу её…». И вот наступил день встречи. В роскошном зале собралось много людей, всем хотелось послушать словесный поединок самых умных в мире людей. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода мудреца. И вот двери открылись, в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел к Мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Мандарин сказал: «Скажи-ка мне, что я держу в руках – живое или мертвое?». Мудрец чуть-чуть подумал и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!».Растерянный Мандарин выпустил бабочку из рук, и та полетела на волю, радостно трепеща своими яркими крыльями.

Таким образом, только от вас зависит, будет ли ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным или наоборот.

Обсуждение притчи и занятия

ЗАНЯТИЕ 7

ЧУВСТВА

Цель: продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения с целью создания дружеских взаимоотношений.

Оборудование: фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, бумага А-4.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Цель: настройка на сотрудничество, развитие самоконтроля эмоций.

По кругу каждый участник без слов показывает эмоцию (настроение, чувство), с которым он пришел на занятие.

Повторение правил работы в группе

Мини-лекция «Чувства в нашей жизни»

Эмоции сопровождают нас всю жизнь, они выражают наше отношение к себе, другим людям и окружающему миру. Однако очень часто мы можем видеть, что люди не умеют выражать свои чувства, считают их неуместными, пытаются спрятать. Понятно, что такого поведения они ожидают и от других.

В жизни мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда человеку, который находится под влиянием сильных эмоций, советуют не волноваться. Когда мы расстроены, нам говорят: «Прекрати, выше голову», «Держись», «Это не стоит твоих слез». Тому, кто страдает, говорят: «Не плачь. Подумай о чем-то приятном»; тому, кто сердится -  «Успокойся, не нужно злиться. Будь объективным»; тому, кто радуется: «Не говори «гоп».

Другой проблемой является то, что чем ближе для вас является человек (в прямом и переносном значении), тем сложнее говорить ему о своих чувствах. Кроме того, нам легче выражать те чувства, которые мы переживали в прошлом, уговаривать других к игнорированию, ущемлению и игнорированию своих эмоций. Чувства любви, благосклонности к другим людям, даже злости – все это является ценным опытом для человека.

В нашем обществе существует мысль, что чувства мешают преодолевать трудности, которые возникают во время общения. Считается, что чем более рационально, логически и объективно ведет себя другой человек, тем  лучше он умеет общаться. Наверное, именно поэтому существует стереотип, - ясно и четко высказывать свои мысли. Что касается чувств, то мы редко стремимся четко и ясно их выражать.

Когда кто-то не осознает своих чувств, не принимает или не умеет их выражать, он начинает вешать ярлыки или прибегает к обвинениям. Чем больше чувства касаются меня тут и сейчас, тем сложнее о них говорить. Другими словами, говорить о том, что Маша чувствовала когда-то к Пете, который отсутствует во время разговора, значительно легче, чем о том, что я чувствую в эту минуту к тебе. Человек, лишенный эмоций, был бы подобен роботу. Существует минимум четыре способа конструктивного вербального выражения чувств:

Называние или описание своих чувств: «Я эол», «Я взволнован», «У меня теплые чувства по отношению к тебе». Но очень часто не хватает слов для выражения своих чувств. Тогда можно воспользоваться другими способами.

Использование сравнений, метафор: «Чувствую себя как новорожденный», «У меня как будто крылья выросли», «У меня душа поет».

Использование фразеологизмов, крылатых выражений.

Описание действий, которые я хочу осуществить в связи с тем, что я переживаю: «Я так хочу прижаться к тебе», «Я б хотел подойти к тебе», «У меня возникло желание накричать на тебя».

Большинство людей не прислушиваются к своим чувствам и полностью не осознают их. Когда мы начинаем их описывать, то можем лучше их осознать. При этом следует помнить, что для конструктивного выражения своих переживаний лучше использовать фразы, которые начинались бы со слов: «Я…», «Мне...», «Мой…» и дальше описывать свои чувства в связи с ситуацией, которая переживается здесь и теперь. При этом следует помнить, что мы выражаем собственные чувства, а не оцениваем личность другого человека.  Поэтому для успешного общения следует избегать ярлыков и обвинений. Кто-то стыдится  высказывать свои позитивные чувства, кто-то испытывает трудности при высказывании их определенным людям (ровесникам, женщинам, авторитетным людям). Те, кто не привык выражать свои положительные чувства, часто мотивирует это тем, что человек, к которому они что-то чувствует, и так знает об этом или чувствует интуитивно.  Другим распространенным объяснением является мысль, что когда мы говорим о чувствах, они могут исчезнуть. Все это преувеличение: такие мысли мешают человеку самовыражаться. Чем чаще мы выражаем позитивные чувства, тем чаще их переживаем. Однако выражение позитивных чувств может стать  трудным обязательством, если мы их не переживаем.

Упражнение «Мне нравится твой…»

Цель: дать возможность участникам услышать и высказать позитивные отзывы друг от друга.

Участники образуют тесный круг. Каждый из участников должен сказать членам своей группы, которых он выберет, предложения об их внешности «(Имя), мне нравится твой, (твоя)…». После этого каждый участник должен сказать двум другим, которых он выберет, что в их поведении или чертах характера ему нравится.

Обсуждение упражнения

- Что ты чувствовал, когда говорил приятные вещи другим?

- Что ты чувствовал, когда  слышал приятные вещи о себе?

- Что было сделать легко, а что трудно?

Упражнение «Ты мне очень нужен»

Цель:  дать возможность участникам услышать и высказать чувства друг другу.

Участники остаются в тесном кругу. Каждый должен сказать двум выбранным членам группы предложение, в котором есть слова: «Ты мне очень нужен». Высказывание должно быть искренним. Во время выполнения упражнения участники должны смотреть в глаза друг другу.

Обсуждение упражнения

Трудно ли было высказываться?

Трудно ли было принять высказывание?

Какие возникали трудности?

Упражнение «Эмоции и чувства»

Цель: дать возможность участникам отдохнуть, размять мышцы, подвигаться, набраться оптимизма.

Сейчас мы поработаем в парах. Решите сами, кто начнет выполнять упражнение, он примет вид грустного, чем-то расстроенного человека. Попробуйте найти способ для того, чтоб войти в это состояние. Напарник должен, используя разные средства, изменить состояние «грустного» участники на позитивное, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физическому контакту. Когда вы справитесь с заданием, поменяйтесь ролями.

Во время обсуждения упражнения можно получить конкретный перечень средств, которые использовали участники, чтоб изменить состояние своего партнера, а также описание усилий «грустных» напарников для сохранения своего состояния.

ЗАНЯТИЕ 8

ПОДДЕРЖКА

Цель: донести до участников важность внимания, любви, благодарности, поддержки в общении.

Оборудование: фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, бумага А-4.

Упражнение «Встреча»

Цель: дать понять, как эмоции влияют на отношения между людьми.

Тренер предлагает каждому участнику выбрать себе пару и договориться, кто будет Х, а кто – У. Х должен стать возле одной стены комнаты, а У – возле противоположной. Они должны пройти через комнату несколько раз, здороваясь каждый раз при встрече. Первый раз – как давние знакомые, которые некоторое время не виделись; второй – в ситуации, когда Х должен У деньги; третий – когда У давно поссорился с Х; четвертый – когда оба не знают друг друга и Х – спешит, а У заблудился и не знает куда идти.

Упражнение нужно проводить быстро, спросить участников, что, по их мнению, влияет на установление отношений

Упражнение «Знаки внимания»

Цель: определить, насколько удовлетворяются потребности в знаках внимания.

Тренер предлагает ученикам:

Написать на листке бумаги важные для них объекты общения (например, одноклассники, друзья, учителя, воспитатели, родные).

Оценить каждый из перечисленных объектов знаком «+», «-» или «0».

«+» поставить напротив того, от кого получает достаточно знаков внимания; «-» - поставить тому, кто, на их взгляд, их недооценивает; «0» - напротив тех, от кого вообще не получает или почти не получает знаков внимания.

Ответить на вопросы

Что вы имеете ввиду, когда говорите, что вам не хватает внимания от окружающих?

Чего именно вам не хватает: поддержки ваших друзей, напоминаний, что вы лучше всех, позитивных оценок?

Упражнение «Невербальное выражение поддержки»

Цель: выражение симпатии при помощи жестов и мимики.

Симпатию, поддержку можно выразить не только словами, описывая свои чувства, а  также интонацией голоса, выражением лица, позой, жестами, зрительным контактом,  дотрагиванием, расстоянием в пространстве. Во время этого упражнения каждый участник может проверить, как его воспринимают другие. Один из членов группы по желанию должен стать в середину круга и закрыть глаза. Другие члены группы приближаются к нему и невербально выражают свои позитивные чувства. Они могут дотронуться, прильнуть, погладить и т.д. В центр круга может стать любой желающий.

Обсуждение упражнения

Упражнение «Все равно ты молодец!»

Цель: похвала и поддержка участниками друг друга.

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ словами: «Меня не любят за то, что…». Второй, выслушав, должен отреагировать такими словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Потом участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения и занятия.

ЗАНЯТИЕ 9

РАЗВИТИЕ ДОВЕРИЯ БЕЗ СЛОВ

Цель: развитие у членов группы доверия друг к другу.

Рисковать, делая себя уязвимым для другого человека, можно с помощью слов и без слов. Интересно, что в развитии доверия иногда физическая поддержка может также сильно действовать на развитие доверия, как и эмоциональная поддержка. Ваша группа, может быть, захочет попробовать выполнить некоторые из следующих упражнений без слов. Каждое из них связано с развитием доверия. Однако перед тем, как присиупить к упражнениям, внимательно познакомьтесь со следующими рекомендациями:

Никому с больной спиной или другими противопоказаниями не следует участвовать в упражнении, где есть опасность быть травмированным.

 Хотя эти невербальные упражнения могут использоваться как игровые, их следует использовать только для обучения. Это значит, что они должны использоваться с определенной целью, например,  больше узнать о развитии доверия.

Участвуйте в упражнениях лишь тогда, когда собираетесь вести себя как человек, заслуживающий доверия. Если вам нельзя доверить поддержать другого человека, не участвуйте в упражнении, где вы ответственны за то, чтобы физически поддержать его. Следует следить за тем, чтобы никто из участников упражнения не подвергся травме.

Нельзя давить на членов группы, чтобы они участвовали в упражнении. Упражнение должно быть только добровольным. Однако, если вам не хочется участвовать, возможно, интересно понять, почему это так. Из анализа вы можете узнать что-то о себе и своих отношениях с другими членами группы. Отсутствие доверия к группе и другим людям может обусловить отказ от участия. Однако жажда испытать приключения и повеселиться может заставить добровольно участвовать в упражнении, хотя вы и не доверяете группе или ее членам.

Упражнение «Круг доверия»

Члены группы образуют тесный круг. Доброволец или кто-то, желающий приобрести большое доверие к группе стоит в центре круга. Он закрывает глаза, а члены группы, образующие круг, «передают» его один другому по очереди или через несколько человек с помощью легких прикосновений к его плечам. В это время доброволец не должен выходить из центра круга. После того, как «передача» по кругу, в которой участвуют все желающие, длится некоторое время, всем предлагаются следующие вопросы:

Как вы чувствовали себя внутри круга? Каковы были ваши переживания и мысли?

Как чувствовали себя те, кто «передавал» добровольца по кругу? О чем вы думали, что чувствовали? Чувствовали ли вы себя по-разному, соприкасаясь с разными людьми в центре круга? Вела ли себя группа по-разному с различными людьми?

Некоторые группы очень бережно передают человека от одного к другому. Другие группы делают это агрессивно, как бы бросают его. Как вы себя вели? О чем это говорит?

Упражнение «Прогулка доверия»

Каждый член группы подыскивает себе пару. Один становится поводырем, другой – слепым. Поводырь должен вести  слепого (с закрытыми глазами) по комнате. Поводырь ведет слепого, взяв его за руки и поправляя сбоку, или сзади, проводит его по комнате как можно более используя возможности всех видов чувств, кроме зрения. Это может быть касание стены, нахождение стула, встреча с каким-либо человеком – касание его лица, волос. Все это представляет большой интерес. После 10-15 игровых минут игроки меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Как вы чувствовали себя, будучи «слепым»?

Каковы ваши самые лучшие впечатления в этом состоянии, связанные с поводырем?

Что вы узнали о поводыре?

Что вы узнали о «слепом»?

Как вы чувствовали себя, будучи поводырем?

Сейчас что вы чувствуете по отношению друг к другу?

Упражнение «Падать доверяя»

Партнеры стоят друг за другом. Первый падает, подняв руки, назад, второй подхватывает его. Поменяйтесь ролями.

Обсуждение упражнения

Как вы себя чувствовали, когда падали? Было ли у вас сомнение в том., что партнер на самом деле подхватит вас?

Как вы себя чувствовали, когда ловили партнера? Сомневались ли вы в том, сто сможете его подхватить?

Как повлияло на доверие то, что вы ловили партнера.

Обсуждение занятия

ЗАНЯТИ 10

ПУТЬ К УСПЕХУ

Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях.

Упражнение «Настроение»

Цель: создание позитивного эмоционального настроения.

Тренер сообщает участникам, что сегодня проходит последнее занятие. И поэтому необходимо, чтоб каждый из участников рассказал о своем настроении, о том, как оно изменилось (либо не изменилось) на протяжении работы в группе.

Упражнение «Живая анкета»

Цель: подвести итоги работы.

Участники по кругу дают устные ответы на вопросы анкеты:

Что в тренинге тебе понравилось больше всего?

Что нового ты узнал (а) о себе или о других?

С каким настроением ты зак5анчиваешь занятие?

 

 

Республиканское учебное заведение

«Феодосийский детский дом

Министерства образования и науки Автономной Республики Крым»

Коррекционно-развивающая программа общения для подростков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класcа

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное НЯРС, специального (коррекционного) учреждения VII вида...

Курс коррекционно - развивающих занятий «Растем вверх!» (самооценка подростков)

Коррекционно- развивающий курс занятий  направлен на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирова...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

коррекционно - развивающее занятие "Секреты общения"

Коррекционно - развивающее занятие по развитию навыков межличностоного общения....

Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для подростков с трудностями в обучениии

Целью данных коррекционно-развивающих упражнений является оказание информационной помощи педагогам по организации во время урока. Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...