От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_pedsovetu_po_sotvorchestvu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
(материал к педагогическому совету в МАОУ Гимназия №1 г. Брянск, посвященному концепции сотворческой педагогики)
Перед тем, как провести теоретический экскурс в тему педсовета, хотелось бы выразить несколько общих впечатлений о подготовке материала. Вспомнилась легенда о пеликане, символе Учительства и педагогического мастерства, птице, способной на самопожертвование во имя роста и развития своих птенцов-воспитанников. А затем, как ассоциативный ряд – песня, ставшая вторым гимном гимназии «Мы птенцы гимназии родной». Песня, написанная учеником-гимназистом, воодушевленным своими педагогами. Разве это не пример высшего проявления сотворческого взаимодействия учителей и учеников? А те стихи, которые напечатаны в книге «Воплощение мечты» о нашей гимназии – стихи, рожденные благодаря сотворчеству учеников и учителей. Творческие проекты, исследовательские работы в различных научных и творческих конкурсах… Фольклорный ансамбль, занимающий призовые места в самых престижных Всероссийских конкурсах. Разве это не пример заражения творческим учителем своих учеников? Таких примеров можно приводить очень много. Именно поэтому я хочу начать с того, что в гимназии работает много творческих педагогов, способных привить любовь к своему предмету, а иногда – и к своему делу. Ежегодно педагогический коллектив пополняется бывшими учениками-гимназистами, а теперь – молодыми педагогами.
В начале своего теоретического экскурса в данную проблему позволю себе привести одну цитату из современной научной литературы.
«Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов является совместная дискуссионно-эвристическая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско-творческий характер (Сократ, Л. Толстой, Н. Винер, Ш. Амонашвили). В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества»
Давайте теперь остановимся более подробно на основных положениях, которые включает в себя данное высказывание.
Итак, эффективность педагогического процесса зависит от выбираемого педагогическим сообществом подхода. Какие же существуют основные (исторически сложившиеся) подходы в педагогике? Если сжать их до нескольких ступеней, то таких ступеней окажется четыре.
1. Традиционный подход с его классно-урочной системой и монологической речью педагога на уроке зародился еще Я.А. Коменским более трех веков тому назад. Этот подход называется репродуктивно-нормирующей педагогикой (или авторитарной педагогикой)
Педагог (взрослый) представляет из себя так называемый «ретранслятор» знаний, а ученик - «приёмник» передаваемой информации, сосуд, который (по мнению учителя) нужно наполнить знаниями. Причем наполнение идет довольно монологично и отстраненно (относительно ученика).
Ребенок подспудно осмысляется педагогом как главное препятствие, возмущающее обстоятельство, мешающее эффективному построению профессионально-педагогической деятельности.
2. Следующий этап (или шаг) в развитии психолого-педагогической мысли -
продуктивно-манипулятивная педагогика (педагогика формирования).
При этом педагог (взрослый) воспринимает ученика (ребенка) уже не столько как "сосуд", который ему нужно заполнить, сколько как объект для технико-педагогических манипуляций. Педагог осуществляет формирование, т.е. трансформирование и доращивание имеющегося частичного опыта ребенка.
3. Третья ступенька - инновационно-развивающая педагогика (педагогика сотрудничества)
Педагогика сотрудничества - это первая общедемократическая и гуманистическая категория новой педагогики, наиболее близкая к педагогике сотворчества. Это перевод педагогики из традиционной плоскости вертикального авторитарного воздействия учителя на ученика к их горизонтальному взаимодействию, к их совместному труду (т.е. и ученик, и учитель начинают выступать как субъекты деятельности). При этом учитель начинает пользоваться обратной связью, воспринимая ученика как личность.
В ходе сотрудничества педагога и ребенка происходит совместное "переоткрытие" достижений науки и культуры, что диктует необходимость постоянных инновационных усилий в области организации процесса учения, поиска новых форм и средств его реализации.
4. И, наконец, высший этап - педагогика сотворчества, которая предполагает шаг от труда (слово «сотрудничество») к творчеству (слово «сотворчество»), от совместного труда педагога и ребенка к их совместному творчеству.
Напомню, что под творчеством в данном случае понимается процесс созидания, процесс исследований и открытий, т.е. это верхний уровень труда.
Соответственно, сотворчество в педагогике - совместный процесс созидания учителя и ученика, их Со-творение. В качестве продуктов сотворчества могут выступать проекты (научные, социальные, в области искусства), исследовательские, научно-практические и творческие работы (как в области науки, так и музыкального искусства, художественной деятельности, спорта и пр.)
И одновременно это - процесс пробуждения и формирования творческих
начал и в педагоге, и в ребенке. В этом плане сотворчество, действительно, высшая образовательная цель и высшая образовательная ценность, а педагогика сотворчества - новый, высший интеллектуальный и духовный уровень педагогического действия.
Нельзя не отметить, что особое значение приобретает гражданская, гуманистическая грань педагогики сотворчества, т.е. сотворение Человека – Личности, Человека – Гражданина, Человека-Творца, способного к активной жизненной позиции, к самостоятельным решениям и той мере ответственности, которая лежит за выбором. Педагогике сотворчества так же, как и педагогике сотрудничества соответствует горизонтальное взаимодействие, где учитель и ученик выступают не просто как субъекты деятельности, а как две взаимодействующих личности.
Что же еще отличает идеологию, а соответственно, и школу сотворчества от традиционной школы?
Следует напомнить, что Выготский еще в 30-х годах 20-го века ввел ключевые для педагогики и психологии развития понятия, которые по-прежнему остаются незыблемыми и актуальными. Одно из понятий - «зона ближайшего развития». Не лишним будет вспомнить главный принцип педагогической и возрастной психологии о том, что «обучение ведет за собой развитие», а не наоборот. И второе понятие - «переживание», от слова «пережить» (а не хотение или желание). По большому счету, переживание ложится в основу педагогики сотворчества как проживание, проживание опыта, пропускание через себя, через собственное осознание. И это в свою очередь приводит к тому, что ценностный эффект образования становится очень значимым. При этом известный нам профессор психологии Степанов отмечает, что в педагогике сотворчества четко различаются два вида сопереживания: одно - сострадание, а другое - сорадование. Сострадание другому в горе или когда ему плохо вполне естественно для нашей культуры. Психологи провели эксперимент по поводу того, как дети в игровой совместной деятельности умеют сочувствовать друг другу. Оказалось, что они достаточно далеко могут зайти в сопереживании проигравшему, его несчастью, но картина категорически меняется, когда речь идет о разделении радости победившего. Феномен сорадования у девочек, как правило, пропадает в возрасте 6-7, а у мальчиков – 8-9 лет. Один известный поэт об этом сказал так – сопереживать могут и люди, а сорадуются только ангелы.
Так вот когда мы говорим об идеологии сотворчества, то не можем представить себе образовательное пространство без таких явлений, как сопереживание и сорадование. В основе психолого-педагогической концепции сотворчества лежит образовательный мир, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ. Именно - дружественный, в котором царят забота и внимание к каждому ученику, к личности ребенка, его индивидуальным особенностям, где раскрываются индивидуальности в каждом воспитаннике, где задействуется максимально весь потенциал ребенка, его интеллектуальная и эмоциональная сферы личности. Одной из главных целей учителя, идущего по пути педагогики сотрудничества, является осознание приоритета главной миссии – вовлечение как можно большего числа детей в сотворческий процесс (на уроке и вне его), не смотря на их разные способности, тип темперамента и пр. особенности. Педагогика сотворчества предполагает создание таких условий (не только учебных, но в первую очередь воспитательных), при которых каждому ребенку захотелось бы принимать участие в сотворческой деятельности, проявлять себя, расти и развиваться. В этой связи следует максимально убрать соревновательность и исключить сравнение детей между собой. Возможно сравнивать лишь достижения или недостатки ребенка с его собственными. Итак, сотворчество включает в себя личностый подход, развивающее обучение, эмоциональное переживание и психологический и коммуникативный компоненты. На коммуникативной сфере можно было бы остановиться подробно. Но я хочу подчеркнуть главное. Это искренность в общении и живой, неподдельный интерес к личности каждого ребенка, переступающего порог школы.
Что же касается психологического компонента, то здесь речь идет о психологическом симбиозе и сравнивают его с примером из анатомии. Когда ребенок появляется на свет, он не разделим с матерью, фактически это неразделимая диада – почти единое существо, живущее в СОпричастности и СОлюбви (т.е. взаимной и неразделимой любви). Ребенок находится не только на анатомической, но и на психологической пуповине в пространстве матери. Ученые, разрабатывающие парадигму педагогики сотворчества, отмечают, что психологический симбиоз учителя и учеников, подобный симбиозу матери и ребенка – и есть как раз та образовательная политика, которая является наиболее правильной при построении нового образовательного пространства. Учитель, способный на сопереживание, уважение к человеческому достоинству каждого ученика, умеющий создать благоприятный психологический климат на уроке или в коллективе воспитанников, способный на содружество, взаимодействие - реализует идею психологического симбиоза, являющегося главным кирпичиком в фундаменте при построении сотворческого бытия. Все без исключения ученые, изучающие проблему сотворчества как высшего этапа развития педагогики, отмечают следующее. Чтобы сотворчество состоялось, учителю следует любить свое дело – Учительство, постоянно самосовершенствоваться в области предмета и воспитания, не превращаться в урокодателя, спешащего после звонка закрыть дверь и сдать ключ, убегая домой. И, разумеется, иметь в душе творческих огонь, которым он может поделиться с учениками.
Именно любовь к детям, как не банально это звучит, рассматривается как высшее проявление сотворчества. В любви, как писал известный публицист Евгений Богат, нельзя понять кто объект, а кто субъект. Поэзия сотворчества – это поэзия любви в буквальном смысле слова, которая полностью перестраивает образовательную реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.
КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....
Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС
Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А " класса СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества -это наука о воспитании человека. Раньше ее трактовали как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о в...
Актуальность темы педагогика сотрудничества
Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно ...
Опыт работы по теме самообразования" Педагогика сотрудничества
Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять с...
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...