Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС
статья (5 класс) по теме
Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А " класса СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС".
В этом выступлении рассказывается о том, как формировался 5 класс, какие были трудности на начальном этапе работы, как учитель планировал внеклассную работу с учениками, какие результаты были в конце учебного года ,и на что он обратил внимание при планировании внеклассной работы в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_klassnym_rukovoditelem_v_pyatom_klasse.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. слайд
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.
2. слайд
С 2010 года я являюсь классным руководителем 6 «А» класса. В состав класса вошли обучающиеся из разных классов. Смена коллектива для многих была психологической травмой. Кто – то после первого для обучения пожелал перейти в другой класс, а кто – то перешел в наш класс. Да и родители были очень насторожены по поводу классного руководителя. Кто она, что собой представляет? Одним словом коллектива единого не было.
Главной целью моей работы на этом этапе стало создание дружного, работоспособного коллектива учеников и родителей.
В беседах с классными руководителями: Еленой Владимировной, Валентиной Вильямовной, Галиной Касимовной, я попыталась узнать как можно больше о своих учениках. В этом мне помогли так же подробные характеристики, написанные ими в конце 4 класса.
3. слайд
Проанализировав информацию о классе и использовав методику "Какой у нас коллектив" (автор А.Н. Лутошкин) я сделала определенные выводы. Свой класс я увидела вот таким. (по книге А. Н. Лутошкинуа «Как вести за собой?»)
4. слайд
На начальном этапе класс я сравнила с «Песчаной россыпью». Сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Вот так было и в нашем классе. Каждый ученик как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно.
5. слайд
Нет того, чтобы «сцепляло» бы, соединяло ребят. Нет общих интересов, общих дел.
6. слайд
Следующий этап моей работы по созданию классного коллектива я представила в виде «Мягкой глины».
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В конечном итоге этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Скрепляющим звеном здесь еще являются нормальная дисциплина и требования учителей.
7. слайд
Отношения между учениками были разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Были в классе замкнутые приятельские группировки, которые мало общались друг с другом, нередко ссорились.
8. слайд
Эту работу по планированию я назвала «Мерцающий маяк». В штормовом море и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать».
Перед собой я поставила следующие цели и задачи.
На этом этапе я приступила к планированию воспитательной работы совместно с классным коллективом. Я предложила все предполагаемые внеклассные дела и предложила определить самые важные и значимые для жизни класса дела. Такая работа совместно с классом помогла мне многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.
9. слайд
Программа развития и воспитания в классе реализуется в 3 этапа:
- I этап – диагностико - проектный (2010-2011 гг.)
- II этап – содержательно - деятельностный (2011-2012 гг, 2012-2013 гг.)
- III этап – рефлексивный (2013 -2014 гг.)
10. слайд
Тематика классных часов:
- «У воспитанных ребят все дела идут на лад!».
- Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить!».
- «Волшебные дары осени».
- «Веселый интеллектуал».
- «Ученье с увлеченьем».
- «Как можно изменить себя».
- «Как мы говорим друг с другом?»
- «Твое здоровье в твоих руках».
10.-15. слайды
Но хотела бы заметить, что маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «я здесь, я готов прийти на помощь». В коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В классе есть на кого опереться. Есть те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
16. слайд
В плане воспитательной работы есть раздел Государственная символика России». Ознакомление учеников с символами своего государства – гербом, гимном, флагом, историей их возникновения является элементом воспитания в духе здорового патриотизма.
Тема 1. Государственный герб
- Государственный герб России
- Знаки и эмблемы на Руси
- Государь или Святой Георгий?
- Двухглавый орел
- Российский герб в XVI-XVII вв.
Тема 2. Знамена России
- Современный флаг России
- История знамен.
- Появление национального флага. Знамена Петра I
- Флаги советской эпохи
Тема 3.Государственный гимн
- Гимны Древней Руси
- Официальные гимны Российской империи
17. Слайд урока «Урок России».
К концу учебного года класс заметно стал выделяется среди других классов своей индивидуальностью. Однако ребятам еще бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых учеников класса. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел в классе. Я вижу проявление активности всплескам, да и то не у всех.
18.слайд
Родительские собрания
Первая часть школьной жизни уже позади. Он повзрослел. Родители ждут новых успехов взлетов. Но увы, это не происходит. Более того, что они с ужасом замечают, что их ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые пол года назад делал «на счет раз», постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневники появились первые замечания и двойки.
Всему виной адаптационный период. Это период внутренних конфликтов с самим собой. Чтобы помочь родителям успешно решить проблемы, мною были проведены следующие родительские собрания.
26. слайд
Вот так мы благополучно закончили 5 класс.
27. слайд
Начало учебного года 6 класс мы начали вот так!
В 6 классе состояние нашего класса можно изобразить так: «Алые паруса». Это символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности. Сегодня в классе действует принцип «один за всех, и все за одного». Дружеское участи и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У ребят проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в 6 «Б». Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бываю моменты, когда он не готов бороться. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение исправляется.
Чтобы продолжить работу «Классного городка» как форму ученического самоуправления, я обратилась к классификации различных типов «лидеров и «аутсайдеров».
Типы Лидеров:
- «Лидер по неволе»
- «Правая рука»
- «Поборник справедливости»
- «Террорист»
- «Частичный лидер»
- «Несбывшиеся лидеры»
- «Фаворит»
- «Пример для класса»
- «Пижон»
- «Шестерка»
- «Принцесса»
- «Силач»
- «Большинство»
- «Камчатка»
Типы Аутсайдеров:
- «Жиртрест»
- «Недоумок»
- «Девчонка»
- «Прихлебатель»
- «Клоун»
- «Псих»
Проанализировав работу прошедшего учебного года, я и ребята внесли корректировки во внеклассную работу класса. Ребята уже хорошо знали друг друга, знали, кто на что способен, и кому какое поручение можно доверить.
Составляя план воспитательной работы на этот год, я обратила внимание на то, что в повседневной школьной практике основной упор все еще делается на интеллектуальную сферу познания. Между тем, нередки случаи, когда ученики о многом знают и все могут верно объяснить, а их поведение оказывается совсем не таким правильным, поступки и реальные действия – не такими нравственными, как знания и представления, ибо последние не прочувствованы, не окрашены личностным эмоциональным отношением. Я думаю, что единство умственного и эмоционального даст должный эффект, если на нем построена вся организация жизни и деятельности детского коллектива, если отношения педагогов и учащихся эмоционально насыщены, если их жизнь гармонирует с представлениями о нравственности, соответствует общечеловеческим ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.
Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...
Приёмы развития творческого мышления на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Сообщение по теме...
«Технология самооценки и самокоррекции учащихся - как средство активизации их познавательной деятельности, в условиях введения ФГОС»
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образователь...
Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культурой в условиях введения ФГОС.
Порывы, воля, а также желания присущи даже новорожденным детям, между тем как и рассудительность и ум, естественно, появляются у них только с возрастом. Поэтому и забота о теле должна предшествовать з...
Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....
Развитие устной речи обучающихся через сюжетно - ролевые игры в условиях введения ФГОС НОО
система обучения английскому языку, основанная на развитии устной речи через коммуникативную деятельность. Примеры сюжетно-ролевых игр...