Формирование культуры мышления на уроках математики.
статья на тему

Современным детям, каждые десять минут достающим из кармана сотовый телефон со встроенным калькулятором, трудно представить себе, что около четырех тысяч лет назад цари Ура и Ассирии слагали гимны о своих успехах в арифметике. Царь был примером для народа, и в школах того времени пользовались текстами про то, что он «превосходно вычитает и складывает, владеет счетом и составляет счета» или «умеет находить обратные величины и произведения, которых нет в таблицах». А Древнеегипетская практическая школьная задача очень напоминает задание из сборника ЕГЭ: «Надо построить пандус длиной 730 и шириной 55 локтей, в нем должно быть 120 секций из дерева и камыша, высота в верхней точке – 60 локтей, в середине – 30, с уклоном в 15 и с основанием в 5 локтей. Сколько потребуется кирпичей?» (1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры мышления на уроках математики.

В Древнем Египте и Месопотамии изучение арифметики начиналось на раннем этапе обучения детей, одновременно с чтением и письмом, и она считалась одним из трудных предметов.

Современным детям, каждые десять минут достающим из кармана сотовый телефон со встроенным калькулятором, трудно представить себе, что около четырех тысяч лет назад цари Ура и Ассирии слагали гимны о своих успехах в арифметике. Царь был примером для народа, и в школах того времени пользовались текстами про то, что он «превосходно вычитает и складывает, владеет счетом и составляет счета» или «умеет находить обратные величины и произведения, которых нет в таблицах». А Древнеегипетская практическая школьная задача очень напоминает задание из сборника ЕГЭ: «Надо построить пандус длиной 730 и шириной 55 локтей, в нем должно быть 120 секций из дерева и камыша, высота в верхней точке – 60 локтей, в середине – 30, с уклоном в 15 и с основанием в 5 локтей. Сколько потребуется кирпичей?» (1).

Но напрасно мы будем искать в древних источниках упоминания об ученом-«математике» в нашем понимании. Ни в одном из древних языков Египта и Месопотамии нет слова «математик». В Египте его функции выполняют жрецы и писцы. В Китае – придворные звездочеты. В Индии – джотирвид, «знатоки звезд».

В Древней Индии математика подчинялась правилам и стилистическим формам санскрита, а также канонам стихосложения, поскольку большинство научных текстов было написано в стихах. Алгебраические решения осуществлялись на основе геометрических построений. Считалось, что количественное доказательство необходимо тем, кто не понимает доказательства пространственного. Таким образом, в индийской математике размышление означало наглядный показ интуитивного решения.

В восьмом веке арабские ученые, исследовавшие в Индии математические тексты на санскрите, сделали два важных открытия, с которыми они в дальнейшем ознакомили западный мир. Это – позиционная нотация чисел, использующая десятичную систему счисления, включающую концепцию нуля, а также тригонометрия, оперирующая понятием синуса. Очевидно, что без этих знаний не было бы современной математики или она была бы в совершенно ином виде.

Известно, какую огромную роль сыграли древнегреческие ученые в развитии математики на Западе. На это указывают сами слова «математика», «математик» и их эквиваленты во многих европейских языках, пришедшие из греческого, от глагола «знать», «изучать». Первоначально слово «mathema» означало «то, чему обучают», то есть все виды знаний, и только позже приобрело более узкое значение, которое имеет и по сей день.

Удивительно, что в классических трудах Евклида, Архимеда или Аполлония Пергского нет никаких задач: практическое применение математики их не интересовало. В изложении Евклидовой теории чисел нет даже числовых примеров. Математика разделилась на чистую и прикладную.

Платон, признавая подготовительную роль математики, придавал ей огромное значение, считая ее прелюдией к изучению философии (идеализма), а также методом отбора. Это было частью его проекта политической реформы (1).

Дело в том, что занятия математикой это, прежде всего, формирование культуры мышления, это наилучшее упражнение для приобретения культуры мыслительной деятельности. Как и поведение, мыслительная деятельность может быть ясной или безалаберной, культурной или бескультурной. И она, как часть общечеловеческой культуры, не может существовать отдельно от нее. Приемы мыслительной деятельности, отрабатываемые с помощью математических упражнений, являются основой для правильных размышлений по любому поводу. Ребенок вырастет, забудутся примеры, задачи и решения, но качества, приобретенные во время занятий математикой, останутся с ним навсегда. Это наблюдательность, терпение, умение концентрироваться, умение вообразить, объяснить, доказать и пр.

Сегодня растет число детей, которым трудно дается математика – заучивание чего-то бессмысленного в их понимании (для них это могут быть и правила и таблица умножения). В этом виноваты наследственность, родовые травмы,  информационные перегрузки, неправильное питание и множество других факторов нашей ускоряющейся жизни. Эти дети, понимая свое несоответствие стандартам нашего образования, пытаются заменить логическое знание интуитивным, и иногда у них это неплохо получается.

Перед современными детьми открываются два мотива, два пути. Первый путь: можно учиться исключительно ради выгод (ради оценок, ради ЕГЭ, ради материального благополучия, ради возможности возвыситься над прочими).  Это не требует никакой культуры. Второй путь: учиться ради интереса, ради желания стать лучше, ради ответа на вопрос о смысле собственной жизни. И здесь без культуры мышления не обойтись никак, иначе выводы будут ошибочными, а улучшение себя будет выражаться в самолюбовании и гордыне (2).

В одной из легенд о Пифагоре Самосском сказано, что он первым построил букву Y по примеру человеческой жизни. Ее нижняя черточка обозначает ранний возраст, не определившийся и еще не предавшийся ни добродетелям, ни порокам; с отрочества над ним начинается развилка, и правый путь труден, но устремлен к блаженной жизни, левый – легче, но уводит к падению и гибели (3).

И вот здесь на развилке мы, учителя, и видим этих ребят, которые выбирают свой путь. Пытаемся убеждать родителей, объяснять им вредное влияние на мышление ребенка не только сигарет и алкоголя, но и бесконтрольного просмотра безумных фильмов, компьютерных игр. Наше (педагогов) и родительское исполненное любовью, строгое и одновременно терпеливое и доброжелательное общение с детьми является необходимой частью их защиты от многочисленных неблагоприятных внешних воздействий и очень важно для их полноценного развития. Его можно организовать на уроках-играх, уроках–дискуссиях, уроках-перевоплощениях и во внеурочное время. Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка. Это реализация  интереса подростков к импровизациям и перевоплощениям.

Литература:

  1. Курьер ЮНЕСКО, январь 1990 (43). Волшебный мир математики. – М.: Прогресс, 1990. – 50 с. – 11.
  2. Виноград. Православный педагогический журнал, сентябрь-октябрь 2009, №5(31). Математика. Как заинтересовать ребенка? – СПб: Премиум Пресс, 2009. – 112 с. – 69.
  3. Таранов П.С. Золотая философия. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с. – 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении математике при формировании культуры мышления старшеклассников.

Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видитсам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно А.Н. Колмо...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной теме будут рассмотрены следующие вопросы: понятия творчества, мышления, творческого мышления; охарактеризованы основные виды мышления, без развития которых невозможно формирование творческого...

Формирование логического мышления на уроках математики.

О формировании логического мышления  учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....

Особенности формирования творческого математического мышления на уроках математики

В работе рассмотрены особенности формирования творческого математического мышления на уроках математики...

Формирование креативного мышления на уроках математики

Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или пр...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...

Формирование инженерного мышления на уроках математики

Современный  ли мир  ли ставит  ли перед  ли образованием ли нели   простые  лизадачи:  ли...