Материалы круглого стола "Пути совершенствования современного урока" (05.12.2012г.).
учебно-методическое пособие по теме

Змановская Юлия Николаевна

     Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. И потому в современной школе процесс обучения и организационная методика урока должны быть построена так, чтобы вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний; чтобы развивать компетенции, позволяющие учащимся самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.       

     «Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок».

     Каковы  основные пути совершенствования современного урока?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puti_sovershenstvovaniya_sovremennogo_uroka.ppt295.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути совершенствования современного урока Змановская Юлия Николаевна, п. Горноправдинск

Слайд 2

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Поэтому процесс обучения и методика урока должны быть построены так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному их применению на практике.

Слайд 3

Классно-урочная система Урок ; домашняя учебная работа (самоподготовка); экскурсии; практические занятия и семинарская практика; семинарские занятия; внеклассная учебная работа; факультативные занятия консультации; зачеты; экзамены.

Слайд 4

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Задача учителя – мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей на уроке. Необходимо : планировать каждый урок (короткие пути к цели), наметить структуру, методику и средства обучения.

Слайд 5

2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. 1) Наглядность, ТСО, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература (на перемене). 2) Интересное задание (работа с первой минуты). 3) Фронтальная ускоренная проверка: тесты, перфокарты, программирование т т.д. (вместо домашнего задания).

Слайд 6

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. 1) Методы и приемы проблемного обучения. 2) Создание на уроке проблемных ситуаций. 3) Самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками, энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами и т.д.

Слайд 7

Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Для достижения целей урока - оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения.

Слайд 8

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. 1) Интенсивность учебного труда многообразие учебно-познавательных действий и операций на уроке. 2) Основное освоение знаний - на уроке . 3) Нет заучивания дома. 4) Вместо заучивания - осмысление, закрепление, выполнение творческого задания, вызывающего интерес.

Слайд 9

Степень интенсивности учебного труда мастерство учителя; необходимое оборудование производительность использования каждой минуты урока правильное чередование труда и отдыха подготовка учащихся ; организованность классного коллектива

Слайд 10

6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. 1) Новый материал задачи и опорные вопросы для усвоения: представления, понятия, законы, формулы, числовые данные и т.д. 2) Цель внутрипредметных знаний – достижение обобщения и систематизации широкого круга знаний. 3) Цель межпредметных знаний – усвоение системы знаний об объектах, изучаемых разными дисциплинами.

Слайд 11

7. Совершенствование типологии и структуры урока уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); уроки комплексного применения знаний; уроки обобщения и систематизации; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Слайд 12

Виды урока: урок-лекция - анализ ситуаций урок-беседа - устный опрос киноурок - письменный опрос; урок теоретических или самостоятельных практических работ (исследовательского типа) - контрольная работа; зачет; урок – концерт; урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) - урок – суд; смотр знаний; урок – дискуссия; урок лабораторных работ - урок – аукцион; урок практических работ - урок – конкурс; урок-экскурсия - урок – спектакль; урок-семинар - урок – брифинг дидактическая игра

Слайд 13

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-путешествие; урок-спектакль; круглый стол или конференция; исполнение сказочного сюжета; урок-состязание; смотр знаний; пресс-конференция; урок фантазирования; урок взаимообучения; урок-игра; урок открытых мыслей; деловая игра; урок-восхождение; урок-зачет; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН;

Слайд 14

мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; математический хоккей; лекция-провокация; лекция-диалог лекция-конференция.

Слайд 15

Общие требования: Воспитательные: в оспитывать моральные качества; формировать эстетические вкусы; обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями; формировать активное отношение к жизни.

Слайд 16

Дидактические: обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач; реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях;

Слайд 17

осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи влияет на ход учебного процесса, корригирует его; анализировать пробелы в знаниях, их причины и находить пути их устранения; приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд 18

Психологические: контролировать точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования (воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности); отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Слайд 19

Гигиенические : соблюдать температурный режим в классе, надлежащие нормы освещения; избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ (перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств).

Слайд 20

Основополагающее требование к современному учителю – владение современными педагогическими технологиями. Педагогическая технология – научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности, в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Слайд 21

Педагогическая технология должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога - направить воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия

Слайд 22

Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром; характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям; взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Слайд 23

Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся - нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения , что на практике в системе «учитель- ученик» встречается не так часто.

Слайд 24

Формирование ребенка как субъекта происходит при положительных: педагогическом общении - направленности на «открытие ученика в общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности; педагогической оценке - стимулировании деятельности и коррекции отклонений, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемая скрытым порядком; педагогическом требовании - приучению к социальной норме.

Слайд 25

Мастерство учителя на уроке это: умелое владение методикой обучения и воспитания; творческое применение современных педагогических технологий и передового педагогического опыта; рациональное руководство познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Слайд 26

Литература: 1.Курсовая работа по педагогике. Пути совершенствования современного урока. 2. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977 3. Харченко Т.И Современный урок – структура урока, типы урока, виды урока, анализ урока. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993 5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986 6. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984 7. Педагогика. Учебное пособие – М.,1996 8. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М.,1995 9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»

В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...

материалы круглого стола

Презентация содержит материал по причинам наркомании в среде несовершеннолетних...

Работа с родителями, материалы круглых столов, конференция и т.д.

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей...

Материалы к педагогическому совету «Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...

Круглый стол: Выпускник современной школы.

Круглый стол: Выпускник современной школы....

Традиции и инновации в совершенствовании современного урока математики.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, у молодого поколения появляется больше новых возможностей. Развитию подвергаются все сферы жизни человека. Молодой человек...