Работа с родителями, материалы круглых столов, конференция и т.д.
материал (6 класс) на тему

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей м взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинары-практикумы для родителей и детей:

«Играйте вместе с детьми»

        

Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей м взрослых.

Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок.

Количество участников: 10 – 12 человек.

Время проведения: 30 минут.

Место проведения: музыкальный зал.

I ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретический блок проводится без присутствия детей.

В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы практикума.

«Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньше места в жизни детей.

Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родителями.

        В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли: мужа, отца, мамы, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем  не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

        Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

Особенности игровой деятельности детей 5 – 6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация.

Данный семинар-практикум полезен и родителям, и детям. Участие родителей в нем позволит повысить свою психологическую культуру, познакомиться с разными видами игр, используемых опыт в общении со своим ребенком».

Упражнение «Ассоциации»

Родители получают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове «игра». После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются их рисунки.

Упражнение «Закончи предложение»

Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложения.

Лист для ответов к упражнению «Закончи предложения»

  • Когда мой ребенок играет один, то ……………………………………………………………………………………………………….
  • Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то ……………………………………………………………………………..
  • Ребенок любит играть с папой, когда …………………………………………………………………………………………………….
  • Чаще всего мой ребенок играет ……………………………………………………………………………………………………………
  • Любимая игра моего ребенка – это ……………………………………………………………………………………………………….

После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.

II ЧАСТЬ: ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

По окончании теоретической части в музыкальный зал приглашаются дети.

Упражнение «Знакомство»

Упражнение проводится совместно с родителями и детьми. Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь, например: «Меня зовут Катя. Я пришла с папой, с мамой, дедушкой и бабушкой» и.т.д. Дети и родители рисуют визитные карточки своей семьи.

Игра: «Игры детства»

Предложить родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе с ними (подвижные игры)

Упражнение «Какую игрушку выбрал Ваш ребенок?»

Педагог-психолог заранее проводит опрос детей «Какую игрушку ты выбираешь? Почему?» Ответы детей заносятся в опросный лист. Детям предлагаются игрушки или картинки с их изображениями, например, кукла, настольно-печатная игра, мяч, конструктор, бубен, скакалка, машина. Теперь родители должны выбрать картинку (или игрушку), но подумав о том, какую бы игрушку выбрал их ребенок. После производимого выбора варианты ответов детей и родителей сравниваются. Зачитываются высказывания детей о выбранной игрушке.

Опросный лист «Какую игрушку ты выбираешь? Почему?

Имя ребенка

Выбор

Высказывание об игрушке

Упражнение «Определи игру»

Все участники практикума разбиваются на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: магазин, поликлиника. Родителям и детям с помощью атрибутов предложить развернуть ролевое взаимодействие, назвать как можно больше ролей к данным сюжетно-ролевым играм.

Пальчиковая игра «Домик»

Познакомить родителей и детей с пальчиковой игрой «Домик»

Под грибком – шалашик-домик – соединение ладони шалашиком

Там живет весёлый гномик

Мы тихонько постучим, - постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки

В колокольчик позвоним. – ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается.

Двери нам откроет гном,

Станет звать в шалашик-домик.

В доме дощатый пол, - ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу.

А на нем – дубовый стол – левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки

Рядом – стул с высокой спинкой – направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части и приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе.

На столе – тарелка с вилкой – ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослые могут образовать свой круг.

Психолог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждая согрелась (встают на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальчиками). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движение пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (гладят ладошками спину впереди стоящего человека). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листьев лишние капли дождя (трясут руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Игра-инсценировка сказки «Колобок»

Перед началом инсценировки между родителями распределяются роли (колобок, лиса, волк, медведь, заяц), раздаются шапочки героев. Психолог читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.

Игровое упражнение «Украсим коврик»

На столе разложить ткань, бусы, мелкий бросовый материал и предложить родителям со своим ребенком украсить коврик. Если останется время – пришить пуговицы, бусы, создав при этом свой коврик.

По окончании выполнения работы совместно созданную работу можно предложить родителям забрать домой или сделать выставку.

В заключении проходит обмен мнениями о проведенном совместном практикуме.

Приложение 7

Семинар-практикум «Игры, в которые играют …» совместно родители и дети.

Цель: расширять знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим миром;
  • создание благоприятного психоэмоционального климата общения членов семинара;
  • формирование чувства доверия к участникам группы;
  • развитие коммуникативных форм поведения, способствующих  самоактуализации и самоутверждению;
  • оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.

План:

Введение.

  • Упражнение «Я и мои эмоции».
  • Игра «Настроение».
  • Игра «Испорченный телефон».
  • Игра «Угадай-ка».
  • Упражнение «Знакомство с друзьями».
  • Игра «Запомни звуки».
  • Игра «Аукцион».
  • Игра «Спичечный узор».
  • Игра «Апельсин».
  • Игра «Скажи другому участнику комплимент».
  • Медитативная сказка о позитивных детско-родительских отношениях «Золотой Шар».
  • Лист отзывов.
  • Прощание.

Количество участников: 10 – 12 человек

Время проведения: 30 минут

Место проведения: музыкальный зал

Введение

Педагог-психолог: «Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни у родителей и педагогов растет понимание тог факта. Что процесс воспитания зависит не только от родителей, на него немалое воздействие оказывают и сами дети – своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, деловое, игровое взаимодействие детей и родителей – важная составляющая семейного общения и семейного воспитания.

Давайте попробуем развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помогут ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения.

Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко  использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения ребенка.

        Условно игры можно разделить на группы:

  • «Я и мои эмоции»;
  • «Я и мой язык»;
  • «Я и моё тело»;
  • «Я и Я»;
  • «Я и другие»;
  • «Я и моя семья» и др.

1.Учитель: «Предлагаю вам поиграть и почувствовать, как в жизни нам помогают наши эмоции».

Упражнение «Я и мои эмоции».

Выкладываются карточки, изображающие эмоциональное состояние человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица.

Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, на тренировку выразительной мимики.

2. Психолог: «Конечно же, наши эмоциональные проявления влияют на наше настроение, но порой очень сложно не только показать их мимикой и жестами, но и выразить словами. Давайте поиграем в игру «Настроение».

Игра «Настроение».

В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч, называя противоположное настроение.

        Например:

Веселый – грустный;

Добрый – злой;

Теплый – холодный;

Ясный – мрачный;

Медленный – быстрый;

Молчаливый – общительный;

Тихий – шумный.

3.Психолог: «Радостное настроение создает нам и теплое общение с людьми, это можно увидеть в любимой игре нашего детского сада».

«Испорченный телефон».

4.Учитель: «Мимикой и пантомимикой мы можем показать не только наши чувства, но и различные предметы, явления и ситуации»

Игра «Угадай-ка».

Игу начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать карточки из «чудо-мешочка».

        Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений», научиться их производить и понимать.

5. Учитель: «Нам порой бывает очень трудно вступать в контакты с новыми людьми. Преодолеть эту трудность поможет коммуникативное упражнение

«Знакомство с друзьями»

        Выполняя это упражнение, дети научатся устанавливать доверительные отношения с другими людьми, создавать атмосферу сотрудничества.

        Каждый участник называет своё имя и говорит, что он больше всего любит.

6. Учитель: «Когда эмоциональной сферой детей трудно управлять и наши дети выходят из-под контроля, организовать их нам помогут увлекательные игры, например:

Игра «Запомни звуки».

Эта игра научит детей концентрировать внимание, разовьёт слуховую память.

Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, звучание которых знакомо детям. Звуки можно «зарисовать», угадывать или просто повторить то, что звучало.

Ига «Аукцион».

        Ведущий предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один общий признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп называния предметов замедляется, ведущий считает: «Круглый – раз! Круглый – два! Круглый – три!»

        Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игра создает здоровый эмоциональный подъем в группе.

        

7.Учитель: Не только детям, но  взрослым для развития их познавательной сферы полезна игра

Игра «Спичечный узор».

        Возьмите спички (3,4,5), бросьте их на стол, запомните образовавшийся узор и вместе с ребенком постарайтесь выложить такой же узор по памяти, прикрыв образец листом бумаги.

Игра развивает произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления, помогает взаимодействию между взрослым и ребенком.

Игра «Апельсин».

        Играющие делятся на две команды и соревнуются: кто быстрее закончит передачу апельсина от первого игрока команды  до последнего игрока.

Условие. Играющие дети выстраиваются так: ребенок, взрослый, ребенок и т.д., а передают и получают апельсин, зажав его под подбородком.

В игре развивается эмпатия, взаимопомощь, возникает положительный эмоциональный настрой.

8.Учитель: «Принято получать подарки, но подарок может быть не только материальным. Всем приятно слышать ласковые и другие слова от близких людей».

Игра «Скажи другому участнику комплимент».

Игра объединяет участников. Комплименты можно говорить о характере человека, внешности и.т.д

9.Учитель: «В заключение нашей встречи хочется

прочитать вам сказку, но не простую, а волшебную. Я надеюсь, что всё волшебное и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце

Медитативная сказка о позитивных

Детско-родительских отношениях

«Золотой шар»

(Используется музыкальное сопровождение).

Давным-давно в одной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них были прекрасный дом и верные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

        Через некоторое время Королева родила сына. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

        Шло время. Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир, увидеть, какие люди живут в другой стране, узнать другой уклад жизни. И Принц  сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощание Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:

        - Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам.

        Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

        И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

        Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчёлы – они собирали мёд. Пели птицы – они радовались, что через их поле идет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге ведущей к Дворцу.

        Когда Принц вошёл во дворец, он был поражен его красотой. Все здесь показалось ему красивым. Как будто кто-то строил  этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то важное для себя. Он пошел во Дворец своей легкой и уверенной походкой.

Учитель: «Сейчас мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему (вместе с Принцем) и находите для себя (или для него) то, что хотите…. Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, останется с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться…. А сейчас вы делаете глубокий вдох…. И выход.

        Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И, потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

        12. Лист отзывов.

        

Психолог: «Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение мне очень поможет в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встречи клуба «Семья Я».

        13. Прощание.

        

Психолог: «Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и просто играть, немножко шалить с ними, или просто вместе разобраться с правилами новой игры, или сделать подарок для бабушки.

        

«Всего вам доброго! До новых встреч!»



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Структура игрового занятия.

        

        Каждое игровое занятие, независимо от этапа осуществления коррекционно-развивающей программы и конкретного содержания, включает три части – вводную, основную и заключительную.

        Общая продолжительность игрового занятия состоит от 30 до 35 минут. Продолжительность занятия постоянна и не может быть изменена по желанию членов группы. Постоянство времени игрового занятия является важным психологическим условием формирования у ребенка способности к произвольной регуляции своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени.

        Вводная часть

Цели:

  1. Создание положительного настроя в группе.
  2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
  3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
  4. Развитие положительной самооценки. Основные процедуры  – это приветствия и упражнения на контакт, а также планирование игр и упражнений, которым будет посвящено занятие.

         Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта психолог-ребенок и формирования у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит психологу.

         В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с психологом на стульях или  на ковре.  Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий,  приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации на занятия в ритуал приветствия  включается хоровое пение.

        Планирование видов деятельности, игр и упражнений  осуществляется во вводной части занятия. При информировании группы о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений, психолог оставляет за собой право решать, сообщать ли детям сразу о полной программе игрового занятия или ограничиться указанием на ближайшее предстоящее игровое упражнение. Положительной стороной подобного «дозирования» информации является возможность более гибкой модификации сценария игрового занятия и варьирования игр и упражнений.

        При информировании детей о планах на игровое занятие, детям сообщается о цели каждой игры, о ее значении для приобретения каких-либо качеств, способностей и умений. Форма сообщения  адекватна возрасту, понятна ребенку и включена в игровой контекст.

         В водной части может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. В первом случае решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая психолога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.  Такая форма группового принятия решения практикуется на завершающих этапах коррекционной работы, когда в группе уже доминирует доброжелательная атмосфера, интерес и внимание к сверстнику. На более ранних этапах  реализуется такая форма планирования лишь по отношению к  старшим детям.

        Во втором случае устанавливается очередность участников для высказывания идей и предложений по поводу игры, которые безоговорочно принимаются группой.

        Варианты совместного планирования и выработки группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

        Во вводной части дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. В конце проведения цикла занятий «Карты настроения» анализируются, как занятия повлияли на эмоциональное состояние детей.

        Основная часть занятия

Цели:

  1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, расширение поведенческого репертуара детей за счет социального одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;
  2. Формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности;
  3. Развитие коммуникативной компетентности, обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций;
  4. Преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма, развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

        Главная цель педагогического воздействия – сделать самого ребенка активным участником работы по «самостроительству», воспитанию и развитию собственного «Я», создать необходимые психологические условия для реализации права личности на самостоятельный выбор и принятия решения путем организации полной и адекватной ориентировки в проблемном поле, определяющим выбор.

         Занимает большую часть времени (до ¾) и по-своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционно-развивающей программы. В этой части подбираются такие игры и упражнения, которые развивают произвольный контроль, снимают двигательную расторможенность, негативизм, а также поддерживают групповое единение, сплоченность, развивают память, мышление, воображение. Планируется проигрывание этюдов (на расслабление, понимания эмоционального состояния друг друга, черт характера как положительных, так и отрицательных). Рисование и лепка на свободную и заданную тему, сочинение сказок и историй, элементы музыкотерапии и движение под музыку. Широко используются приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения.

        Ещё одним важным коррекционным приемом является предоставление участникам игры обратной связи о последствиях их действий для других персонажей игры в форме подробного и точного описания взрослым чувств и переживаний персонажей, прогнозирования их дальнейших действий, а также стимулирования с помощью вопросов, обращенных к детям, ролевой речи участников игры, передающей чувства, желания, намерения и действия их персонажей.

        Таким образом, в контексте решения задачи формирования у ребенка адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях закладывается основа и для решения задач развития коммуникативной компетентности, и для расширения сферы осознания чувств и переживаний и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.

        Заключительная часть

Цели:

  1. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
  2. Утверждение нового позитивного опыта межличностных отношений и достижений ребенка и распространение его за пределы игровой комнаты в семью, в группу, в практику реальных взаимоотношений ребенка.

        Заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

        Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

        Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал прощания. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

        Прощание с психологом происходит так: психолог располагается у выхода так, чтобы дети не могли покинуть комнату, не пройдя мимо него. Позиция психолога должна обеспечить хороший визуальный контакт «глаза – в глаза». Наряду со зрительным контактом взрослый предлагает ребенку тактильный контакт – протянуть и пожать руку ребенку, подержать руку ребенка в своей, дотронуться до плеча или предплечья, протянуть к себе и полуобнять. Форму и интенсивность контакта психолог предлагает ребенку с учетом его ответной реакции и индивидуальных особенностей, ориентируясь на обратную связь, предоставляемую ребенком, - мимику, жесты, реакции, высказывания.

         Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

        Ритуал прощания играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

        

        Основными функциями учителя, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Приложение 2.

Конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ № 1

1 – этап

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам психолог предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется, может таким путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину.

Диагностический смысл: - признак неприятия себя. Проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка.

Психолог также называет себя. На первом занятии не надо выяснить, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

Психолог предлагает игру «Жмурки». – снимает первоначальную настороженность. Игра выявляет исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли.

Затем психолог предлагает игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы.

Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.

Дети рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Во что мы сегодня играли? Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему? Хотите ли вы поблагодарить кого-нибудь сегодня за игру? Кто хочет сказать хорошее слово?

Игра: «Хоровод» - встать в круг и взять друг друга за руки.

После игры психолог благодарит всех, что они пришли на занятие.

Высказывание психолога: Я рад, что вы (ты) пришли на занятие. Мне было приятно, что вы делитесь игрушками, помогаете друг другу в игре. Я буду ждать вас на следующее занятие…

ЗАНЯТИЕ № 2

1 – этап

Игра «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход: Все дети идут, приплясывая и напевая песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронуться до него пальцем, то дернут за одежду

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

  1. «Хоровод»»

        Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг на друга в глаза, улыбаются. /При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий/.

Заключительная часть. Подведение итога. Вопросы психолога. Прощание психолога с детьми. Тогда, когда возникла групповая структура, можно переходить к следующему этапу.

ЗАНЯТИЕ № 1

2 – этап

1 часть:        Психолог приветствует детей: каждого и всех вместе. Говорит о том, что ему приятно, что они пришли на занятие. Сообщает тему занятия. Дети садятся полукругом возле психолога.

2 часть:        Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Цель: выявить уровень притязаний у детей, особенности самооценки.

Ход: Играющие сидят на маленьких стульчиках. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Психолог говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только психолог закончил говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Упражнение на расслабление:        «Поза покоя».

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно –

Расслабление приятно!

2. Предложить сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад» (выбор партнеров в игре, распределение игрушек и предметов, сюжет).

3. «Рисуем эмоции пальцами».

Цель: дать возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

4. Игра «Море волнуется».

Цель: снятие напряжения и агрессии, ввести ограничения, развивать саморегуляцию, самоконтроль.

5. Метод «Цветопись» (А.М. Прихожан, А.Н. Лутошкин)

раскрашивание квадратов, обозначающих последовательность занятий. Эмоциональное состояние ребенка на каждом занятии.

  1. Часть: «Хоровод» дети становятся в круг, взявшись за руки, смотрят друг на друга и улыбаются.

Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 2

2 – этап

1. Часть:         Приветствия детей. Сообщение темы занятия.

                Игра: «Запомни движение».

                Цель: развивать моторно-слуховую память.

                Ход: Дети повторяют движения рук и ног за психологом (ведущим).

                         Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют в обратном порядке.

2. Часть:        1. Игра: «Страна клякс».

                Цель: снятие эмоционального напряжения.

                Ход: перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах, какую нибудь картинку.

  1. Сочинение «Сказка по кругу» (сочинение по методу Д. Родари «Бином фантазии»)

Цель: действовать совместно, сплочение.

Ход: Каждый ребенок поочередно придумывает сюжет сказки, внося свою лепту в развитие ее содержания и развязки.

Название сказки предлагается самими детьми.

(Психолог записывает сказку, можно на последующем занятии разыграть ее).

3. «Цветопись» - дети цветом отображает свое эмоциональное состояние на занятии.

  1. Часть: «Хоровод» - дети берутся за руки, покачиваются из стороны в сторону, улыбаются друг другу.

Подведение итога, высказывание детей. Прощание с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 3

2 – этап

1. Часть: Приветствие детей. Познакомить с темой занятия.

  1. Часть:  1. Игра: «Кошки – мышки».

        Цель: поведение ребенка, действие по правилам.

              Ход: Карточка № 4

  1. Сочинение всеми детьми совместно с психологом «общей истории».

        (сюжет придумывают дети сами).

Цель: сплочение детей, совместные действия.

3. Инсценировка «общей истории».

4. «Минута шалости» - по звуковому сигналу начало и конец.

5. С целью снятие напряжения использовать прием «Щит и меч».

6. «Цветопись» - эмоциональное состояние ребенка на занятии.

  1. Часть: «Хоровод».

Подведение итога занятия, высказывания детей. Церемония прощания.        

ЗАНЯТИЕ № 1

3 – этап

Вводная часть: Психолог приветствует детей всех по очереди и всех вместе.

Объясняет, чем дети будут заниматься на этом занятии.

        Дети садятся полукругом возле психолога. Можно предложить хоровую песню.

Основная часть:

  1. Игра «Ассоциации»

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить  человека.

Ход: Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изобразил.

  1. Игра: «Страшные сказки».

Цель: развивается смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход: Гасится свет или зашторены шторы. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. (Можно рассказать реальные страхи). Разыгрывание некоторых сюжетов в темноте.

Гимнастика.

  1. Спортивная игра «Турнир».

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры: «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться рукой сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.

«Пролезть через руку». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

  1. «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держать одной рукой носок согнутой ноги.
  2. «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

Заключительная часть: Игра «Хоровод». Вопросы психолога. Прощание с детьми.

ЗАНЯТИЕ № 2

3 – этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

2. Часть:

1. Игра «Бим».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение

          группы.

Ход: Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал,   то тот, кого назвали, говорит: «Бим».

Гимнастика. Карточка № 7. «Кто что делал?» - развитие памяти.

  1. «Семейный портрет».

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход: В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

  1. Игра: «Зеркало».

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход: Выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрит в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

Свободное время. (Минута шалости, по сигналу).

Предложить настольные, сюжетно-ролевые игры.

  1. Часть: «Хоровод» - дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 3

3 – этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

  1. Часть: 1. Игра «День рождения».

Цель: для сплочения группы детей дается возможность высказывать все обиды,

снять разочарование.

Ход: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

  1. Игра «Путаница».

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разнимая рук у детей.

Гимнастика. Карточка № 3 «Противоположные движения».

  1. Игра: «Мальчик (девочка) – наоборот».

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Ход: Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.

 «Минута шалости» – по сигналу.

3. Забавы за столом.

А) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса, детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

Б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побежит тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставить партнера положить руку на стол…

в) Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

  1. Часть: «Хоровод». Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо,

   влево.

          Беседа с детьми о ходе занятия. Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 4

3 – этап

1. Часть: Приветствие. Сообщение темы занятия. (Планирование занятия с детьми).

  1. Часть: 1. Игра «Крепость».

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика –  кто с   кем хочет быть в команде.

Ход: Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие – надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика.

  1. Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

  1. Игра «Щит и меч».

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Ход: Психолог держит щит, дети бьют об него мячами.

Свободное время: предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

  1. Часть:

«Хоровод» - по желанию детей.

Подведение итога занятия. Высказывание детей, что понравилось? Что нет? Кого бы они хотели поблагодарить сегодня за занятие. Почему?

Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 5

3 – этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

  1. Часть: 1. Игра «Чунга – Чанга».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и умение адекватно выразить свое.

Ход: Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках  надеты пестрые одинаковые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. С веселой  улыбкой они стали пританцовывать и петь (Музыка В.Шаинского «Чунга – Чанга»).

Чудо – остров, чудо – остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга – Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Гимнастика: 1. Попугай. 2. Лебеди. 3. Тюлень на суше. 4. Тюлень в воде. 5. Мартышка. 6. Змея.

  1. Игра «Баба-Яга».

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитатели), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на них? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (разыгрывается 2-3 сценки).

3. Спортивные игры:

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – хвост. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона становится другой ребенок.

Б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кончается.

В) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном порядке (линейка, круг, по углам и т.д.)

  1. Часть: «Хоровод». Подведение итога. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ № 6

3 – этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

  1. Часть: 1. Игра: «Узнай по голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход: Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

  1. Игра: «Передай по кругу».

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход: Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

Гимнастика: 1. Фокусник. 2. Силач с гирями. 3. Клоуны с гирями. 4. Змея. 5. Клоун и змея. 6. Воздушные акробаты. 7. Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

3. Игра: «Два друга». Карточка № 6

Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

4. Игра – этюд «Так будет справедливо». Карточка № 9.

Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

5. «Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.

  1. Часть: Подведение итога занятия. Высказывания детей. Ритуал прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 7

3 – этап

  1. Часть: Приветствия детей и психолога. Планирование темы занятия самими детьми (самостоятельно принимать групповые решения). Какие игры и игрушки выбрать, во что играть, как распределить роли. Использование приема «Волшебный микрофон».

Цель: умение слушать партнера, не перебивать.

2. Часть: 1. Игра «Любопытный» Карточка № 5.

Цель: мимикой отражать свои эмоции и узнавать эмоции других людей.

2. Этюд «Наглец» Карточка № 5. (Проигрывание ситуаций).

Цель: узнавать и сопоставлять основные черты характера.

3. Игра «Слушай хлопки». Карточка № 3.

Цель: развивать внимание.

4. Этюд «Каждый спит». Карточка № 2

Цель: учить детей расслабляться.

5. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь».

Цель: коррекция страхов. Дети рассказывают о своих страхах. Некоторые эпизоды можно проиграть.

  1. Часть: «Хоровод» - дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

        Итог занятия. Высказывания детей, Церемония прощания.

ЗАНЯТИЕ № 8

3 – этап

1. Часть: Приветствия детей. Сообщение темы занятия.

  1. Часть:

1. Игра «Передача имени по кругу»

Цель: снизить тревожность, установление эмоционального контакта.

         2. Игра «Сердитая Маша». Карточка № 10.

Цель: отображение основных черт характера. Проигрывание ситуаций.

  1. Этюд «Раздумье». Карточка № 6.

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его. Коррекция эмоциональной сферы.

  1. Игра «Розовое слово» «привет». Карточка № 8.

Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных и положительных черт характера.

          Коррекция общения.

        5. «Минута шалости» - по сигналу.

        6. «Рисунок по кругу» - дети рассаживаются по кругу на полу, обсуждая тему, обмен мнениями.

  1. Часть: «Отдых. Сон на берегу моря». Карточка № 6 на саморасслабление.

Итог занятия. Церемония прощения.

ЗАНЯТИЕ № 9

3 – этап

1. Часть: Приветствия детей. Сообщение темы занятия. (Можно допустить хоровое пение – цель: сплочение группы).

2. Часть:

        1. Игра «Поводырь».

Цель: развитие доверия друг к другу.

Ход: упражнение в парах. Один – «слепой» другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются местами, можно поменять маршрут.

После игры провести беседу. Что они чувствовали в качестве «слепого», в качестве «поводыря». Было ли им уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.п.

  1. Игра «Комплименты».

Цель: увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Ход: Игра начинается со слов, что у каждого человека есть очень много положительных качеств, просто их надо увидеть. Давайте мы с вами будем говорить, все хорошее, что есть у вас. Мне нравится в тебе …

После упражнения, когда все дети высказывались, желательно обсудить, что чувствовали они, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

        

3. «Минута шалости» - по сигналу; – снятие эмоционального напряжения.

4. Игра «Идем за синей птицей». Карточка № 4.

Цель: тренировка эмоционально-волевой сферы, успокоение, организация.

  1. Часть «Хоровод»

Подведение итога занятия. Прощание с детьми.

ЗАНЯТИЕ № 10

3 – этап

1. Часть: Приветствия детей. Сообщение темы занятия. (Можно предложить самим детям запланировать занятие).

2. Часть:

        1. Игра «Веселый мяч».

Цель: сплоченность группы, действовать согласно правилам.

Ход: Дети встают в круг и под музыку начинают передавать мяч друг со словами:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик –

Гопака танцует нам.

У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует.

        2. Этюд «Мышка – хвастунишка». Карточка № 9.

Цель: осознание детьми отрицательных черт характера.

  1. Этюд «Вожатый удивился». Карточка № 2.

Цель: понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы.

Гимнастика: Походить как младенец, глубокий старик, лев, обезьянка.

        4. Игра «Чертенок, или мальчик – наоборот».

Цель: учить детей сопоставлять черты характера. Понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

  1. Часть: «Хоровод» - дети берутся за руки, смотрят друг на друга – улыбаются. (По желанию можно спеть спокойную песню).

Подведение итога занятия. Высказывания детей. Благодарят друг друга. Что понравилось, что нет и почему? Кому из детей хочется сказать спасибо другому ребенку.

Церемония прощания с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 11

3 – этап

1. Часть: Приветствия. Знакомство с темой занятия.

2. Часть:

        1. Игра «Зеваки». Карточка № 5.

Цель: развивать внимание у детей.

2. Этюд «Ябедник». (Проигрывание ситуаций). Карточка № 6.

Цель: осознание детьми отрицательных черт характера, можно показать модель желательного поведения.

3. Этюд «Часовой». Карточка № 2

Цель: отражение положительных черт характера. Воспитывать смелость, гордость.

  1. Игра «Через стекло».

Цель: развивать умение передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Ход: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.д.

5. «Минута шалости» - по сигналу.

6. Этюд: «Штанга». Карточка № 1

Цель: учить детей саморасслаблению.

  1. Часть: «Цветопись» - выражение своего эмоционального состояния на занятии. «Хоровод» - сплочение.

Подведение итога занятия. Церемония прощания.

ЗАНЯТИЕ № 12

3- этап

1. Часть: Приветствия детей. Сообщение темы занятия.

2. Часть:

        1. Игра «Пошли письмо».

Цель: Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене. Сережа начинает передавать «письмо» он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так далее по кругу, пока «письмо» не попадет к Лене. Цель почтальона «перехватить письмо». Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не

будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

        2. Игра «Просто старушка». Карточка № 6 (проигрывание ситуации).

Цель: сопоставление различных черт характера, эмоциональное осознание самими детьми.

  1. Игра «Кто за кем» (наблюдательность, успокоение).

Гимнастика: нахмуриться как: осенняя туча, рассерженная мама, разъяренный лев.

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.

4. Рисование «Мой самый хороший поступок».

(После рисования, обсуждение рисунков)

5. Упражнение на расслабление мышц лица «Лицо загорает». Карточка № 5.

3. Часть: «Хоровод»

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 1

4 – этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

2. Часть:

        1. Игра: «Разведчики».

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход: В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становится другие дети.

Гимнастика.

        Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

  1. Игра: «Дружная семья».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов, отразить сложившееся взаимоотношения в игровой группе.

Ход: Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует, кто вяжет и т.д. Приятно смотреть на семью, в которой все так  дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек». Свободное время: - для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листке бумаги, который расстилается на полу.

Тема рисования: «Наша дружная группа».

Цель: влияние на поведение детей, они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.

  1. Часть: «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

Подведение итога занятия. Высказывания детей. Прощание с психологом.

ЗАНЯТИЕ № 2

4 –этап

1. Часть: Приветствия. Сообщение темы занятия.

2. Часть:

        1. Игра: «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход: Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «Земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Гимнастика: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

  1. Этюд: «Встреча с другом». Карточка №

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и  умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.

Ход: Психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето,  и им пришлось расставаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик  по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

  1. Игра: «Кораблик».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход: Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло – это кораблик. При  словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

  1. Часть: «Хоровод». Подведение итога занятия. Прощание с психологом.

Метод «Цветописи» - можно использовать на каждом занятии.

ЗАНЯТИЕ № 3

4 – этап

1. Часть: Приветствия детей. Сообщение темы занятия.

2. Часть:

        1. Игра: «В магазине зеркал».

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была  обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала – дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили  ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Гимнастика: № 1 Ледышки. 2. Ручейки. 3. Дождик. 4. Фонтанчик. 5. Холод, лед. 6. Жара, солнце.

2. Игра – этюд «Очень худой мальчик». Карточка № 3.

Цель: умение выразить страдание и печаль.

3. Игра: «Три характера». Карточка № 4.

Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.

  1. Часть: «Хоровод».

Психолог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры». Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку).

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

Я твой друг, и ты мой друг,

Самый добрый друг.

Ля – ля – ля …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»

В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...

Материалы круглого стола "Пути совершенствования современного урока" (05.12.2012г.).

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. И потому в современной школе процесс обучения и организационная методика урока должн...

материалы круглого стола

Презентация содержит материал по причинам наркомании в среде несовершеннолетних...

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями

Данный материал может быть использован в работе педагогов любой образовательной организации. Подобная форма работы поможет найти оптимальные варианты активизации работы с родителями...

Программы Круглых столов, Конференций, Творческих отчетов, Методических выставок

Тематика выступлений в рамках обмена педагочическим опытом.Программы Круглых столов, Конференций, Творческих отчетов, Методических выставок...