Материалы к педагогическому совету «Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
статья по русскому языку на тему
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к педагогическому совету
Выступление Петраковой Г.М.
«Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
• Содержательный компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Все технологии условно можно разделить на три группы: традиционные, новые и новейшие.
Новейшие воспитательные концепции и технологии:
Концепция Евгении Васильевны Бондаревской «Культурологическая».
• Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами.
• Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности
• Цель воспитания – целостный человек культуры
Базовые процессы воспитания:
1. жизнетворчество
2. социализация
3. культурная идентификация
4. духовно-нравственное развитие личности
5. индивидуализация
Принципы:
• природосообразности
• культуросообразности
• индивидуально-личностного подхода
• ценностно-смыслового подхода
• сотрудничества
Содержание воспитания включает в себя:
компоненты личностного опыта компоненты личностно-ориентированного воспитания
-аксиологический - изучение узловых событий в жизни ребенка
-культурологический - педагогическая интерпретация его индивидуальных
-событийный особенностей
-морально-этический - эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть
-гражданский - совместное проектирование жизни
-личностный
-индивидуально-творческий
Критерии эффективности воспитательного процесса:
• уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации
• способность к нравственной саморегуляции
• мера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личности
Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека»
• Человек – существо разумное
• Человек – существо моральное
• Человек – существо созидательное
Содержание воспитания включает:
• философическое воспитание
• диалогическое воспитание
• этическое воспитание
Критерии эффективности:
1. внешний облик ребенка
2. физическое и психологическое развитие, поведение
3. качественность, разнообразие жизни
4. способности, самочувствие
5. ценностные предпочтения
6. отношение ребенка к собственному «Я»
Технология педагогической поддержки
Сущность технологии:
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.
Формы педагогической деятельности:
• защита
• помощь
• педагогическое сопровождение
• педагогическая поддержка
Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка”);
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Технологические профессиональные операции:
• инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»
• выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы – просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»
• педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное - …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…»
• Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств – именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»
Важное условие общим для всех технологий, концепций является – сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по ВР "Новые воспитательные технологии"
Материал педагогического совета по ВР "Новые воспитательные технологии" содержит план проведения, выступление зам.директора по ВР, проект решения....
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций на темы: "Проектная деятельность учащихся" и "Новые подходы к оценке достижений учащихся"
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций. ...
«Новые информационные технологии как средство, обеспечивающее современное качество образования»
В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...
«Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»
В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает чел...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...
«Новые воспитательные технологии в начальной школе»
Воспитание ребёнка, его становление как личности составляет главную задачу современного общества. В начальной школе воспитание требует объединения усилий родителей и педагогов. Одна из моих задач в эт...