Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся
статья (10 класс) на тему

Кириллина Галина Николаевна

      Введение на уроках заданий по составлению  самими учащимися   структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам  параграфа дают следующие результаты:   

- умение сформулировать проблему изучаемого  материала;

-  выделение главного понятия;

- объяснение смысла текста из учебника;

- повышение качества знаний ;

             - умение работать самостоятельно;

             - применение компьютера в учебном процессе;

             - повышение интереса к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

                             Структурно-логические схемы с применением ИКТ

                                в образовательной деятельности учащихся


                                                                                               Учитель математики и физики

                                                                      филиала при ФКУ ИК-3  МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»

                                                                                                   МР «Хангаласский улус»

                                                                                              Кириллина Галина Николаевна

       Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы,  так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.

        По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.

        Структурно-логические схемы – это  методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым  относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.

        Оптимальность   структурно-логических схем:

  1.  С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
  2. С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
  3. С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
  4. С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
  5. С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Достоинства структурно-логических схем:

  1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
  2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
  3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
  4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
  5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
  6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
  7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

       Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:

  1. Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
  2. Развитие различных видов мышления.
  3. Повышение интеллектуально – творческого потенциала.

     В связи с этим введение на уроках заданий по составлению  самими учащимися   структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам  параграфа дают следующие результаты:  

- умение сформулировать проблему изучаемого  материала;

-  выделение главного понятия;

- объяснение смысла текста из учебника;

- повышение качества знаний ;

             - умение работать самостоятельно;

             - применение компьютера в учебном процессе;

             - повышение интереса к учебе.

       В структурно- логических схемах  показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые  развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.

                                                                 Практическая часть

        На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.

        Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании  структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.

        Если систематически выполнять задания на построение  схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.  

  1. Показ слайдов – работ учеников.

Задачи обучающимся на уроках: 

  • делать обобщающую  таблицу,   таблицу сравнения,
  • составить структурно- логические схемы;
  •   делать презентацию.

Для составления структурно – логической схемы:

 1.Информация;

2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);

3. На компьютере в программе Word

   ( вкладка «Вставка», функция  SmartArt ) выбирают соответствующую схему;

4. Составляют структурно – логическую схему;

5. Защита схемы.

      Для создания слайдов по темам  :

  • План дается учителем
  • Прочтение параграфа
  • Составление слайдов по плану
  • Оформление
  •  Презентация темы

    2.    Задания присутствующим:

                                         - построение структурно – логической схемы по информации;

    Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.

    Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.

                                       - создание  фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».

 3. Рефлексия

 4. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».

Исследовательская деятельность на уроках русского языка способстует разитию творческой личности....

Применение ЭОР в образовательной деятельности.

Доклад был представлен на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла. В работе освещены преимущества использования ЭОР на уроках....

Применение технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме самостоятельной работы  обучающихся в процессе обучения. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые предъявляет наше общест...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

«Применение геймификации в образовательной деятельности»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый ...

Разработка урока "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" (урок повторения темы на основе применения ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся).

Урок повторения темы "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" на основе ЭОР и самостоятельной деятельности   учащихся....