Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся
статья (10 класс) на тему
Введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:
- умение сформулировать проблему изучаемого материала;
- выделение главного понятия;
- объяснение смысла текста из учебника;
- повышение качества знаний ;
- умение работать самостоятельно;
- применение компьютера в учебном процессе;
- повышение интереса к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурно-логические схемы с применением ИКТ
в образовательной деятельности учащихся
Учитель математики и физики
филиала при ФКУ ИК-3 МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»
МР «Хангаласский улус»
Кириллина Галина Николаевна
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.
Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.
Оптимальность структурно-логических схем:
- С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
- С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
- С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
- С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
- С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Достоинства структурно-логических схем:
- Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
- Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
- Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
- Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
- Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
- Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
- Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:
- Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
- Развитие различных видов мышления.
- Повышение интеллектуально – творческого потенциала.
В связи с этим введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:
- умение сформулировать проблему изучаемого материала;
- выделение главного понятия;
- объяснение смысла текста из учебника;
- повышение качества знаний ;
- умение работать самостоятельно;
- применение компьютера в учебном процессе;
- повышение интереса к учебе.
В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.
Практическая часть
На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.
Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.
Если систематически выполнять задания на построение схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.
- Показ слайдов – работ учеников.
Задачи обучающимся на уроках:
- делать обобщающую таблицу, таблицу сравнения,
- составить структурно- логические схемы;
- делать презентацию.
Для составления структурно – логической схемы:
1.Информация;
2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);
3. На компьютере в программе Word
( вкладка «Вставка», функция SmartArt ) выбирают соответствующую схему;
4. Составляют структурно – логическую схему;
5. Защита схемы.
Для создания слайдов по темам :
- План дается учителем
- Прочтение параграфа
- Составление слайдов по плану
- Оформление
- Презентация темы
2. Задания присутствующим:
- построение структурно – логической схемы по информации;
Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.
Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.
- создание фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».
3. Рефлексия
4. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статистические данные о результатах образовательной деятельности учащихся ГБОУ СОШ № 399 по физической культуре учитель Звягинцев В.А.
Представленые материалы являются статистическими данными о работе за 3 года....
«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».
Исследовательская деятельность на уроках русского языка способстует разитию творческой личности....
Применение ЭОР в образовательной деятельности.
Доклад был представлен на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла. В работе освещены преимущества использования ЭОР на уроках....
Применение технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые предъявляет наше общест...
Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»
Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...
«Применение геймификации в образовательной деятельности»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый ...
Разработка урока "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" (урок повторения темы на основе применения ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся).
Урок повторения темы "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" на основе ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся....