Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в изобразительной деятельности»
статья на тему
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми, воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных областей. В данной статье представлены темы работ по изобразительной деятельности, при выполнении которых решаются задачи не только художественно - эстетического развития детей, но и социально-коммуникативного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 488.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 21
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение , реализующее образовательные программы
дошкольного образования «Детский сад № 49» , расположенное по адресу :
446029, Самарская область , г. Сызрань , ул. Астраханская , 13-а
Доклад на тему:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в изобразительной деятельности»
Авторы-составители:
воспитатель: Перхова Н.С.
2016г.
Современным детям свойственно активно осваивать виртуальный мир. Компьютеризация нашей жизни создаёт условия для обогащения кругозора. Но при этом у них наблюдается снижение интереса к окружающему миру. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, не могут выразить свои чувства, испытывают трудности в общении. Часто приходится сталкиваться с проблемой взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, которая выражается в сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, инициативы, низком уровне воображения и самостоятель-ности.
Следовательно, важнейшей задачей воспитателей является работа по формированию у ребёнка потребности в общении с окружающим миром, что составляет необходимое условие успешности его развития.
Поэтому сегодня социально-коммуникативное развитие выходит на первый план.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, который решает при воспитании и образовании детей следующие задачи:
- присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Большое значение в решении этих задач играет изобразительная деятельность, которая способствует у детей:
- активизации интереса к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, к положительному отношению его в процессе труда к ценностям, которые создаёт народ, к художественному творчеству;
- обогащению нравственного опыта детей;
- умению видеть в жанровой живописи природную красоту, красоту человеческих поступков.
Исходя из этого, мы видим, что решение задач социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития направлено на достижение единой цели: воспитание инициативной, самостоятельной, коммуникативной личности с положительным отношением к миру, к другим людям и самому себе, активно взаимодействующей со сверстниками и взрослыми, способной учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляющей свои чувства, способной к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми, воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных областей. Согласно этим требованиям, я, планируя свою работу с воспитанниками по изобразительной деятельности, подбираю тематику работ, при выполнении которых решаются задачи не только художественно - эстетического развития, но и других направлений, в том числе и социально-коммуникативного.
Рисунки из серии «Семья» на тему «Мамочка моя», «Я и моя семья», «Это я» формируют понимание значения семьи в жизни ребёнка.
Чувство принадлежности к своей малой Родине и Отечеству, дети отражают в рисунках «Это мой город», «Москва – столица нашей Родины»; «Символ Родины моей».
Знание об Отечественных традициях и праздниках дети закрепляют в рисунках на тему «Масленица», «Букет для мамы» (техника монотипия), «День Защитника Отечества», «День Победы», «Салют Победы» (техника кляксография); картинах «Новогодняя ёлочка», «Космическое пространство» (техника пластилинография), в работе из пластилина «Пасха».
Рисунки «Пожар в лесу», «Не играй со спичками», «Полезные, но опасные», работа из пластилина «Огнетушитель» направлены на формирование основ безопасности в быту, природе.
Создание коллективных работ помогает решению задачи по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства ответственности.
Воспитанниками моей группы были выполнены такие совместные работы, как «Снегири», «Прекрасное рядом» с использованием техники пластилинография, «Золотая рыбка», «Цыплёнок» в технике тычком, аппликация «Букет для мамы».
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно изобразительная деятельность развивает инициативу, самостоятельность, формирует навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, создаёт эмоционально положительное отношение к миру природы. Примером могут служить детские рисунки «Осень золотая», «Зимний пейзаж», «Летом в лесу», «Закат».
Эти же задачи решаются при создании условий для изобразительной деятельности:
- ознакомление с окружающим миром через проведение экскурсий, наблюдений;
- знакомство с творчеством известных художников;
- возможность выбора изобразительных материалов;
- обеспечение музыкальным материалом;
- выбор партнёров для работы.
Детские рисунки используются для оформления группы, музыкального зала и других помещений детского сада.
Одной из распространённых форм презентаций детский работ по изобразительной деятельности является выставка. Вместе с воспитанниками мы организовали выставку «Наш вернисаж», которые посетили воспитатели детского сада, родители и воспитанники других групп. Экскурсоводами были дети, которые с удовольствием, эмоционально представили свои работы, рассказали в какой технике они выполнены.
Невозможно переоценить роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Она влияет на эмоциональную стабильность детей, на становление коммуникативной неповторимости личности. Таким образом, изобразительная деятельность, как одна из форм социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
Поэтому, работая с детьми по изобразительной деятельности я следую девизу: «Рисуя, учимся общению»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...
Доклад на тему: "Социально - коммуникативная готовность ребенка к школе"
Очень часто родители, акцентируя свое внимание на интеллектуальном развитии ребенка, нередко упускают из виду социальную готовность ребенка к школе. А ведь умение общаться, осознание себя в роли учени...
Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»
Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: оттиском смятой бумагой, оттиском...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...
Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)
Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир кра...
Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...
Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)
Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....