Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в изобразительной деятельности»
статья на тему

Перхова Нина Сергеевна

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми,  воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных областей. В данной статье представлены темы работ по изобразительной деятельности,  при выполнении которых решаются задачи не только художественно - эстетического развития детей, но  и социально-коммуникативного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад488.88 КБ

Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

            Самарской области средняя общеобразовательная школа № 21

            города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

  структурное подразделение , реализующее образовательные программы

дошкольного образования «Детский сад № 49» , расположенное по адресу :

            446029, Самарская область , г. Сызрань , ул. Астраханская , 13-а

Доклад на тему:

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в изобразительной деятельности»

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_3171.JPG

                                                          Авторы-составители:

                                                          воспитатель: Перхова Н.С.

2016г.

    Современным детям свойственно активно осваивать виртуальный мир. Компьютеризация нашей жизни создаёт условия для обогащения кругозора. Но при этом у них наблюдается снижение интереса к окружающему миру. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, не могут выразить свои чувства, испытывают трудности в общении. Часто приходится сталкиваться с проблемой взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, которая выражается в сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, инициативы, низком уровне воображения и самостоятель-ности.

       Следовательно, важнейшей задачей воспитателей является работа по формированию у ребёнка потребности в общении с окружающим миром, что составляет необходимое условие успешности его развития.

       Поэтому сегодня социально-коммуникативное развитие выходит на первый план.

       Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, который решает при воспитании и образовании детей следующие задачи:

  • присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая  моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

     

        Большое значение в решении этих задач играет изобразительная деятельность, которая способствует у детей:

  • активизации интереса к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, к положительному отношению его в процессе труда к ценностям, которые создаёт народ, к художественному творчеству;
  • обогащению нравственного опыта детей;
  • умению видеть в жанровой живописи природную красоту, красоту человеческих поступков.

       Исходя из этого, мы видим, что решение задач социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития направлено на достижение единой цели: воспитание инициативной, самостоятельной, коммуникативной личности с положительным отношением к миру, к другим людям и самому себе, активно взаимодействующей со сверстниками и взрослыми, способной учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляющей свои чувства, способной к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми,  воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных областей. Согласно этим требованиям, я, планируя свою работу с воспитанниками по изобразительной деятельности, подбираю тематику работ, при выполнении которых решаются задачи не только художественно - эстетического развития, но и других направлений, в том числе и социально-коммуникативного.

       Рисунки из серии «Семья» на тему «Мамочка  моя», «Я и моя семья», «Это я» формируют понимание значения семьи в жизни ребёнка.

       Чувство принадлежности к своей малой Родине и Отечеству, дети отражают в рисунках «Это мой город», «Москва – столица нашей Родины»; «Символ Родины моей».

       Знание об Отечественных традициях и праздниках дети закрепляют в рисунках на тему «Масленица», «Букет для мамы» (техника монотипия), «День Защитника Отечества», «День Победы», «Салют Победы» (техника кляксография); картинах «Новогодняя ёлочка», «Космическое пространство» (техника пластилинография), в работе из пластилина «Пасха».

       Рисунки «Пожар в лесу», «Не играй со спичками», «Полезные, но опасные», работа из пластилина «Огнетушитель» направлены на формирование основ безопасности в быту, природе.

       

       Создание коллективных работ помогает решению задачи по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства ответственности.

       Воспитанниками моей группы были выполнены такие совместные работы, как «Снегири», «Прекрасное рядом» с использованием техники пластилинография, «Золотая рыбка», «Цыплёнок» в технике тычком, аппликация «Букет для мамы».

       Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно изобразительная деятельность развивает инициативу, самостоятельность, формирует навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, создаёт эмоционально положительное отношение к миру природы. Примером могут служить детские рисунки «Осень золотая», «Зимний пейзаж», «Летом в лесу», «Закат».

Эти же задачи решаются  при создании условий для изобразительной деятельности:

  • ознакомление с окружающим миром через проведение экскурсий, наблюдений;
  • знакомство с творчеством известных художников;
  • возможность выбора изобразительных материалов;
  • обеспечение музыкальным материалом;
  • выбор партнёров для работы.

Детские рисунки используются для оформления группы, музыкального зала и других помещений детского сада.

       Одной из распространённых форм презентаций детский работ по изобразительной деятельности является выставка. Вместе с воспитанниками мы организовали выставку «Наш вернисаж», которые посетили воспитатели детского сада, родители и воспитанники других групп. Экскурсоводами были дети, которые с удовольствием, эмоционально представили свои работы, рассказали в какой технике они выполнены.

     Невозможно переоценить роль изобразительной деятельности в жизни детей  дошкольного возраста. Она влияет на эмоциональную стабильность детей, на становление коммуникативной неповторимости личности.        Таким образом, изобразительная деятельность, как одна из форм социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

 Поэтому, работая с детьми по изобразительной деятельности я следую девизу: «Рисуя, учимся общению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...

Доклад на тему: "Социально - коммуникативная готовность ребенка к школе"

Очень часто родители, акцентируя свое внимание на интеллектуальном развитии ребенка, нередко упускают из виду социальную готовность ребенка к школе. А ведь умение общаться, осознание себя в роли учени...

Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»

Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования:  оттиском смятой бумагой, оттиском...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир кра...

Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...

Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)

Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....