Дополнительная образовательная программа "Живые кадры".
рабочая программа по теме

Яхно Мария Васильевна

Программа «Живые кадры»  разработана на пять лет   обучения,  рассчитана на детей возрастом от 10 до 15 лет(5, 6,7,8,9 классы). Занятия проводятся два  раза в неделю. По 2 часа для групп 1 года обучения, по 3 часа для групп 2, 3,4,5 года обучения.

Цель данной программы - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через создание мультфильмов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhivye_kadry_borisova_m.v.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Рассмотрена

на заседании методического совета

Протокол № ___ от  ________ 2015г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦВР

___________Н.В. Ульянич

Дополнительная общеобразовательная программа

«Живые кадры»

Для детей и подростков от 10 до  15 лет.

Срок реализации 5 лет.

Автор:  Борисова Мария Васильевна,

педагог МБОУ ДОД

 «Центр внешкольной работы»

Ставропольский край, г.Нефтекумск

2015 год



Пояснительная записка.

 Новые жизненные условия  выдвигают свои требования к современному подростку. Согласно им, вступающий во взрослую жизнь выпускник должен быть:

  • мыслящим, инициативным, самостоятельным, креативным, уметь принимать решения самостоятельно;
  • ориентированным на лучшие конечные результаты своей деятельности, трудолюбивым.

Эти качества, которые выступают своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе,  очень хорошо развиваются посредством творчества.

Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает мультипликация.  В нашей  стране детских мультипликационных объединений очень мало, но их опыт деятельности показывает, что этот вид творчества востребован,  актуален, очень хорошо способствует развитию и воспитанию ребенка. Для создания мультфильма ребенку нужно сначала научиться созданию персонажей, ключевых предметов, декораций. Это требует определенных навыков работы с декоративными материалами (холодный фарфор, бумага, краски), способствует их приобретению и совершенствованию.  В процессе создания сценария обучающиеся учатся работать с литературой и формулировать свои мысли, записывать их.  Создавая образы своих героев и наделяя их характером, дети вкладывают в них свои представления  об идеалах, об окружающем мире. Они открывают  свои мечты  и проблемы через персонажа, что позволяет вовремя диагностировать  проблемы ребенка и работать над их устранением. Озвучивая своих героев, дети становятся более уверенными в себе, развивают речь, учатся бороться со стеснительностью и скованностью, становятся более открытыми. Посредством мультипликации ребенок выражает свои эмоции, в  ней на всех этапах создания мультфильма отражается окружающий мир: природа, общественная жизнь через призму  детского восприятия и воображения.  

Данная общеобразовательная программа предусматривает создание  мультфильмов  в технике перекладки,  пластилиновой анимации, сыпучей анимации. Этот вид творчества, современный и экологичный, способствует в полной мере  эстетическому  воспитанию, - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя того или иного персонажа с натуры, по памяти или по рисунку. Обучающиеся знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивает наблюдательность, фантазию.

Мультипликация является достаточно новым направлением детского творчества:

  • способствует концентрации внимания, заставляя сосредоточиться на процессе изготовления мультфильма,  чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти: чтобы сделать персонаж,  ребенок должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы складывания или лепки;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе разработки сценария, конструирования декораций у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
  • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

        Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологическому пошаговому плану способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.  В качестве подведения итогов выбрана презентация  готового мультфильма не случайно. Проведение презентаций очень полезный навык, ребенок учится защищать свой проект, свою идею, развивает умение выступать перед аудиторией, приобретает уверенность в себе. Во взрослой жизни выпускнику придется часто презентовать себя и свою работу, эти навыки необходимы для достижения успеха.

С точки зрения психологии занятия по созданию персонажей и декораций получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития обучающихся, а сама съемка и презентация мультфильма создает небольшое нервное напряжение, что формирует такие личностные качества и навыки,  как воля, самостоятельность, коммуникабельность, умение быстро и креативно находить пути решения возникающих проблем, умение формулировать и отстаивать свои идеи, свой взгляд на проблему, умение без конфликтов решать спорные вопросы и т.д.

Программа предусматривает изучение техник и  выполнение изделий от простого к сложному, чтобы уже в начале обучения ребенок  получил радость от достижения успеха в работе. Изделия для декораций, персонажи в конце съемки мультфильма могут использоваться в качестве подарков, для украшения интерьера, а также участвовать в выставках как самостоятельные изделия или композиции. Кроме непосредственно создания мультфильма, программа предусматривает создание изделий на сезонные, праздничные темы(открытки, коллажи, сувениры), воспитательные беседы, интеллектуальные игры и работу с родителями.

Программа «Живые кадры»  разработана на пять лет   обучения,  рассчитана на детей возрастом от 10 до 15 лет(5, 6,7,8,9 классы). Занятия проводятся два  раза в неделю. По 2 часа для групп 1 года обучения, по 3 часа для групп 2, 3,4,5 года обучения.

Цель данной программы - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через создание мультфильмов.

  1. Задачи.

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с основами знаний в области мультипликации;
  • ознакомить обучающихся с основами знаний в области современного декоративно-прикладного искусства: квиллинг, скрапбукинг, лепка из холодного фарфора;
  • научить технологиям работы с бумагой;
  • научить технологиям работы с сыпучими материалами;
  • научить созданию авторской куклы;
  • научить презентовать свои работы;
  • научить технологиям создания мультфильмов;
  • научить технологиям работы с  пластичными материалами, а так же технологиям работы с лакокрасочными материалами;
  • ознакомить с основами проектировочной деятельности;
  • научить основам безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни;
  • ознакомить с основами знаний этикета и прикладной психологии.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

 Развивающие задачи:

  • развивать у обучающихся речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение;
  • развивать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  •  развить навыки создания объемных  и плоских моделей;
  • развивать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер,  мелкую моторику рук, соразмерность движения рук.

 Воспитательные задачи:

  •  воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от законченной работы;
  •  воспитать умение работать в коллективе;
  • воспитывать самостоятельность в работе;
  • воспитывать волевые качества.

Ведущими идеями программы являются :

  •  создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
  •  создание нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • создание отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактика асоциального поведения;
  • интеллектуальное  и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


Содержание курса.

Учебно-тематический план первого года обучения.

№ п/п.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

6

2

4

2

Мультипликация.

46

16

30

3

Лепка из холодного фарфора, глины и папье-маше.

16

4

12

4

Работа с бумагой.

16

6

10

5

Авторская каркасная кукла.

22

10

12

6

Досугово-воспитательная деятельность.

32

16

16

7

Итоговая аттестация.

4

0

4

8

Итоговое занятие.

2

0

2

Итого:

144

1 год обучения:

1.Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.

Введение.  Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинетах детского объединения. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе в швейной мастерской. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе с лакокрасочными материалами. Техника безопасности проведения массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при гололёде.

Практика. Интеллектуальная игра «Остаться здоровым». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности. Тренировка эвакуации  из здания ЦВР при пожаре и землетрясении.

2.Мультипликация.

Теория.  Из истории мультипликации. Этапы создания мультфильма.   Инструктаж по использованию оборудования для съемки и звукозаписи. Техника перекладки.  Кукольная анимация. Сыпучая анимация.

Практика.  Просмотр документального фильма об истории мультипликации.  Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций». Разработка сценария мультфильма о нашем детском объединении. Создание персонажей из бумаги.  Съемка мультфильма о детском объединении, монтаж. Интеллектуальная игра «Море волнуется». Разработка сценария мультфильма на тему здорового образа жизни. Лепка персонажей, декораций. Съемка мультфильма в кукольной технике, монтаж.  Интеллектуальная игра «Театр аббревиатур». Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма «К нам приходит Новый год» в любой  уже изученной технике на выбор обучающихся, монтаж.  Разработка сценария, подготовка зерна,  съемка мультфильма в сыпучей технике  на тему прихода весны, монтаж. Интеллектуальная игра «Строчка из стихотворения/из песни». Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма на историческую тему(изучаемую по школьной программе) в технике перекладки, монтаж. Разработка сценария, подготовка зерна и съемка мультфильма «Вперед к мечте!» в сыпучей технике, монтаж. Разработка сценария на свободную тему, изготовление персонажей, съемка и монтаж мультфильма в свободной технике.

  1. Лепка из холодного фарфора, папье-маше и глины.  

Теория. Обзор свойств материалов для лепки.  Знакомство с приспособлениями и инструментами для лепки.   Знакомство с основными приемами  лепки. Техника снятия формы с моделируемого объекта.  Техники  вырезания из простых форм, сглаживание с применением стеков. Техника выдавливания из шприца.  Техника изготовления каркасных изделий.

Практика. Демонстрация предметов из фарфора, папье-маше.  Приготовление массы холодного фарфора и окрашивание. Приготовление массы папье-маше.  Изготовление сувенира из холодного фарфора «Букет». Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше. Коллективное изготовление каркасного сувенира «Лесная поляна».  

  1.     Работа с бумагой.

Теория. История скрапбукинга. Современное применение скрапбукинга. Авторская открытка (аппликация, pop-up). Коллаж. Бумажная филигрань.

Практика. Создание презентации о скрапбукинге.  Выполнение бумажной филиграни на новогоднюю тематику для украшений на окна. Выполнение открытки к Новому году в технике аппликации. Изготовление коллажа «Декорация». Выполнение коллективного коллажа - стенгазеты  детского объединения.

  1. Авторская каркасная кукла

Теория. История куклы. Современная авторская кукла. Анатомия куклы. Материалы и приспособления.  Техника изготовления характерной каркасной куклы.

Практика. Просмотр видеоматериалов об истории кукол и современной авторской  куклы.  Создание презентации на тему анатомии куклы.   Выбор персонажа, создание  эскиза куклы.  Изготовление болванки куклы на каркасе. Выполнение лица куклы при помощи стеков. Изготовление одежды для куклы.  Оформление куклы дополнительными элементами, согласно ее образу.

  1. Досугово-воспитательная деятельность.

Теория. Беседа по формированию толерантного сознания «Я люблю тебя, Россия».   Профилактическая беседа  с обучающимися «Суицидальное поведение как крайняя форма агрессии». Беседа для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения. Информационный час «Самая главная ценность — это жизнь». Беседа «Права ребенка».  Беседа  «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам». Диалог «Взаимодействие детей и родителей».  Беседы по патриотическому воспитанию. Экология в быту: «Мы—часть Природы».

Практика. Экскурсии, лекции в музее МБОУ ДОД ЦВР «Память».  Праздник посвящения в кружковцы «В нашем доме ты — хозяин». Марафон  «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам». Просмотр видеоматериалов о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Игра-викторина на тему ЗОЖ.  Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки.  Упражнения для укрепления спины  и шейного отдела позвоночника.   Разучивание упражнений для профилактики и лечения заболеваний глаз. Экологический марафон. Новогоднее мероприятие «Новогодние приключения».  Посещение кукольного спектакля МБОУ ДОД ЦВР. Мероприятие «Посиделки у самовара».   Стенгазета «День защитника Отечества». Стенгазета «День Победы». Посещение фестиваля детских хореографических коллективов.

  1. Итоговая аттестация.

Теория.(0 Часов)

Практика. Защита творческого проекта: презентация  мультфильмов, снятых обучающимися,  самооценка проделанной работы. Зачет теоретических знаний по темам: авторская кукла, мультипликация, лепка,  работа с бумагой.

  1. Итоговое занятие.

Теория.(0 часов).

Практика. Подведение итогов работы детского объединения. Выставка работ.  Игра-викторина «Чей персонаж?». Награждение.

Учебно-тематический план второго года обучения.

№ п/п.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

6

2

4

2

Мультипликация.

72

26

46

3

Лепка из холодного фарфора, глины и папье-маше.

39

14

25

4

Работа с бумагой.

29

11

18

5

Авторская каркасная кукла.

32

15

17

6

Досугово-воспитательная деятельность.

32

16

16

7

Итоговая аттестация.

4

0

4

8

Итоговое занятие.

2

0

2

Итого:

216

2 год обучения:

1.Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Введение.  Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинетах детского объединения. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе в швейной мастерской. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе с лакокрасочными материалами. Техника безопасности проведения массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при гололёде.

Практика. Интеллектуальная игра «Остаться здоровым». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности (м/ф «Спасик и его друзья»). Тренировка эвакуации  из здания ЦВР при пожаре и землетрясении.

2.Мультипликация.

Теория.  Из истории мультипликации. Этапы создания мультфильма.   Инструктаж по использованию оборудования для съемки и звукозаписи. Техника перекладки.  Кукольная анимация. Сыпучая анимация.

Практика.  Просмотр документального фильма об истории мультипликации.  Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона».  Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций». Разработка сценария мультфильма о нашем детском объединении. Создание персонажей из бумаги.  Съемка мультфильма о детском объединении, монтаж. Интеллектуальная игра «Море волнуется». Разработка сценария мультфильма на тему здорового образа жизни. Лепка персонажей, декораций. Съемка мультфильма в кукольной технике, монтаж.  Интеллектуальная игра «Театр аббревиатур». Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма «К нам приходит Новый год» в любой  уже изученной технике на выбор обучающихся, монтаж.  Разработка сценария, подготовка зерна,  съемка мультфильма в сыпучей технике  на тему прихода весны, монтаж. Интеллектуальная игра «Строчка из стихотворения/из песни». Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма на историческую тему(изучаемую по школьной программе) в технике перекладки, монтаж. Разработка сценария, подготовка зерна и съемка мультфильма «Вперед к мечте!» в сыпучей технике, монтаж. Разработка сценария на свободную тему, изготовление персонажей, съемка и монтаж мультфильма в свободной технике.

  1. Лепка из холодного фарфора, папье-маше и глины.  

Теория. Обзор свойств материалов для лепки.  Углубление знаний  об инструментах для лепки.   Основные  приемы  лепки. Техника снятия формы с моделируемого объекта.  Техники  вырезания из простых форм, сглаживание с применением стеков. Техника выдавливания из шприца.  Приемы работы с гончарным кругом.  Техника изготовления каркасных изделий.

Практика. Демонстрация предметов из фарфора, папье-маше.  Приготовление массы холодного фарфора и окрашивание. Приготовление массы папье-маше.  Изготовление сувенира из холодного фарфора «Фауна». Изготовление карнавальной маски из папье-маше.  Изготовление вазочки из глины при помощи гончарного круга. Коллективное изготовление каркасного сувенира «Древо Жизни».  

  1.     Работа с бумагой.

Теория. История и современное применение скрапбукинга. Авторская открытка (аппликация, pop-up). Коллаж. Бумажная филигрань. Мозайка.

Практика. Создание презентации о скрапбукинге.  Выполнение бумажной филиграни на новогоднюю тематику для украшений на окна. Выполнение открытки к Новому году в технике аппликации. Выполнение открытки ко Дню Святого Валентина  в технике pop-up. Изготовление коллажа «Декорация». Выполнение коллективного коллажа - стенгазеты  детского объединения. Оформление бутылки/кашпо в мозаичной технике.

  1. Авторская каркасная кукла

Теория.  Из истории  куклы. Современная авторская кукла. Анатомия куклы. Материалы и приспособления.  Техника изготовления характерной каркасной куклы.

Практика. Просмотр видеоматериалов об истории кукол и современной авторской  куклы.  Создание презентации на тему анатомии куклы.   Выбор персонажа, создание  эскиза куклы.  Изготовление болванки куклы на каркасе. Выполнение лица куклы при помощи стеков. Изготовление одежды для куклы.  Оформление куклы дополнительными элементами, согласно ее образу.

  1. Досугово-воспитательная деятельность.

        Теория. Беседа по формированию толерантного сознания «Я люблю тебя, Россия».   Профилактическая беседа  с обучающимися «Суицидальное поведение как крайняя форма агрессии». Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения. Информационный час «Самая главная ценность — это жизнь». Беседа «Права ребенка».  Беседа  «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».  Диалог «Взаимодействие детей и родителей». Беседы по патриотическому воспитанию. Экология в быту «Мы—часть Природы». Воспитание волевых качеств.  Тайм-менеджмент: основы и способы применения в жизни школьника.  Культура пользования телефоном, профилактика мошенничества. Культура пользования глобальной  сетью Интернет.  Культура пользования компьютером,  польза и вред компьютерных игр, профилактика компьютерной зависимости.

Практика. Экскурсии, лекции в музее МБОУ ДОД ЦВР «Память».  Праздник посвящения в кружковцы «В нашем доме ты—хозяин». Тренинг  по постановке целей и позитивному планированию (по Робину Шарма «Супержизнь»).  Марафон  «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам». Просмотр видеоматериалов о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Игра-викторина на тему ЗОЖ.  Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки.  Упражнения для укрепления спины  и шейного отдела позвоночника.   Разучивание упражнений для профилактики и лечения заболеваний глаз. Составление памятки о здоровом питании и здоровом образе жизни. Экологический марафон. Новогоднее мероприятие «Новогодние приключения».  Посещение кукольного спектакля МБОУ ДОД ЦВР. Мероприятие «Посиделки у самовара».   Стенгазета «День защитника Отечества». Стенгазета «День Победы».  Ролевая игра на тему культуры пользования сетью интернет «Социальная сеть». Посещение фестиваля детских хореографических коллективов.

  1. Итоговая аттестация.

Теория.(0 Часов)

Практика. Защита творческого проекта: презентация  мультфильмов, снятых обучающимися,  самооценка проделанной работы. Зачет теоретических знаний по темам: авторская кукла, мультипликация, лепка,  работа с бумагой.

Итоговое занятие.

Теория.(0 часов).

Практика.  Подведение итогов работы детского объединения. Выставка работ.  Игра-викторина «Чей персонаж?». Награждение.

Учебно-тематический план третьего  года обучения.

№ п/п.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

6

2

4

2

Мультипликация.

72

26

46

3

Лепка из холодного фарфора, глины и папье-маше.

18

6

12

4

Работа с бумагой.

12

4

8

5

Вышивка лентами.

15

6

9

6

Работа с бисером.

22

9

13

7

Каркасная кукла.

33

15

18

8

Досугово-воспитательная деятельность.

32

16

16

9

Итоговая аттестация.

4

0

4

10

Итоговое занятие.

2

0

2

Итого:

216

84

132

3 год обучения:

1.Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.  Введение.  Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинетах детского объединения. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе в швейной мастерской. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе с лакокрасочными материалами. Техника безопасности проведения массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при гололёде.

Практика. Интеллектуальная игра «Остаться здоровым». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности (м/ф «Спасик и его друзья»). Тренировка эвакуации  из здания ЦВР при пожаре и землетрясении.

2.Мультипликация.

Теория.  Анимация.  Этапы создания мультфильмов(углубление материала). Способы создания мультфильмов. Техника перекладки.  Кукольная анимация. Сыпучая анимация. Пластилиновая анимация.

Практика.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма на осеннюю тематику в пластилиновой технике, монтаж. Разработка сценария мультфильма «Однажды в школе…». Съемка мультфильма «Один день из жизни куклы» в кукольной технике, монтаж.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма «К нам приходит Новый год» в любой  уже изученной технике на выбор обучающихся, монтаж.  Съемка мультфильма «Мой папа самый смелый!». Съемка мультфильма в сыпучей технике «Весна пришла».  Интеллектуальная игра «Строчка из стихотворения/из песни». Разработка сценария на свободную тему, изготовление персонажей, съемка и монтаж мультфильма в технике перекладки. Съемка мультфильма «Живые кадры-2014!»

3 Лепка из холодного фарфора, папье-маше и глины.  

Теория.  Способы отделки лепных изделий.  Изготовление роз из холодного фарфора.

Практика. Изготовление сувенира «Дракон» из папье-маше.  Изготовление подсвечника «Розы» из холодного фарфора.

  1. Работа с бумагой.

Теория. Бумажная филигрань, вытынанки.   Авторская открытка (квиллинг, pop-up).

Практика.  Выполнение бумажной филиграни на новогоднюю тематику для гирлянд и украшений на окна. Выполнение открытки к Новому году в технике квиллинг.

  1. Вышивка лентами

Теория. Вышивка лентами. Основные стежки. 

Практика. Изготовление игольницы «Ёлочка», украшенной вышивкой лентами. Вышивка лентами: вышивка открытки к 8 марта.

  1. Работа с бисером

Теория. Из истории бисера. Плетение из бисера на проволоке. Декорирование стекла  бисером. Вышивка бисером.

Практика. Изготовление подсвечника из бисера. Изготовление подвески «Снежинки» из бисера. Оформление бутылки/кашпо бисером. Вышивка  броши «Бабочка».

  1. Каркасная кукла

Теория.  Миниатюра. Анатомия куклы. Техника изготовления характерной каркасной куклы.

Практика. Изготовление новогоднего румбокса. Изготовление аксессуаров  для куклы. Создание презентации на тему анатомии куклы.   Выбор персонажа, создание  эскиза куклы.  Изготовление болванки куклы на каркасе. Выполнение лица куклы при помощи стеков. Изготовление одежды для куклы.  Оформление куклы дополнительными элементами, согласно ее образу.

  1. Досугово-воспитательная деятельность.

Теория. Беседа о ЦВР. Экология в быту. Беседа  «Мы --- то, что мы едим». Устный журнал: «Как празднуют Новый год на нашей планете?». Беседа «Береги глаза смолоду». Правила хорошего тона при общении в сети Интернет. Беседа по тайм-менеджменту.  Беседы по перспективному плану отдела МБОУ ДОД ЦВР.

Практика.  Экскурсия в городской парк и по городу Нефтекумску. Экскурсии, лекции в музее МБОУ ДОД ЦВР «Память».  Игра-викторина на тему ЗОЖ.  Разучивание упражнений для профилактики и лечения заболеваний глаз. Составление памятки о здоровом питании и здоровом образе жизни. Экологический марафон. Новогоднее мероприятие «Новогодние приключения».  Посещение кукольного спектакля МБОУ ДОД ЦВР. Самоварный круг «Игра по тайм-менеджменту «Выиграй жизнь».  Участие в мероприятиях МБОУ ДОД ЦВР.

  1. Итоговая аттестация.

Теория.(0 Часов)

Практика. Защита творческого проекта: презентация  мультфильмов, снятых обучающимися,  самооценка проделанной работы. Зачет теоретических знаний по темам: авторская кукла, мультипликация, лепка, бисероплетение, работа с бумагой.

  1. Итоговое занятие.

Теория.(0 часов).

Практика.  Подведение итогов работы детского объединения. Выставка работ.  Игра-викторина «Чей персонаж?». Награждение.

Учебно-тематический план четвертого  года обучения.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

6

2

4

2

Мультипликация.

72

26

46

3

Лепка из соленого теста.

21

6

15

4

Работа с бумагой.

12

4

8

5

Вышивка лентами.

15

6

9

6

Работа с бисером.

22

9

13

7

Рисование песком.

30

12

18

8

Досугово-воспитательная деятельность.

32

16

16

9

Итоговая аттестация.

4

0

4

10

Итоговое занятие.

2

0

2

Итого:

216

84

132

4 год обучения:

1.Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.  Введение.  Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинетах детского объединения. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе в швейной мастерской. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе с лакокрасочными материалами. Техника безопасности проведения массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при гололёде.

Практика. Игра-викторина «Что ты знаешь о безопасности?». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности (м/ф «Спасик и его друзья»). Тренировка эвакуации  из здания ЦВР при пожаре и землетрясении.

2.Мультипликация.

Теория.  Анимация.  Этапы создания мультфильмов(углубление материала). Техники  создания мультфильмов. Техника перекладки.  Кукольная анимация. Сыпучая анимация. Рисованная анимация. Знакомство с компьютерной анимацией.

Практика.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма на осеннюю тематику в сыпучей технике, монтаж. Разработка сценария и съемка  мультфильма «Мои друзья» в технике перекладки. Съемка мультфильма «Игрушки» в кукольной технике, монтаж.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма «Зимняя сказка» в любой  уже изученной технике на выбор обучающихся, монтаж.  Съемка мультфильма «Подарок папе». Съемка мультфильма в технике рисования «Весеннее чудо».  Разработка сценария на свободную тему, изготовление персонажей, съемка и монтаж мультфильма в технике перекладки. Съемка мультфильма «Живые кадры- веселые ребята!».

3 Лепка из соленого теста.  

Теория.  Изготовление соленого теста: сравнение различных рецептов. Роспись лепных изделий.  Знакомство со стилем в искусстве  керамики  De Rosa /Rinconada.

Практика. Изготовление сувенира «Рыбка». Изготовление сувенира «Сказочный домик». Изготовление пано «Кошка» в стиле De Rosa /Rinconada. Изготовление сувенира-подставки под яйцо «Пасхальная курочка». 

  1. Работа с бумагой.

Теория. Основы работы с бумагой (углубление знаний).Бумажная филигрань.

Практика.  «Сова» из рулончиков. Выполнение бумажной филиграни на новогоднюю тематику для гирлянд и украшений на окна. Подставка под бижутерию «Дерево».

  1. Вышивка лентами

Теория. Основные стежки. Виды лент. Цветы из лент. Гжель.

Практика. Мак из лент. Вышивка розы. Вышивка элемента гжельской росписи «Роза».

  1. Работа с бисером

Теория. Разнообразие видов бисера и материалов для бисероплетения.  Современная бижутерия из бисера.  Техника «Полотно». Техника «Мозайка».

Практика. Изготовление сувенира «Новогодний веночек». Браслет в технике полотно «Олени». Длинные серьги из бисера.  Георгиевская лента-браслет из бисера.

  1. Рисование песком

Теория.  Рисование песком. Окрашивание песка. Место и инструменты для рисования. Основные приемы рисования.

Практика. Рисование осенних мотивов. Рисование песком с использование камней. Рисование цветным песком «Цветы». Рисование мотива «На лугу».  Рисование песком «Восточная сказка». Рисунок «На дне морском». Песочная анимация на стекле «Тайны волшебного леса». Картина из песка «Дети природы».

  1. Досугово-воспитательная деятельность.

Теория. Беседа о ЦВР. Экология в быту. Беседа  «Чистый дом». Устный журнал: «Новогодние легенды». Беседа «Глаза—зеркало  души». Правила этикета и безопасности  при общении в сети Интернет. Беседа по тайм-менеджменту.  Беседы по перспективному плану отдела МБОУ ДОД ЦВР.

Практика.  Экскурсия в городской парк и по городу Нефтекумску. Экскурсии, лекции в музее МБОУ ДОД ЦВР «Память».  Игра-викторина на тему ЗОЖ.  Разучивание упражнений для профилактики и лечения заболеваний глаз. Составление памятки об экологии в быту. Экологический марафон.  Посещение кукольного спектакля МБОУ ДОД ЦВР.  Самоварный круг «Новый год к нам мчится». Игра по тайм-менеджменту «Супер-жизнь».  Участие в мероприятиях МБОУ ДОД ЦВР.

  1. Итоговая аттестация.

Теория.(0 Часов)

Практика. Защита творческого проекта: презентация  мультфильмов, снятых обучающимися,  самооценка проделанной работы. Зачет теоретических знаний по темам: рисование песком, мультипликация, лепка,  работа с бумагой, бисероплетение, вышивка лентами.

  1. Итоговое занятие.

Теория.(0 часов).

Практика.  Подведение итогов работы детского объединения. Выставка работ.   Награждение. Самоварный круг.

Учебно-тематический план пятого   года обучения.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

6

2

4

2

Мультипликация.

72

26

46

3

Лепка из соленого теста и папье-маше.

21

6

15

4

Работа с бумагой.

12

4

8

5

Вышивка лентами.

15

6

9

6

Работа с бисером.

22

9

13

7

Рисование песком.

30

12

18

8

Досугово-воспитательная деятельность.

32

16

16

9

Итоговая аттестация.

4

0

4

10

Итоговое занятие.

2

0

2

Итого:

216

84

132

5 год обучения:

1.Введение  в дополнительную общеобразовательную  программу. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.  Введение.  Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинетах детского объединения. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе в швейной мастерской. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья при работе с лакокрасочными материалами. Техника безопасности проведения массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при гололёде.

Практика. Игра-викторина «Школа безопасности». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности (м/ф «Спасик и его друзья»). Тренировка эвакуации  из здания ЦВР при пожаре и землетрясении.

2.Мультипликация.

Теория.  Анимация.  Этапы создания мультфильмов (углубление материала). Техники  создания мультфильмов. Техника перекладки.  Кукольная анимация. Сыпучая анимация. Рисованная анимация.

Практика.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма на лесную  тематику в сыпучей технике, монтаж. Разработка сценария и съемка  мультфильма «Моя школа» в технике перекладки. Съемка мультфильма «Ожившие игрушки» в кукольной технике, монтаж.  Разработка сценария, создание персонажей и съемка мультфильма «Зимнее волшебство» в любой  уже изученной технике на выбор обучающихся, монтаж.  Съемка мультфильма «Папин день». Съемка мультфильма в технике рисования «Весенняя карусель».  Разработка сценария на свободную тему, изготовление персонажей, съемка и монтаж мультфильма в технике перекладки. Съемка мультфильма «Живые кадры- это мы!».

3 Лепка из соленого теста и папье-маше.  

Теория.  Изготовление изделий из  папье-маше (сравнение различных способов). История и направления  росписи на тарелках.

Практика. Изготовление тарелки из папье-маше с росписью. Изготовление сувенира из папье-маше «Павлин». Изготовление сувенира из папье-маше и лампочек  «Козочка». Изготовление гирлянды «Яблочные сердечки» к 14 февраля  из соленого теста.

4.Работа с бумагой.

Теория. Основы работы с бумагой (углубление знаний). Бумажная филигрань.

Практика.   Изготовление тропиария «Розы». Изготовление винтажных новогодних игрушек. Изготовление карандашницы. Изготовление пасхальной коробочки.

  1. Вышивка лентами

Теория. Основные стежки. Тонирование шелковых лент.

Практика. Вышивка пушистых цветочков. Вышивка анютиных глазок. Изготовление очечника с вышивкой лентами «Для мамы».  

  1. Работа с бисером

Теория. Бижутерия из бисера. Разнообразие фурнитуры.   Вышивка бисером. Посадка вышитой заготовки на основу.

Практика. Изготовление колье «Воздушное». Изготовление браслета  «Ажурный».  Вышивка броши «Рыбка».

  1. Рисование песком

Теория.  Рисование песком. Окрашивание песка. Место и инструменты для рисования. Основные приемы рисования(углубление знаний).

Практика. Рисование осенних мотивов. Рисование песком с использованием семян, листьев и других природных материалов. Рисование цветным песком «Радужные пони». Рисование мотива «Фантазия».  Рисование песком «Путешествие на край света». Рисунок песком «За облаками». Песочная анимация на стекле «Царство морского владыки». Картина из песка «Лето».

  1. Досугово-воспитательная деятельность.

Теория. Беседа о ЦВР. Экология в быту. Беседа  «Беречь природу—дело каждого». Устный журнал: «Зимние чудеса». Беседа «Лидерство без титулов». Беседа: «21,5  секретов счастливой жизни». Беседа по тайм-менеджменту.  Беседы по перспективному плану отдела МБОУ ДОД ЦВР.

Практика.  Экскурсия в городской парк и по городу Нефтекумску. Экскурсии, лекции в музее МБОУ ДОД ЦВР «Память».  Игра-викторина на тему ЗОЖ.  Разучивание комплекса упражнений для профилактики и лечения заболеваний глаз. Составление памятки о  бережном отношении к  окружающей среде. Экологический марафон.  Посещение кукольного спектакля МБОУ ДОД ЦВР.  Самоварный круг «У порога Новый год». Игра по тайм-менеджменту «30-дневное путешествие к успеху».  Участие в мероприятиях МБОУ ДОД ЦВР.

  1. Итоговая аттестация.

Теория.(0 Часов)

Практика. Защита творческого проекта: презентация  мультфильмов, снятых обучающимися,  самооценка проделанной работы. Зачет теоретических знаний по темам: рисование песком, мультипликация, лепка,  работа с бумагой, бисером, вышивка лентами.

  1. Итоговое занятие.

Теория.(0 часов).

Практика.  Подведение итогов работы детского объединения. Выставка работ.   Награждение. Самоварный круг.

  1. Методики и технологии обучения и воспитания.

Образовательная программа «Живые кадры» спроектирована  с учетом возрастных особенностей подросткового периода. В это время практически все дети переживают кризис переходного возраста, который характеризуется  поиском своего места среди взрослых, необходимостью самоутвердиться,  получить одобрение окружающих, а также в это время дети начинают  выстраивать свои отношения с противоположным полом.  

Поэтому  основной уклон делается на групповую  работу, индивидуальные и коллективные занятия так же присутствуют, но  в меньшей степени.

В связи с гормональными всплесками у подростков наблюдается рассеянность внимания, поэтому  для привлечения их к художественной деятельности выбраны современные  и новые виды  творчества, а в качестве основных методов  обучения  выбраны метод проблемного изложения и  игровой метод.

Помимо основных методов, приведенных выше, образовательный процесс  включает в себя и другие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • частично- поисковый.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления, о технологиях и материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля и самоанализа, а так же воспитывает чувство ответственности. Развитие и проявление этих качеств в подростковом возрасте крайне важно, так как позволяет подростку сравнивать себя со взрослым человеком, приблизиться к нему.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом, а также навыки работы с бумагой и другими декоративными материалами. Кроме того работа над созданием мультфильма развивает творческие способности обучающегося.

В процессе обучения, накапливая опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

  1. Условия реализации.

Для занятий мультипликацией необходимо подготовить рабочие места для педагога и обучающихся, места хранения оборудования и незаконченных работ обучающихся.

      Рабочие места. 

Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики работают за  партами на рабочей доске. Доска делает при лепке поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками, а так же предохраняет мебель от царапин в процессе нарезания бумаги.

Основное оборудование:

*одежда (лучший вариант рабочей одежды  – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);

*нож (стек), иглы, нитки;

*материал (холодный фарфор, бумага, ткань, пластилин);

*лакокрасочные материалы (водонерастворимый лак, гуашь, акварель, корабельный лак, клей ПВА);

*персональный компьютер с веб-камерой, оснащенный программой Claymation Studio 3.0;

*лампа настольная;

*стеклянный стол для сыпучей мультипликации.

  1. Предполагаемые результаты.

Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключаются в формировании у обучающихся знаний, умений и навыков.

Должны знать:

  • историю мультипликации;
  • основные приемы работы с пластичными материалами;
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
  • основные направления и техники мультипликации;
  • приемы изготовления каркасных изделий;
  • правила техники безопасности;
  • основные понятия и термины, свойства изученных материалов;
  • об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений;
  •  знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний;
  • об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека, понятие о стилизации);
  • о творческом подходе к работе и об использовании полученных знаний в практической деятельности;
  • приемы работы с бумагой;
  • о работе с книгой, индивидуальной творческо-поисковой деятельности, о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
  • о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах самоорганизации в групповой работе.

 Должны уметь:

  • применять на практике полученные знания о народной и современной авторской игрушке;
  • изготавливать изделия из холодного фарфора и папье-маше (плоские, объемные, каркасные) и из бумаги;
  • использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;
  • применять различные краски,  уметь работать с палитрой;
  • создавать композицию;
  •  применять на практике навыки проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с лепными изделиями;
  • уметь  творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения;
  • снимать при помощи веб-камеры, оформлять, презентовать мультфильмы;
  • работать с книгой, применять навыки индивидуальной творческо-поисковой деятельности;
  • оценивать свою работу и корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • работать в коллективе, уметь сопереживать и помогать окружающим;
  1. Критерии оценки результатов программы.

Для подтверждения результативности курса обучения используются критерии оценки обучающих программ Дональда Киркпатрика.

  • Уровень 1 – Реакция (уровень удовлетворенности обучающихся, их эмоциональный настрой).
  • Уровень 2 – Научение (изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников в результате прохождения ими программы обучения).
  • Уровень 3 – Поведение  (в какой степени изменилось поведение школьников в результате обучения).
  • Уровень 4 – Результаты (изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение).

Оценка по этим критериям производится в конце курса обучения, а также в конце каждого квартала.

 Кроме того, в течение учебного года между обучающимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в  тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.

Завершением курса обучения является итоговая  выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия отбираются для участия в районных и краевых конкурсах, выставках, фестивалях.

Подведение итогов осуществляется в виде составления электронных фотоальбомов готовых изделий, презентаций  готовых мультипликационных роликов, проведения выставок, участия в конкурсах детского творчества (на муниципальном, региональном уровнях).

Литература:

Для педагога:

  1. «Паперклэй Делайт» ООО «Дизайн Кора». Москва 2006.
  2. Monica Resta  «Imitar mosaico vidrio y ceramica con Fimo » Editorial el Drac, Madrid,2004.
  3. Буйлова Л.Н. , Кленова Н.В., Постников А.С. «Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей.»
  4. Буйлова Л.Н. «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей», Москва. 2002.
  5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей// Внешкольник. 2004. - №5.
  6. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 1999.
  7. Вебсайт: http://glinki.net/
  8. Вебсайт: http://poly-clay.narod.ru/
  9. Возрастная психология(психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ. 2007.
  10. Елена Кунина «Характерные куклы из полимерных масс» ООО «Дизайн Кора» Москва, 2006.
  11. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва-Самара, 1998
  12. Игрушки из бумаги. - Санкт-Петербург: Кристалл, 1997.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  14. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. / Школьные технологии 1997. - №4.
  15. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей// Внешкольник. 2003. - №9.
  16. Управление образованием администрации г. Салехард.  Составитель Максименко Т.А. «Сборник образовательных программ дополнительного образования детей»  Салехард, 2004.

Для обучающихся:

  1. Дэвид Крэков «Лепим из полимерной глины», Москва,  Астрель, 2005.
  2. Елена  Шилкова «Бижутерия своими руками», Москва, Рипол Классик, 2011.
  3. И. Хананова «Соленое тесто»,  Москва. 2007.
  4. М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто». Издательский Дом МСП.  Москва, 2006.
  5. Поделки папье-маше: Бумажные цветы. / Пер. с англ. Л.Я.  Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1996
  6. Ращупкина Светлана «Цветы и деревья, вышитые лентами», Москва, Рипол Классик, 2011.
  7. Фрей Шериан «Научитесь лепить забавных животных»,  ООО «Попурри» 2003.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Рабочее место, материал, инструмент.

Композиция, план.

Эскиз, модель, чертеж, схема.

Полотна, ножницы, шаблон, угольник.

Плоскость, фигура,  базовая форма, шар, овал, конус. Разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.

Аппликация, складывание, квиллинг, скрапбукинг, pop-up,  конструирование и моделирование из бумаги и картона, холодный фарфор, папье-маше,  каркасное изделие.

Текстура, штамп.

Раскадровка, фотография, сцена, кадр, анимация,  «сыпучий» мультфильм,  «пластилиновый» мультфильм,  мультипликация.

Приложение

Критерии оценки обучающей программы «Живые кадры»( по Дональду Киркпатрику.)

Первый уровень. Реакция (уровень удовлетворенности обучающихся, их эмоциональный настрой).

Диагностируется оценкой посещаемости, наблюдением.

Высокий уровень:

1.  Ребенок не пропускает занятия без уважительных причин.

2.  Активно участвует в коллективных работах.

Средний уровень:

1. Ребенок иногда пропускает занятия без уважительных причин.

2.  Неохотно участвует в коллективных работах.

Низкий уровень:

1.  Ребенок часто пропускает занятия без уважительных причин.

2.   Избегает коллективных работ.

Второй уровень.

I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с бумагой и пластичными материалами.

Высокий уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:

  • разметка контура по шаблону;
  • разметка по линейке;
  • умение сравнивать с образцом;
  • складывание простейших базовых форм в технике «квиллинг»;
  • лепка базовых форм из холодного фарфора и папье-маше;
  • точная передача форм моделируемого объекта
  • окрашивание  изделий;
  • применение штампов и текстур;
  • точное выполнение линий сгиба;
  • аккуратное и точное склеивание деталей;
  • точное и аккуратное выполнение надрезов и разрезов.

2. Экономно использует  материалы.

Без особых затруднений ребенок способен  вылепить/ сложить  изделие по шаблону. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

Средний уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки и испытывает небольшие  затруднения.

2.  Недостаточно экономно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.

Низкий уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и  нуждается в помощи учителя.

2.   Неэкономно расходует рабочий материал.

II. Самостоятельность, внимание.

Высокий уровень:

1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую учителем.

2. С помощью наводящих вопросов учителя  может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую учителем информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.

Средний уровень:

1. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2. С помощью учителя находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3. Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

Низкий уровень:

1. Операция выполняется только под постоянным руководством учителя.

2. Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3. Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

III. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).

Высокий уровень:

1.  Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.

2.  Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений.

Средний уровень:

1. Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.

2.  Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и цвета.

Низкий уровень:

1.  Ребенок не может  правильно (без помощи учителя) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.

2.   Испытывает большие затруднения при выборе цвета

Третий уровень.– Поведение.

Высокий уровень:

  1. Ребенок пунктуален, приходит на занятия вовремя.
  2. Открыт к общению, рассказывает о своей жизни, семье, переживаниях.
  3. Высказывает свои идеи, вносит предложения по улучшению  работы.

Средний уровень:

1.  Ребенок иногда опаздывает.

2.  Ребенок отвечает на вопросы о себе и своей жизни, но сам рассказывает редко.

3. Редко сам высказывает свои идеи, чаще делает это через товарища.

Низкий уровень:

1. Ребенок часто опаздывает.

2.    Старается уходить от разговоров о его жизни и семье, сам никогда не рассказывает, если не спросить.

3.  Очень редко и неуверенно высказывает свои идеи, почти всегда через товарища.

Четвертый уровень.– Результаты (изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение).

Диагностируется  наблюдением и беседами с родителями, классными руководителями.

. Высокий уровень:

  1. Ребенок стал спокойным, хорошо спит.
  2. Повысилась успеваемость в школе.
  3. Ребенок стал охотнее помогать по дому.

Средний уровень:

1.  Нервное состояние ребенка  не имеет ощутимых изменений.

2.  Успеваемость в школе незначительно улучшилась.

3. Ребенок выполняет текущие обязанности по дому, но редко берет на себя  новые.

Низкий уровень:

1. Ребенок вспыльчивый, нервный, плохо спит и неохотно ложится спать.

2.    Успеваемость в  школе  снизилась или не изменилась.

3.  Ребенок время от времени не выполняет своих домашних обязанностей, уклоняется от труда дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Кадр" (фото-видеомонтаж)

Данная программа предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста цифровым технологиям получения и обработки изображения, мультимедиа технологиям. По общим при...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...