Технология развития "критического мышления"
учебно-методический материал по теме

Бережная Ирина Ивановна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx78.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Основная цель применения ТРКМ  – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии  развития критического мышления посредством чтения и письма -  американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни  Стил, Курт Мередит.  В России реализуется с середины 90-ых годов.     В  основе технологии лежит:
·         диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
·         психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
·         педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление?  Это мышление:
·         
свободное
·         независимое 
·         рефлексивное
·         оценочное
·         аналитическое

Алгоритм технологии развития критического мышления:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/idba0a5007ec2d59d/version/1374089891/image.jpg

Технологические этапы урока

I стадия - Вызов: 

- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к  получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения

 

 II стадия - Осмысление   содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных  целей обучения


 III стадия -
Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

Вызов

Деятельность учителя -  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

 

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Осмысление содержания

 Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

Рефлексия

 Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;  внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские задания на основе изученной информации.

 Деятельность учащихся -  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

 Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах.

Приемы технологии РКМ

1.     «Инвентаризация» - составление списка известной информации
      Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию к уже имеющейся, и дополняют ее.
2.   
  «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения.
      На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).       

       На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3.     
Ключевые слова
        Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
4.   
  «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто?    Что?     Когда?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

5.   Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

 6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    -  интерактивная N – noting         -  размечающая S – system         -  система E – effective      -  для эффективного R - reading and  - чтения и   T - thinking        -  размышления
 Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
          " V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думаю иначе, не согласен     " ? " - не понял, есть вопросы  

7.     Зигзаг – групповая работа с текстом.
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=361x10000:format=jpg/path/s38d8cd23af03fae9/image/i9a7f4b064a8bd5a7/version/1374091026/image.jpg

 8. Эффективная лекция  -
         Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
        Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
        Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
        Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9. Кластер («грозди») – графический прием систематизации материала                                                                                                                  Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/i676a198b3d49261d/version/1374091122/image.jpg

10.      Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

11.   Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
        Р – роль, от чьего лица составляется текст
        А- аудитория кому адресован текст
        Ф- форма
        Т – тема

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Стадия вызова
        «Инвентаризация»
        «Верите ли вы…»
·         «Ключевые слова»
·         «Тонкие» и «толстые» вопросы
·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
·         ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
·         Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
·         Зигзаг
·         Лекция
·         Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
·         Ответы на вопросы
·         Кластер
·         Синквейн
·         Проверка и обсуждение таблиц
·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
·         Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Эффективность использования технологии критического мышления

В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение заданий);
 Технологичность КМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления;
 КМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
 В    технологии КМ  заложен  прием   взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;
Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;
  КМ  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом (трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...