Технология развития "критического мышления"
учебно-методический материал по теме
Методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 78.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России реализуется с середины 90-ых годов. В основе технологии лежит:
· диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
· психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
· педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили
Что такое критическое мышление? Это мышление:
· свободное
· независимое
· рефлексивное
· оценочное
· аналитическое
Алгоритм технологии развития критического мышления:
Технологические этапы урока
I стадия - Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
II стадия - Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения
III стадия - Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения
Содержание каждой фазы
Вызов
Деятельность учителя - Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы
Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:
Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Осмысление содержания
Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».
Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Рефлексия
Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся - Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Приемы технологии РКМ
1. «Инвентаризация» - составление списка известной информации
Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию к уже имеющейся, и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения.
На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3. Ключевые слова
Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?
Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?
5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения
I – interactive - интерактивная N – noting - размечающая S – system - система E – effective - для эффективного R - reading and - чтения и T - thinking - размышления
Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
" V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы
7. Зигзаг – групповая работа с текстом.
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы
8. Эффективная лекция -
Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы
9. Кластер («грозди») – графический прием систематизации материала Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди
10. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
11. Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
Р – роль, от чьего лица составляется текст
А- аудитория кому адресован текст
Ф- форма
Т – тема
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Стадия вызова
«Инвентаризация»
«Верите ли вы…»
· «Ключевые слова»
· «Тонкие» и «толстые» вопросы
· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
· Зигзаг
· Лекция
· Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
· Ответы на вопросы
· Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
Эффективность использования технологии критического мышления
В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий);
Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;
КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;
Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный;
КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом (трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории
Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...