К 71-й годовщине Великой Победы. «Герои партизанского движения Северо-Запада». Методическая разработка внеклассного занятия
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему
На внеклассном занятии использованы материалы о партизанском движении в тылу врага в районе Северо-Западного фронта, стихи бывших фронтовиков, фотографии и цветные иллюстрации. Беседа в начале занятия помогла уточнить, что знают учащиеся о героях, в честь которых названы улицы Кировского и Красносельского районов. Дети с интересом прослушали рассказ о комбриге А.В, Германе и пионере-герое Лене Голикове, интересовались подробностями их жизни и героической гибели. Особенно их заинтересовал рассказ о Лене Голикове, так как он был ровесником многих из присутствовавших.
В заключение урока было подчеркнуто, что выиграли войну миллионы безвестных героев, имен которых мы не знаем, но всегда обязаны помнить об их подвиге, а также с уважением относиться ко всем пожилым людям – героям фронта и тыла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1partizany.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К 71-й годовщине Великой Победы.
«Герои партизанского движения Северо-Запада»
Методическая разработка внеклассного занятия Шипиловой Татьяны Яковлевны.
На внеклассном занятии использованы материалы о партизанском движении в тылу врага в районе Северо-Западного фронта, стихи бывших фронтовиков, фотографии и цветные иллюстрации. Беседа в начале занятия помогла уточнить, что знают учащиеся о героях, в честь которых названы улицы Кировского и Красносельского районов. Дети с интересом прослушали рассказ о комбриге А.В, Германе и пионере-герое Лене Голикове, интересовались подробностями их жизни и героической гибели. Особенно их заинтересовал рассказ о Лене Голикове, так как он был ровесником многих из присутствовавших.
В заключение урока было подчеркнуто, что выиграли войну миллионы безвестных героев, имен которых мы не знаем, но всегда обязаны помнить об их подвиге, а также с уважением относиться ко всем пожилым людям – героям фронта и тыла.
ХОД УРОКА
1 .Вступительная беседа о знаменательной дате – 71-й годовщине Победы. 2.Вопрос детям: «Что вы знаете об улицах нашего района, названных в честь героев Великой Отечественной войны?» Обсуждаем ответы.
- «Партизанский край». Рассказ учителя о партизанском движении на Северо-Западе.
- Дети читают стихотворение М.М. Фрейдзона «Партизанским подрывникам ».
- «Подвиг юного партизана Лени Голикова». Рассказ учителя.
а. Детские годы в деревне Лукино.
б.Что заставило мальчика уйти в партизаны.
в. Маленький разведчик,
г. Героический бой.
д. Память о герое.
6.Ученик читает отрывок из стихотворения М. М. Фрейдзона «Все выпало вам...».
7. «Прославленный комбриг - А.В. Герман». Рассказ учителя.
а. Начало воины.
б. Формирование 3-й Ленинградской
партизанской бригады.
в. Боевые операции бригады.
г. Талант комбрига.
д. «Родина помнит заслуги...».
8.Ученик читает отрывок из стихотворения М.М.Фрейдзона
«Сметали с откосов вы эшелоны,..».
9. Заключительное слово учителя: «Не все имена известны, но мы всегда должны помнить о тех миллионах безвестных героев, которые выиграли войну».
Леня Голиков — пионер-герой.
(1926-1943)
Мальчик из легенды — так нарекла слава Леню Голикова. Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. В семье его отца, лесосплавщика, росло трое детей, младшим был Леня.
Когда его родное село, находившееся под Старой Руссой, захватил враг, мальчик добыл винтовки и ушел в партизаны. Он стал любимцем отряда, отважным бойцом. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе. Одевшись нищим, он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. В партизанском отряде Леня вступил в комсомол. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд - и летели под откос вражеские поезда, машины , рушились мосты, горели вражеские склады... Наравне со взрослыми участвовал в боевых операциях. На его личном счету значились 78 уничтоженных гитлеровцев, он взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 машин с боеприпасами, 2 фашистских склада. За храбрость был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Ленина и Красного Знамени.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетов в Москву.
А сколько еще было боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, а 2 апреля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Памятники Лене Голикову поставлены в Новгороде и Москве, а Санкт-Петербурге его именем названа улица в Кировском районе.
Александр Викторович Герман.
(1915-1943)
А.В. Герман - кадровый офицер Красной Армии, майор. В начале Великой Отечественной войны старший лейтенант Герман был направлен в распоряжение штаба Северо-западного фронта. С этого времени и до апреля 1942 года он был начальником разведки 2-й Партизанской бригады, успешно совершал рейды со своей группой по немецким тылам Северо-западного направления. Эта территория вошла в историю под названием Партизанский край. Затем Герман стал командовать 3-ей Ленинградской партизанской бригадой, которая формировалась в районе г. Осташкова. В июле 1942 года он благополучно перевел ее через линию фронта в Партизанский край, где воевал с 4-й гитлеровской карательной экспедицией. Бригада наносила беспрестанные удары по немецким тыловым гарнизонам и всячески дезорганизовывала железнодорожное движение на линии Псков-Дно и автомобильное на магистрали Дно-Сущ ев о.
На диверсионные задания из бригады ежедневно уходило более 150 боевых групп и 50 групп разведки. Фактически был задействован весь численный состав бригады - 3000 бойцов. Немцы были бессильны перед военным талантом комбрига Германа. Ни снятые с фронта крупные войсковые соединения, ни танки, ни авиация не могли справиться с бесстрашным неуловимым комбригом! Тогда немцы обратились за «содействием» к населению, пообещав за его голову 100000 немецких марок и «хутор с лошадьми и коровами». Но иуды не нашлось.
По отзывам партизанских командиров, А.В. Герман был наиболее талантливым из всех партизанских комбригов Ленинградской области и всего Северо-Запада. Им была внедрена новая тактика партизанской борьбы, развитая из опыта Дениса Давыдова, героя войны 1812 года, - найти у врага наиболее слабое место, ударить по нему, быстро передислоцироваться, и также молниеносно, с минимумом потерь вступить в бой уже в другом направлении. Такая тактика создавала для гитлеровцев обстановку, в которой они теряли все свои технические и численные преимущества.
Герман погиб 6 сентября 1943 года у деревни Житницы Новоржевского района, выводя свою бригаду из окружения. 2 апреля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица нашего города.
М.М. Фрейдзон
Партизанским подрывникам
Победы заря занималась.
Врагу доставалось сполна.
В тылу у него разгоралась
На рельсах большая война.
Сметались с дороги заслоны,
Гранаты летели в посты.
Катились с откосов вагоны,
И рушились в реки мосты.
Сквозь ад автоматного треска
Не все возвращались в отряд.
Не раз становилась «железка»
Последним приютом ребят.
Но Родина помнит заслуги
И чтит без погонов солдат,
У Порхова, Пскова и Луги
В их честь обелиски стоят
Там строки из бронзы отлиты,
Как будто бы солнцем самим:
Там «Вечная слава» убитым
И долгая слава - живым»!
Сметали с откосов вы эшелоны,
Взлетали на воздух мосты и вагоны,
Это для немцев «концерт - серенада»!
Нет, не дойдете до Ленинграда!
Все выпало вам: холода и потопы,
И сотнями верст - партизанские тропы.
На марше свинцом будто, ноги налиты,
А на плечах - минометные плиты...
На молодость вашу не делали скидку,
И шли вы по снегу с винтовкой навскидку...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"
В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....
Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"
В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу....
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.
С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...
Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»
Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...
Методическая разработка Внеклассного занятия Безопасность дорожного движения
Вашему вниманию представлен вариант проведения внеклассного занятия (или классного часа) по ПДД. Основной целью является познакомить учащихся с историей создания правил дорожного движения и вспомнить ...
Методическая разработка внеклассного занятия "Победа в сердце каждого живет"
Победа в сердце каждого живет...