Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
материал
Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_na_temu.docx | 51.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
«Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
Выступление
на педсовете
30.12.2016г.
Учитель истории
Кудрявцева С.Ю.
Саранск
Выступление на педсовете на тему:
«Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
В законе об образовании дано следующее определение: Инклюзия – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон «Об образовании в РФ»).
Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями.
Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть:
- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.
Инклюзия – полное включение детей с разными возможностями во все позитивные аспекты школьной жизни, которые доступны обычным детям.
Дети с различными возможностями - дети, которые проявляют значительное отличие в выполнении заданий по сравнению с большинством их сверстников.
Принципиальный смысл состоит в том, что инклюзивное образование относится к детям с особыми образовательными потребностями. Понятие «особые образовательные потребности» очень широкое. Это и дети с ОВЗ, и дети-мигрантов, которые не владеют языком, на котором ведётся преподавание, и дети с девиантным поведением, и одаренные дети, и дети спортивных классов, которые часто ездят на сборы и т.д.
Но в определении этого понятия есть первоначальная фраза – «обеспечение равного доступа». Это означает, что перечень детей с ООП (особые образовательные потребности) большой и нужно им всем обеспечить равный доступ к образованию. Если есть какие-то барьеры в образовании, то нужно их преодолеть. Напрашивается вопрос: «Инклюзивное образование нужно и для одаренных детей?» Да, нужно, т.к. инклюзивное образование относится не только к детям с ОВЗ, но и к более широкому потребителю. Просто дети с ОВЗ – это одна из наиболее ярких групп детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.
Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы.
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Впоследствии, идеи Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
По мнению специалистов Института проблем инклюзивного образования г. Москвы к категории особенных детей относятся:
1. Одаренные дети
2. Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
3. Дети-аутисты.
4. Гиперактивные дети.
5. Леворукие дети.
6. Дети, поменявшие местожительства, дети мигрантов и иностранных граждан.
Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера.
Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
Парадокс в том, что, несмотря на довольно частое упоминание и обсуждение этой проблемы, единственное, что появилось нового в работе с одарёнными детьми на федеральном и региональном уровне - это огромное количество платных олимпиад и конкурсов. Они уже вызывают отторжение.
Кого мы считаем одаренными детьми? У психологов один взгляд, у педагогов другой. Если говорить об одаренности с точки зрения психологов, то одаренных детей очень мало. Это звездочки. Чаще всего имеют в виду просто способных детей.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности. Совместное действие способностей позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
• «Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода, и настойчивости».(Дж.Рензулли)
• «Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия». (М.Б. Грассиан)
Одарённый ребёнок в массовой школе - очень важная проблема современной школы. Во все времена учитель стремился научить ВСЕХ учащихся класса, поэтому больше внимания на уроках получали "середнячки" и "троечники". Им надо помочь, вытянуть, разъяснить..., а отличника меньше спрашивали (он и так всё знает). Но далеко не все отличники - это одарённые дети. Из года в год активность отличников снижалась и большинство из них становились "как все". Зачем стараться, ведь всё равно не спросят. Сегодня деятельностный подход в образовании меняет отношение учителя к ученику, а ученика к образованию. Учитель должен способствовать развитию не ВСЕХ, а КАЖДОГО ученика в классе. Труднее приходится учителю много лет отдавшему школе. Авторитарный стиль общения очень трудно изжить, тяжело вовремя замолчать и дать возможность высказаться ученику (понимая, что теряешь драгоценные минуты урока, возможно ученик говорит не то, чего вы ожидали). В основной массе учителя понимают, что надо дать возможность успешным детям развиваться в силу данных им природой задатков (таких детей не так много), но изменить своё отношение к работе не хотят. Думаю, мы воспитаны так (не высовывайся, жди, тебя и твою работу обязательно заметят, будь скромнее), так и детей воспитываем. Приоритеты в обществе поменялись, приказы написать гораздо легче, чем измениться человеку. Одарённый ребёнок - это отличный от других детей ребёнок. На наш взгляд, педагоги не всегда могут увидеть, узнать одарённость, а увидев и распознав, порой не знают, что с нею делать, как работать с таким ребёнком. Поэтому одним из направлений работы методических служб должно стать сопровождение педагогов, работающих с одарёнными детьми. Надо научить учителя работе с такими детьми.
Чтобы полноценно школа могла работать в этом направлении необходимо изменение системы обучения, обучение по индивидуальным маршрутам, дополнительные часы для индивидуальной работы, теоретически все это как бы есть, а практически Фонд Оплаты Труда образовательного учреждения не позволяет оплачивать дополнительную работу.... Платные услуги? Да, можно... Но в сельской местности, в регионах далеких от МОСКВЫ, не каждая семья может себе позволить оплачивать эти услуги... ОБРАЗОВАНИЕ должно быть не потребительской услугой!!! А СТРАТЕГИЕЙ ГОСУДАРСТВА!!! Учителя надо освободить от "бумажной" работы и страха за невыполнение плана по % успеваемости. Пока мы будем пытаться оценить труд ученика и учителя в баллах, ничего у нас не получится!
Одарённый ребенок в массовой школе - это сродни инклюзивному образованию: для 1-2 учеников создавать программы. А кто будет писать программы? Практики? Школа массовая, по определению, не может вырастить одарённого индивидуума - это штучный "товар", и готовится он индивидуально или в спецшколах с углубленным освоением того учебного предмета в области каких познаний проявляется одарённость. Учитель массовой школы, в большинстве своём, обучен работать с массами и реализовывать программы для обучения масс. Для формирования интеллектуальной элиты необходимы спецпрограммы и спецшколы, опыт таких школ есть и в царской России, и в советской, и в современной России. Кустарщиной в условиях общеобразовательной школы ничего порядочного не добиться разве что потратить/списать государственные деньги.
Замечу, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Даже самые ярко выраженные, выдающиеся способности ребенка не являются основанием для прогноза его достижений в будущем. Достаточно высока вероятность, что признаки одаренности ребенка, ярко выраженные в детские годы, могут со временем исчезнуть. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, хорошей социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Понятно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом, в случае, если семья прилагает усилия по его развитию, будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
За одаренность можно также принять стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие обычных детей, хотя я не исключаю возможности, что обычный ребенок имеет шансы стать выдающимся: трудолюбие, усидчивость, благоприятные условия развития, доброжелательность со стороны окружения, поддержка родителей часто способствуют этому. Это отмечал еще Сократ, когда говорил: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Специалисты по работе с одаренными детьми, размышляя над вопросом: «Откуда вообще берутся одаренные дети?»- давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. И, к сожалению, далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития.
Классификация видов одаренности: интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта); художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная; коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.
«Одаренные дети – это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. (игра-разминка)
Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы: реализация в каждом общеобразовательном учреждении специальных образовательных программ факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми; использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы); реализация программ дополнительного образования для одаренных детей; использование метода проектов, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании.
Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Актуальной проблемой, стоящей перед школами сегодня, является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Для того чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской деятельности, необходимо сформировать исследовательскую мотивацию. Ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек социален, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
Решение этих задач становится возможным только при систематическом и поэтапном включении учащихся в исследовательскую деятельность, «…от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска».
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др. Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока.
Исследование(1) – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование (2) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательская деятельность учащихся является одним из возможных способов реализации системно-деятельностного подхода.
При организации исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
обучение приемам мышления: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
использование разных источников информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
подкрепление знания практическими делами, с использованием специфических для предмета методов сбора, анализа и обобщения информации.
Навыки самопрезентации, публичного выступления, умение представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете - это умения, которые необходимы современному человеку в его повседневной деятельности, они являются важной составляющей его успешности на профессиональном и жизненном поприще. Очевидно, что школа должна помочь учащимся в формировании этих умений. Тем более что ситуации, в которой требуется проявление коммуникативной компетентности, — это не дело далекого будущего для ученика, а повседневная практика его школьной и внешкольной жизни.
Учащиеся должны овладеть системой знаний, умений и способов деятельности по организации и проведению основных этапов учебно-исследовательской работы в соответствии с общими правилами научного исследования. К ним относятся:
- выбор темы исследования;
- выявление проблемы исследования;
- правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
- умение работать с литературой и другими источниками информации, интернет-ресурсами;
- отбор и структурирование материала;
- соответствие собранного материала теме и целям исследования;
- теоретическое обоснование результатов исследования, рекомендации
решению проблем; - обобщение результатов исследования и оформление работы.
Некоторые ученые и педагоги считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний: тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.
Методы научного исследования
- письменный опрос,
- беседа,
- срезы знаний,
- самостоятельная работа
- эксперимент
- лабораторная работа
- интервьюирование
- работа в архиве
- анкетирование
- личностные опросники,
- проективные методы
- методы изучения документальных источников
Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:
• мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;
• обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
• стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Поэтому педагогическому коллективу необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Мы думаем, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
Несмотря на трудности, нам кажется, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности.
Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.
И в заключение: ученик, который пишет научно-исследовательскую работу, должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что…
В.В.Путин: «Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моделирование ситуации успеха на экологическом кружке как способ достижения личностных результатов обучающихся»
метод. разработка...
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся
В статье рассматриваются этапы исследовательской работы....
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...
Коленченко Е.М. Профориентация на уроках обществознания как эффективный способ достижения личностных результатов учащихся
Представлены практические способы профориентации на уроках обществознания. особое внимание уделено проектам в 9-11 классах....
Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения
Аннотация. Сформулированы метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример проектной работы....