Социокультурная ситуация в современной школе и ее влияние на коммуникативную культуру учителя
статья ( класс) на тему
В статье рассматриваются современные изменения в обществе и соответственно требования, предъявляемые выпускнику школы и к учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурная ситуация в современной школе и её влияние на коммуникативную культуру учителя
В начале 21 столетия проходят радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества, обусловленные переходом от техногенной к антропогенной цивилизации. Эти изменения естественным образом влияют и на современную школу как один из важнейших социальных институтов.
Воздействие происходит в нескольких направлениях, среди которых центральное место занимают идеи педагогики и психологии гуманизма, находящие практическую реализацию в личностно-ориентированном образовании. Личностно-ориентированное образование выдвигает особые требования к педагогической культуре учителя в целом и к коммуникативной культуре, как к одному из её компонентов в частности. Это должна быть культура особого гуманистического типа, в основе которой как главная ценность рассматривается личность ребенка, а общение с ним должно строиться на основе диалога, открытости, уважения.
С другой стороны, изменения, происходящие в обществе, которое становится открытым и демократическим, влияют на образовательные потребности учащихся. Теоретический анализ источников информации и наши наблюдения указывают, что в настоящее время сущность этих потребностей находит свое проявление в следующем:
- Происходит возрастание интереса молодежи к классической культуре, гуманитарным наукам, человеку, как объекту коммуникации.
- Требования демократического общества стимулируют каждого человека к уяснению роли общей и коммуникативной культуры в становлении гармонической личности.
- падает интерес молодежи к сухим , отвлеченным, далеким от жизни теоретическим курсам. Поэтому усилился интерес учащихся к курсам риторики, к общечеловеческой культуре, что повышает требования к коммуникативной культуре учителя.
- Мощным стимулом, влияющим на изменение требований к коммуникутивной деятельности и культуре учителя, стало появление на протяжении последних десятилетий целого созвездия наук об общении, имеющих непосредственное отношение к решению задач эффективного включения выпускника современной школы в жизнедеятельность школы.
Как видим, общество с одной стороны, а изменившиеся социокультурные установки учащихся с другой, выдвигают новые требования к культуре учителя: толерантности, открытости, демократизма. В связи с этим возникает необходимость системного изучения реального состояния этого феномена. С целью выявления уровня развития коммуникативной культуры учителей, в ходе экспериментальной работы, респондентам было рекомендовано из 50 предложенных профессиональных качеств выбрать 20 и методом ранжирования разместить их в порядке уменьшения личностной значимости.
После обобщения эмпирических данных иерархия выделенных качеств выглядела следующим образом:
- Высокий уровень владения преподаваемым предметом.
- Знание методики преподавания
- Общая эрудиция
- Требовательность
- Умение заинтересовать изучением своего предмета
- Трудолюбие
- Любовь к профессии
- Стремление к самосовершенствованию
- Добросовестность
- Ответственность
- Умение организовать интересный урок
- Индивидуальный подход к детям
- Педагогический такт
- Общительность
- Толерантность
- Хорошая дикция
- Открытость в общении
- Любовь к детям
- Справедливость
- Эмпатия
Как свидетельствуют результаты ранжирования, для учителей наиболее значимыми качествами являются знание своего предмета и методики преподавания. Не отрицая их значимости, мы обращаем внимание на то, что такие важные качества учителя, как умение осуществлять индивидуальный подход к детям, общительность, педагогический такт, любовь к детям, вошли только во вторую десятку.
На пути к толерантному сознанию предстоит не только переработка содержания общеобразовательного процесса, обновление технологий обучения и общения, как механизмов развития толерантного сознания учащихся, но и преодоление инерции мышления учителя. Однако, кроме личностных установок педагога не совсем готовой оказалась существующая система повышения квалификации учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя.
Тезисы выступления на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-531143-1417460179.jpg)
презентация к педсовету "Коммуникативная культура учителя"
В данной презентации предложены разные аспекты развития коммуникативной культуры учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/31/picture-235680-1630411621.jpg)
Коммуникативная культура учителя
Статья подготовлена для выступления на психолого-педагогическом семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-655926-1440142510.jpg)
Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в современной школе.
В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию и успешному применению коммуникативных ситуаций на уроках немецкого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-978157-1511609638.jpg)
"Влияние современной городской среды на формирование коммуникативной культуры человека"
Развитие коммуникативных свойств обусловлено различными факторами. Языковая жизнь города уже давно осознаётся как особый лингвистический феномен. Рост городов и распространение городского образа жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665782-1441978613.jpg)
Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)
Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940142-1506249833.jpg)
Презентация "Коммуникативная культура учителя"
Презентация к докладу "Коммуникативная культура учителя"...