Интеграция детей-инвалидов в образовательный процесс
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Интеграция детей-инвалидов в образовательный процесс.
1. Проблема низкого уровня образования детей-инвалидов
Одной из важных проблем образования в обществе со сложной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое положение занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством и дискриминацией.
Различные социологические исследования подтверждают тот факт, что образование склонно как раз к усилению этого неравенства, чем к его устранению.
Примерно с середины 1960-х годов социологам стало ясно, что дети-инвалиды, в особенности выпускники школ-интернатов, в системе образования пополняют наименее квалифицированные социально-профессиональные группы, занимая низкостатусные позиции, которые не требуют качественного обучения или способностей, приносят низкий доход и имеют низший престиж.
Несмотря на предпринимаемые усилия, уровень реализации детей-инвалидов остается по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация, социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми дефектами здоровья. Получению качественного среднего и высшего образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, характерные для обществ со сложной структурой.
В ряде высокоразвитых стран мира, начиная примерно с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение проектов способствующих расширению образовательных возможностей детей - инвалидов. В современной образовательной политике стран Запада получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию, интеграция, инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. Для них могут быть сформированы отдельные класса, приспособленные для их потребностей и специфики болезни. "Включение", или инклюзия" - наиболее подходящий термин, который толкуется следующим образом: это преобразование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Деятельность государства и общества, направленная на содействие развитию интеграции инвалидов, в настоящее время стала «набирать обороты». Чутко реагирует на острые нужды инвалидов, предотвращает обострение их социальных проблем. Однако, инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать комплекс сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В связи с этим, тенденциях развития современного общества огромную роль играет внедрение и интеграция дистанционного образования для обучения детей-инвалидов. Детей, не имеющих физической возможности посещать обыкновенные школы.
Этот принцип инклюзивности означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь каким бы то ни было образом; задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого ученика для реализации его потенциала.
В инклюзивных школах все дети обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность образовательного процесса и пребывания в группах (классах) малых форм. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Цель социальной и образовательной интеграции детей инвалидов состоит в создании "общества для всех", в котором все учащиеся обладают социальной значимостью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, и призваны занимать активную жизненную позицию вопреки всем обстоятельствам.
Интеграция в общество ребенка с особыми образовательными потребностями сегодня означает процесс предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, наравне с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.
Вид образовательной интеграции предопределяет существование общих признаков: длительность и характер деятельности. В зависимости от этого различают временную, частичную (фрагментарную), комбинированную, полную интеграцию. На данный момент в России развиваются две формы интеграции: социальная и педагогическая (учебная).
2.1. Социальная интеграция
Существует два подхода к социальной интеграции. Первый подход предполагает приспособление детей-инвалидов к вхождению в ординарное общество, их адаптацию к окружающим условиям. Ребенок-инвалид в этом процессе не должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса. Опытно-экспериментальная работа наглядно показывает, что социальная адаптация детей-инвалидов представляет активный творческий процесс взаимоприспособления и взаимопривыкания ребенка-инвалида к условиям реальной жизни.
Второй подход предполагает, кроме подготовки детей-инвалидов к социальной жизни, также и подготовку самого социума к принятию таких детей. Одна из важных проблем, которая затрудняет реализацию интеграции, заключается в том, что общество смотрит на ребенка-инвалида как неполноценного, а ранее полученное ребенком подобное отношение формирует негативную установку к себе и обществу. Принятие интеграции социумом и человеком в отдельности – это длительный процесс воспитания всего общества. Это воспитание с раннего возраста нового поколения, для которого интеграция детей-инвалидов в общество станет частью реальной жизни. Настоящее время подтверждает необходимость целенаправленной социально-педагогической работы по созданию адекватного и корректного отношения к ребенку-инвалиду со стороны социального окружения и подготовки самого ребенка к вступлению в социальную сферу посредством взаимодействия семьи и социума, изменения отношения социальной среды и общественных установок. Привлечение общественности, семьи, государственных структур к решению проблем детей-инвалидов - все это ускоряет и делает более качественной социальную интеграцию детей инвалидов в общество.
2.2. Педагогическая интеграция
Педагогическая интеграция на современном этапе является механизмом в котором наличествуют многообразные формы совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Проблема интеграции не ограничивается только включением детей-инвалидов в коллектив здоровых сверстников. Интеграционные процессы требуют выполнения социально-педагогических условий – это изменение отношения общества к детям-инвалидам, принятие его как равноправного члена, с правами и обязанностями, изменение в содержании образования, его методов и системы учреждений для таких детей, взаимодействие специального и массового образования. Интеграция детей-инвалидов в социум зависит от эффективности процесса социально-педагогической реабилитации, поскольку в процессе социально-педагогической реабилитации важно, чтобы у ребенка-инвалида произошли изменения в восприятии самого себя и окружающей действительности. На основе этого ребенок учится чувствовать себя равноправным членом общества, не боится реализовывать свой потенциал, открыт к новым знаниям и обучению. Исследовательская работа доказывает, что совместная учеба в одном классе со здоровыми детьми более эффективна для детей с небольшими нарушениями развития. Однако, при более тяжелых формах болезней детей инвалидов — необходима их интеграция в образовательный процесс путем обучения в отдельным классах малой формы. Для того, чтобы ребенок наиболее комфортно чувствовал себя на занятиях. Создание классов малой комплекции реализует проект интеграции детей инвалидов в полной мере. Идея создания таких классов неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом интеграции и благополучия. Это возможно тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей, в ходе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Комплексная реабилитация ребенка инвалида, таким образом, понимается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»
В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...
Методическая разработка «Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе»
ВведениеГлава I. Исторические условия и особенности формирования фольклора1.1 Жанры и классификация фольклора, его значение в воспитании...
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
Роль родителей в интеграции их детей-инвалидов, обучающихся на дому
Статья знакомит с опытом и наблюдениями учителя, работающего с учениками, обучающимися на дому...
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения
Статья на педагогический совет.В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Необходимо в самом образовательном учреждени...
Технология обучения литературе на основе графических опорных схем как важная составляющая интеграции данного предмета в образовательном процессе
Курс изучения литературы в основной школе представляет собой сложную систему. Главными задачами его являются не только воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...