Технология обучения литературе на основе графических опорных схем как важная составляющая интеграции данного предмета в образовательном процессе
методическая разработка по литературе
Курс изучения литературы в основной школе представляет собой сложную систему. Главными задачами его являются не только воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, но также в ходе изучения литературы в школе учащиеся должны овладеть основами литературной образованности, знать содержание и уметь анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики, усвоить основные теоретико-литературные понятия и историко-литературный материал, получить не менее широкие сведения о биографии писателей. Не стоит забывать и о том, что курс литературы предполагает изучение программы по двум принципам: сначала по принципу концентров с использованием историко-культуроведческого подхода к отдельным произведениям (5 – 8 классы), затем по линейному принципу на историко-литературной основе ( 9 – 11 классы). Такая сложность построения курса подразумевает не только высоко подготовленного учителя-словесника, который владеет новейшими методами, формами и приёмами обучения, но и предполагает активную деятельность учащихся.
Принцип активности учащегося в образовательном процессе является одним из основных в методике обучения литературе, так как анализ художественного произведения и осмысление позиции автора требует максимальной читательской и литературоведческой активности. У ребенка должна быть сформирована потребность в усвоении знаний и умений, высокий уровень мотивации.
Приёмом, который позволяет повысить эффективность методической работы учителя-словесника по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы, является использование различных видов графических опорных схем. Применение их на уроке помогает формированию и учащихся навыков анализа, классификации, систематизации, обобщения информации, логического её выстраивания, выделения существенных связей.
Если использование различных схем, знаков, моделей на уроках алгебры, геометрии, русского языка, химии, физики традиционно и общепринято, то на уроках литературы, как правило, наглядные средства чаще всего сводятся к показу учителем фотографий и портретов писателей, произведений живописи, либо иллюстраций к произведениям. Такое положение дел было возможно тогда, когда задачами методической науки являлись формирование навыка чтения и эмоционального восприятия художественного произведения. Сейчас же перед уроками литературного образования стоят более сложные задачи. Решение их требует новых методов обучения, в том числе и новых форм наглядности. Использование графических опорных схем и является тем приемом, который позволяет применять его к новым для курса задачам. Графическая опорная схема как вид знаково-символической деятельности, являясь новообразование школьного возраста, определяет успешность обучения не только в школе, но и в вузе.
Специфику использования опорных схем в учебном процессе различных уровней образования изучали многие педагоги: Гин А. А. показал, как можно использовать схемы на уроках: предложил варианты их применения при изучении нового материала; при повторении ранее изученной темы, представил интересные групповые работы над опорными схемами в виде игры; Селеменев С. В. высказал требования к изложению учебного материала в опорной схеме, Левитес Д. Г. предложил этапы составления графических схем-конспектов, Коджаспирова Г. М. рассказала о проблемах опорных схем в педагогической психологии, Мещерякова М. И. указала на то, что схемы существенно облегчают усвоение сложных теоретических понятий и дисциплинируют мышление.
Основоположником такого понятия, как «опорный конспект» является В. Ф. Шаталов – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета, который создал эффективную систему обучения, построенную на структурировании и разновариативном повторении информации. Он разработал и реализовал на практике технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Опорная схема (по В. Ф. Шаталову) представляет собой модель, визуализирующую учебную информацию в сжатом виде. Но это не просто схема, это набор ключевых слов, представляющих собой опору или опорный сигнал для мысли учащегося. Так, мы постоянно пользуемся опорами и даже не задумываемся об их значении и природе. И основная масса их скрыта в нашей памяти, которая работает на сигналах, опорах и ассоциация, сознательных или подсознательных. В этом и есть суть применения опорных схем – ассоциативность мышления. ОС вызывает из памяти учащихся необходимые ассоциации и помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства. Ведь чем больше опор, тем упорядоченнее материал, что значительно облегчает усвоение нового. Учащиеся достаточно легко, быстро и цельно запоминают материал объемной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Существует множество определений понятия «опорная схема»:
- особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала;
- схематично-развернутый, лаконично и чётко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изученной теме;
- наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала [Левитес, 2008, с. ].
Опорная схема должна отвечать ряду требований:
· лаконичность (объем закодированной информации – 300-400 печатных знаков);
· структурность (представленная информация разбивается на логические блоки, соединенные 4-5 связками);
· автономность ( каждый информационный блок самостоятелен, но в то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь);
· унификация (применение единообразных условных знаков, аббревиатур);
· ассоциативность (восприятие представленной информации на основе образов, стереотипов);
· доступность (простота восприятия);
· оригинальность (своеобразие графического исполнения информационных блоков, цветовая наглядность и образность, рамки, оригинальное расположение символов).
Преимуществами методики являются:
1) глубокое понимание теории;
2) экономия времени (материал собран в блоки);
3) увеличение количества решаемых задач;
4) упрощение концепции изучаемой дисциплины;
5) приобщение школьников к самостоятельной работе;
6) активное участие детей в образовательном процессе через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;
7) приучение учащихся к практическому использованию современных технологий интенсификации обучения;
8) контроль процесса и качества усвоения учащимися новых знаний.
Так, с уверенностью можно сказать о том, что технология обучения на основе опорных графических схем отвечает всем запросам методики обучения литературе. Но нужно заметить, что обучение на уроках литературы имеет свою специфику и особенности. Все особенности методики, предложенной В. Ф. Шаталовым, не могут быть применены на уроках литературного образования.
Г. К. Селевко, описавший особенности данной методики, поясняет, что технология обучения на основе применения опорных схем опирается на организации определенного динамического стереотипа деятельности учащихся [Селевко, 1998, с. 71-72]. Основу этого стереотипа представляют ОС, в которых зашифрована учебная информация. Работа с ними имеет чёткие этапы и иллюстрируется различными методическими решениями:
1. Ознакомление с теорией в классе и её изучение: первичное объяснение у доски с помощью ТСО или мела; повторное объяснение по опорной схеме; самостоятельная работа каждого учащегося нам своей схемой; фронтальная работа с детьми по закреплению всех блоков схемы.
2. Индивидуальная работа дома: графическая опорная схема + материалы учебника + помощь родителей (сопоставление краткой информации на схеме с материалами учебника, рассказ прочитанного по памяти с помощью опоры, запоминание её)
3. Первое повторение (фронтальный контроль): все учащиеся устно по памяти проговаривают опорный конспект.
4. Второе повторение (обобщение, систематизация знаний): использование всех видов контроля, взаимоконтроль (парный, групповой), игровые элементы.
Сам В. Ф. Шаталов разработал этапы работы по созданию ОС:
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом
Проанализировав все этапы работы с ОС и этапы их создания, можно сделать вывод, что данная методика применительна к урокам литературы не по всем пунктам. Так, нужно помнить о том, что литература не является точной наукой, она уникальна по своей природе, чтение и анализ художественных произведений каждый раз требует новых подходов, нестандартности, оригинальности и индивидуальности, вследствие чего она уже исключает стереотипность в своих методических приёмах и ни в коем случае не может ей подчиняться.
Итак, использование опорных графических схем на уроках литературного образования является его важной и нужной составляющей, но не стоит забывать о специфике этой дисциплины. Прежде чем представить какую-то схему учащимся, нужно убедиться в её оригинальности, уместности в ученическом коллективе, расположенности класса к ней в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обучения литературе на основе графических опорных схем как важная составляющая интеграции данного предмета в образовательном процессе
Курс изучения литературы в основной школе представляет собой сложную систему. Главными задачами его являются не только воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, но также в ходе изучения литературы в школе учащиеся должны овладеть основами литературной образованности, знать содержание и уметь анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики, усвоить основные теоретико-литературные понятия и историко-литературный материал, получить не менее широкие сведения о биографии писателей. Не стоит забывать и о том, что курс литературы предполагает изучение программы по двум принципам: сначала по принципу концентров с использованием историко-культуроведческого подхода к отдельным произведениям (5 – 8 классы), затем по линейному принципу на историко-литературной основе ( 9 – 11 классы). Такая сложность построения курса подразумевает не только высоко подготовленного учителя-словесника, который владеет новейшими методами, формами и приёмами обучения, но и предполагает активную деятельность учащихся.
Принцип активности учащегося в образовательном процессе является одним из основных в методике обучения литературе, так как анализ художественного произведения и осмысление позиции автора требует максимальной читательской и литературоведческой активности. У ребенка должна быть сформирована потребность в усвоении знаний и умений, высокий уровень мотивации.
Приёмом, который позволяет повысить эффективность методической работы учителя-словесника по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы, является использование различных видов графических опорных схем. Применение их на уроке помогает формированию и учащихся навыков анализа, классификации, систематизации, обобщения информации, логического её выстраивания, выделения существенных связей.
Если использование различных схем, знаков, моделей на уроках алгебры, геометрии, русского языка, химии, физики традиционно и общепринято, то на уроках литературы, как правило, наглядные средства чаще всего сводятся к показу учителем фотографий и портретов писателей, произведений живописи, либо иллюстраций к произведениям. Такое положение дел было возможно тогда, когда задачами методической науки являлись формирование навыка чтения и эмоционального восприятия художественного произведения. Сейчас же перед уроками литературного образования стоят более сложные задачи. Решение их требует новых методов обучения, в том числе и новых форм наглядности. Использование графических опорных схем и является тем приемом, который позволяет применять его к новым для курса задачам. Графическая опорная схема как вид знаково-символической деятельности, являясь новообразование школьного возраста, определяет успешность обучения не только в школе, но и в вузе.
Специфику использования опорных схем в учебном процессе различных уровней образования изучали многие педагоги: Гин А. А. показал, как можно использовать схемы на уроках: предложил варианты их применения при изучении нового материала; при повторении ранее изученной темы, представил интересные групповые работы над опорными схемами в виде игры; Селеменев С. В. высказал требования к изложению учебного материала в опорной схеме, Левитес Д. Г. предложил этапы составления графических схем-конспектов, Коджаспирова Г. М. рассказала о проблемах опорных схем в педагогической психологии, Мещерякова М. И. указала на то, что схемы существенно облегчают усвоение сложных теоретических понятий и дисциплинируют мышление.
Основоположником такого понятия, как «опорный конспект» является В. Ф. Шаталов – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета, который создал эффективную систему обучения, построенную на структурировании и разновариативном повторении информации. Он разработал и реализовал на практике технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Опорная схема (по В. Ф. Шаталову) представляет собой модель, визуализирующую учебную информацию в сжатом виде. Но это не просто схема, это набор ключевых слов, представляющих собой опору или опорный сигнал для мысли учащегося. Так, мы постоянно пользуемся опорами и даже не задумываемся об их значении и природе. И основная масса их скрыта в нашей памяти, которая работает на сигналах, опорах и ассоциация, сознательных или подсознательных. В этом и есть суть применения опорных схем – ассоциативность мышления. ОС вызывает из памяти учащихся необходимые ассоциации и помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства. Ведь чем больше опор, тем упорядоченнее материал, что значительно облегчает усвоение нового. Учащиеся достаточно легко, быстро и цельно запоминают материал объемной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Существует множество определений понятия «опорная схема»:
- особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала;
- схематично-развернутый, лаконично и чётко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изученной теме;
- наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала [Левитес, 2008, с. ].
Опорная схема должна отвечать ряду требований:
- лаконичность (объем закодированной информации – 300-400 печатных знаков);
- структурность (представленная информация разбивается на логические блоки, соединенные 4-5 связками);
- автономность ( каждый информационный блок самостоятелен, но в то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь);
- унификация (применение единообразных условных знаков, аббревиатур);
- ассоциативность (восприятие представленной информации на основе образов, стереотипов);
- доступность (простота восприятия);
- оригинальность (своеобразие графического исполнения информационных блоков, цветовая наглядность и образность, рамки, оригинальное расположение символов).
Преимуществами методики являются:
- глубокое понимание теории;
- экономия времени (материал собран в блоки);
- увеличение количества решаемых задач;
- упрощение концепции изучаемой дисциплины;
- приобщение школьников к самостоятельной работе;
- активное участие детей в образовательном процессе через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;
- приучение учащихся к практическому использованию современных технологий интенсификации обучения;
- контроль процесса и качества усвоения учащимися новых знаний.
Так, с уверенностью можно сказать о том, что технология обучения на основе опорных графических схем отвечает всем запросам методики обучения литературе. Но нужно заметить, что обучение на уроках литературы имеет свою специфику и особенности. Все особенности методики, предложенной В. Ф. Шаталовым, не могут быть применены на уроках литературного образования.
Г. К. Селевко, описавший особенности данной методики, поясняет, что технология обучения на основе применения опорных схем опирается на организации определенного динамического стереотипа деятельности учащихся [Селевко, 1998, с. 71-72]. Основу этого стереотипа представляют ОС, в которых зашифрована учебная информация. Работа с ними имеет чёткие этапы и иллюстрируется различными методическими решениями:
- Ознакомление с теорией в классе и её изучение: первичное объяснение у доски с помощью ТСО или мела; повторное объяснение по опорной схеме; самостоятельная работа каждого учащегося нам своей схемой; фронтальная работа с детьми по закреплению всех блоков схемы.
- Индивидуальная работа дома: графическая опорная схема + материалы учебника + помощь родителей (сопоставление краткой информации на схеме с материалами учебника, рассказ прочитанного по памяти с помощью опоры, запоминание её)
- Первое повторение (фронтальный контроль): все учащиеся устно по памяти проговаривают опорный конспект.
- Второе повторение (обобщение, систематизация знаний): использование всех видов контроля, взаимоконтроль (парный, групповой), игровые элементы.
Сам В. Ф. Шаталов разработал этапы работы по созданию ОС:
- Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
- Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
- Объедините сигналы в блоки.
- Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
- Выделите значимые элементы цветом
Проанализировав все этапы работы с ОС и этапы их создания, можно сделать вывод, что данная методика применительна к урокам литературы не по всем пунктам. Так, нужно помнить о том, что литература не является точной наукой, она уникальна по своей природе, чтение и анализ художественных произведений каждый раз требует новых подходов, нестандартности, оригинальности и индивидуальности, вследствие чего она уже исключает стереотипность в своих методических приёмах и ни в коем случае не может ей подчиняться.
Итак, использование опорных графических схем на уроках литературного образования является его важной и нужной составляющей, но не стоит забывать о специфике этой дисциплины. Прежде чем представить какую-то схему учащимся, нужно убедиться в её оригинальности, уместности в ученическом коллективе, расположенности класса к ней в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников
В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...
Использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет адаптировать данную технологию к урокам химии...
использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....
Статья "Технология обучения математики на основе деятельностного подхода"
В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследователь...
Методическая разработка «Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе»
ВведениеГлава I. Исторические условия и особенности формирования фольклора1.1 Жанры и классификация фольклора, его значение в воспитании...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....