САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
статья на тему

Ряснянская Наталья Алексеевна

Статья о роли самообразования педагога в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryasnyanskaya.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА

 «Учитель живет до тех пор, пока он учится.

Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К.Д. Ушинский

Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов  в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

 САМООБРАЗОВАНИЕ есть целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Исходя из этого, самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Современный педагог  должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в ближащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политической ситуации, экономике и др.  Педагог  должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Процесс самообразования можно  структурировать.

  1. Направления самообразования и самосовершенствования:
  • психолого-педагогическое (ориентированное на студентов  и родителей)
  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  • методическое (знание и умелое использование педагогических технологий, формы, методы и приемы обучения)
  • правовое (юридическая грамотность)        
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • иностранные языки
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  1. Формы самообразования:
  1. индивидуальная - инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс;
  2. групповая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем
  1. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

•        Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

•        Изучение  методической, педагогической и предметной литературы;

•        Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий;

•        Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

•        Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

•        Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

•        Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

•       Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

•        Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

•        Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

•        Изучение информационно-компьютерных технологий;

•        Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

•        Общение с коллегами в внутри ОО, районе, городе и в  Интернете;

•        Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.  Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

  1. Источники самообразования и самосовершенствования

•        Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.);

•        Интернет;

•        Видео, аудио информация на различных носителях;

•        Семинары и конференции;

•        Мастер-классы;

•        Мероприятия по обмену опытом;

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

•        Курсы повышения квалификации.

  1. Предполагаемый результат:
  • повышение качества преподавания предмета ;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, традиционным и новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

На основании вышеперечисленных граф и пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель может составить личный план самообразования, особенно это важно сегодня, так как именно профессиональному росту уделяется много внимания Министерством образования РФ.  

Участниками процесса самообразования являются:

  • директор,
  • заместители директора по  учебным и воспитательным процессам,
  • руководители структурных подразделений (заведующие отделениями),
  • методисты,
  • председатели методических объединений,
  • педагогический коллектив
  • и конечно, самое главное лицо – сам педагог.

Администрация и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбора и анализа отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом, а также проводят конкурсы педагогического мастерства. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам показать лучшие результаты самообразования преподавателей за рамками педагогического коллектива учебного заведения. На основании гласного обсуждения работы педагога могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих преподавателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся-необходимый фактор успешности в обучении.

Состояние здоровья - один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность.80% неуспевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психологического раз...

Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ

«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...

Самообразование как основа успешности педагога

Презентация доклада на педсовет...

"Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"

Доклад по теме "Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"...

Самообразование как фактор развития педагога

Одним из условий успешной педагогической деятельности в эпоху информационного общества является непрерывное обновление и обогащение профессионального потенциала вне зависимости от того, работает препо...

Интерактивные приемы обучения как фактор успешности педагога

Согласно Ш.А. Амонашвили, сегодня важно «…приобщить ребенка к процессу создания самого себя». Задача современного педагога – помочь ему в этом.Одним из средств, которое поможе...