Интерактивные приемы обучения как фактор успешности педагога
методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktiv_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья подготовлена специально для сайта nsportal.ru Вишняковым А.С., учителем иностранных языков МАОУ «СОШ п. Дубки муниципального образования г. Саратов»
Интерактивные приемы обучения как фактор успешности педагога.
«Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и любовь к ученикам,
он – совершенный учитель».
(Толстой Л.Н.)
Нельзя не согласиться с данной цитатой Л. Н. Толстого о педагоге. Любовь к делу лежит в основе любого успешного начинания. История знает много примеров, когда увлечённые своим делом люди разных профессий достигали высот, становясь великими. Но особняком здесь, по моему мнению, стоит профессия педагога, представляющая особый интерес с точки зрения достижения педагогом профессиональной зрелости. Так, например, учёного можно считать великим, если он совершил какое-то очень важное открытие, спортсмена – если он завоевал значимый титул, одержав блестящую победу. А когда становится успешным педагог? Что нужно сделать современному учителю, чтобы стать мастером своего дела? Попробуем разобраться.
Как известно, обучение – это процесс двусторонний. Руководящая и организующая роль в нем принадлежит учителю, который осуществляет одну из сторон процесса обучения – преподавание. Успешность преподавания зависит, безусловно, от конкретного учителя, который управляет деятельностью учащихся на уроке. К современному педагогу ФГОС предъявляет разного рода квалификационные требования, охватывающие как его личностные качества, так и профессиональные навыки. Так, например, любой современный педагог должен обладать предметной, общекультурной, коммуникативной, информационной и многими другими компетенциями.
Соответствовать требованиям ФГОС необходимо, поскольку педагог несет ответственность за результат своего труда – качество знаний своих воспитанников, т.е. уровень умственного, физического и нравственного развития, которого достигают учащиеся в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Здесь считаю важным отметить, что одной из основных компетенций педагога является компетенция личностного самосовершенствования, включающая, с одной стороны, потребность учителя в актуализации и реализации своего личностного потенциала; и способность к саморазвитию, с другой. Современный учитель должен быть готов к развитию своего творческого потенциала, интересов, представлений, поиску собственных нетрадиционных решений возникающих проблем; проявлять себя как исследователь и разработчик. Необходимо идти в ногу со временем, чтобы лучше понимать своих учеников, их интересы и потребности, быть с ними «на одной волне».
Таким образом, в современном, быстро меняющемся мире успешным может стать лишь учитель постоянно самосовершенствующийся; учитель, который готов к осуществлению инновационной педагогической деятельности.
Однако, как было сказано выше, обучение – это процесс двусторонний. Вторая сторона этого процесса, учение, реализуется в деятельности учащихся. Поэтому профессиональное становление педагога, каким бы теоретически подкованным он не был, невозможно без умения практически реализовать имеющиеся знания, которое заключается в способности сделать материал урока доступным и понятным каждому ребенку, раскрыть его интеллектуальные и творческие возможности. Это и есть второе слагаемое профессионального мастерства педагога. Каким же образом сделать это наиболее эффективно, повысив качество образовательного процесса?
Для решения этой задачи учителю необходимо организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы она из ПАССИВНОЙ (слушаем учителя, пишем то, что говорит учитель), перешла в АКТИВНУЮ ФОРМУ (участие детей в дискуссии, выражение ими собственной точки зрения). Ведь сегодня важно «…приобщить ребенка к процессу создания самого себя» (Амонашвили Ш.А.). Задача современного педагога – помочь ему в этом.
Одним из средств, которое поможет современному учителю в полной мере раскрыть творческий потенциал каждого ребенка на уроке, являются интерактивные приемы обучения («мозговой штурм», «корзина идей», «кластер», «фишбоун», «аквариум», «незаконченное предложение», «исчезающая картинка» и др.). О личном опыте применения некоторых из них я хотел бы рассказать подробнее.
1. Прием «Funny alphabet» я активно использую при работе с детьми, только начинающих изучать иностранный язык (ИЯ). Суть приёма: мальчики и девочки находятся в разных командах. Я называю букву алфавита, затем прошу мальчиков назвать ту, что справа, затем девочки называют ту, что слева. Таким образом дети намного быстрее запоминают последовательность букв в английском или немецком алфавите.
2. Прием «Исчезающая картинка» – это мнемонический прием запоминания новой информации. На уроке иностранного языка может использоваться для запоминания детьми новых слов. На доске располагаются 6-10 картинок по теме урока (например, с изображением разных животных). Их названия дети хором повторяют вслед за учителем. Затем дети закрывают глаза, а учитель убирает одну из картинок. Класс снова проговаривает все слова, вспоминая и называя отсутствующее слово. После этого учитель убирает еще одну картинку, ребята снова повторяют все слова (в том числе и отсутствующие). И так повторяется до тех пор, пока учитель не уберет все картинки до последней. К тому моменту, как правило, ребята уже хорошо запоминают все новые слова и называют их по памяти.
3. Приём “Fast and slow”. По моему наблюдению, можно эффективно сочетать проведение динамических пауз (физкультминуток) во время урока с одновременным решением образовательных задач. Например, отработка новых слов или выражений на иностранном языке будет более увлекательной, если использовать приём “Fast and slow”! Я делю класс на две команды «Быстрые» и «Медленные» (you are fast and you are slow today). Обе команды в разном ритме выполняют такие учебные команды, как stand up, please! (Встаньте, пожалуйста); sit down, please! (Сядьте, пожалуйста); open your books! (Откройте учебники), а также разные весёлые командами: run, please! (Бегите!); jump, please! (Попрыгайте!); stamp your feet, please! (Потопайте!); clap your hands, please! (Похлопайте!) и др.
4. Приём “Hide and seek” («Прятки») я использовал при изучении темы «My house». Дети поочередно прятали героев учебника (их изображения на магнитах) за картинки с изображением комнат. Другие пытались ответить на вопрос “Where is Chuckels?” (Где Чаклз?) и отгадать, где находится их любимый герой. Нашедший Чаклза ученик получал возможность перепрятать героя.
5. Приём “Fall in!” (Стройся!): класс делится на 2-3 команды. Выбираются капитаны. Каждая команда получает по набору слов (на карточках). Каждый игрок берет по одной карточке и держит её перед собой. По команде учителя участники групп на скорость выстраиваются так, чтобы образовать: сначала утвердительное, затем отрицательное, и, наконец, вопросительное предложение. Капитаны могут при этом руководить игроками. Таким способом отрабатывается порядок слов в предложениях разного типа.
6. Метод “Ask the experts” является, по моему мнению, одним из наиболее эффективных методов обучения детей устной речи на иностранном языке. Каждый учащийся класса придумывает по одному вопросу по теме урока (или к прочитанному тексту), требующему развернутый ответ (Специальные вопросы). Затем пара учащихся из класса выходят к доске и отвечают на поставленный вопрос (при этом слова в ответе произносятся «экспертами» по очереди). Например: 1) What colour is a tomato? Ответ: A tomato is red. 2) How many colours are there in the rainbow? Ответ: There are seven colours in the rainbow.
Таким образом, в сравнении с традиционными методами обучения (например, грамматико-переводным) интерактивные приёмы обучения на уроках иностранного языка помогают наиболее полно раскрыть образовательный потенциал каждого ребенка, вызвать в нём интерес к обучению, делают уроки интересными, яркими и запоминающимися. Также они обеспечивают главное условие федеральных стандартов – системно-деятельностный подход.
В заключение отметим, что способность учителя раскрыть творческие способности ребенка и его интеллектуальный потенциал путем использования интерактивных приемов на уроках является важным слагаемым успешности педагога наряду с его готовностью к саморазвитию и осуществлению инновационной педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с интерактивной доской как один из факторов успешного усвоения знаний
Адаптация к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что относительно устойчивое приспособление к...
Дети со сложной структурой дефекта: принципы обучения и факторы успешности.
В статье рассматривается вопрос обучения детей с особыми образовательными потребностями, в частности со сложной структурой дефекта. Описаны принципы обучения таких детей, основные направления и фактор...
Публикация "Психологические факторы профессиональной успешности педагогов дополнительного образования"
Только успешный педагог способен создавать благоприятные условия для достижения успешности обучающихся....
Профессиональная готовность педагогов массовых школ как основной фактор успешности инклюзивного образования
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. При использовании дистанционных образовательных технологий в си...
Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога
Автореферат дссертации соискателя ученой степени кандидата наук Растёгиной Н.В....
САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
Статья о роли самообразования педагога в профессиональной деятельности....
Дети со сложной структурой дефекта: принципы обучения и факторы успешности.
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями –...