Статья в сборнике НПК "СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ - ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
статья на тему
В процессе всеобщего движения общечеловеческого познания в системе категорий природа-общество-сознание логическая ступень познания, последовательно сменяя чувственную и диалектически с ней взаимодействуя, материализует предметно-чувственное восприятие человеком окружающего мира в совокупность знаний в виде системы (словесно-логический способ обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemekategoriydialektiki.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.И.ИСАЕВА, О.А.ПОНОМАРЕВА (Средняя школа 19 ст. Сокур) Э.Н.ВАСИЛЬЕВА (Средняя школа 8 ст. Новосибирск-Главный) М.С.СОЛТАНОВА (Дорожный учебно-методический центр)
СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ - ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В процессе всеобщего движения общечеловеческого познания в системе категорий природа-общество-сознание логическая ступень познания, последовательно сменяя чувственную и диалектически с ней взаимодействуя, материализует предметно-чувственное восприятие человеком окружающего мира в совокупность знаний в виде системы (словесно-логический способ обучения).
В процессе обратного движения познания (при преобразовании сознанием окружающего мира) чувственная ступень познания, меняясь местами с логической ступенью, материализует знания человека об окружающем мире посредством системы образов (в широком смысле, который наряду с собственно образом включает и понятие) - способ обучения образно-логический.
Диалектическое единство прямой и обратной связей в процессе познания позволяет человеку в своей интеллектуальной деятельности и предметно-вещественной дважды материализовать свои знания об окружающем мире: посредством системы понятий и системы образов (соответственно сборник понятий и категорий по физике и сборник предметных образов). Они составляют основу научного мировоззрения учащихся с одной стороны, отражают законы научного преобразования человеком окружающего мира, с другой стороны.
Организационная часть диалектического обучения включает три блока занятий в соответствии с системой категорий диалектики и тремя видами анализа и синтеза учебного материала. Здесь система категорий диалектики выполняет роль "ступенек" процесса познания и имеет следующий вид:
ЯВЛЕНИЕ - ОТНОШЕНИЕ - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ДВИЖЕНИЕ -ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ - КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - СЛЕДСТВИЕ и ПРИЧИНА-СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА - СИСТЕМА и ЭЛЕМЕНТ - ОСНОВА и ОБОСНОВАННОЕ-ТОЖДЕСТВО - РАЗЛИЧИЕ - ПРОТИВОРЕЧИЕ - ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ - СУЩНОСТЬ - ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ .
Блоки занятий (первый: от явления до качества и количества, второй: включает следствие и причину, содержание и форму, третий: структура и элемент, структура и Функция, система и элемент) по системе выводят к формальной, реальной и полной основам СУЩНОСТИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"
Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...
Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...
Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".
IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования) использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...
Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
В представленной статье обощен опыт работы по развитию ориентировки в пространстве у молодых людей о интеллектуальными нарушениями....
«Формирование общечеловеческих ценностей как один из важнейших ориентиров в муниципальной системе образования г.о. Жуковский»
Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уро...
Статья в сборнике НПК "ДИАЛЕКТИКА ФОРМ ТРУДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ"
При диалектическом подходе в организации учебного процесса на уроках математики возникает потребность наряду с индив...
Статья в сборнике НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНЕЙ ОБОБЩЕНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ"
Учебный процесс - это особый вид труда, целью которого является подготовка на основе грамотности и практичности мыслящих людей....