«Коррекционно-развивающая работа учителя (русского языка) в контексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
проект
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта:
«Коррекционно-развивающая работа учителя (русского языка)
в контексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Выполнила:
Омаргазиева Мутлихан Казбековна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №14 а. Тукуй-Мектеб
Нефтекумского района
Ставропольского края
Ставрополь, 2019 год
«Преподавание - есть искусство,
поэтому совершенство
недостижимо, а
совершенствование - бесконечно».
Л.Н. Толстой
Актуальность проекта
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим явлением проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. В Конституции РФ в статье 43 закреплено, что право на образование имеет каждый гражданин РФ.
На основании Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014г.
№ 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» , ФГОС НОО говорится о равных стартовых возможностях обучающихся образовательных учреждений, в том числе и детей с ОВЗ.
Актуальность темы обусловлена также необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Поэтому образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для нашей страны.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дети с ОВЗ имеют свои психолого-педагогические особенности:
1 Низкий уровень развития восприятия.
2. Недостаточная сформированность пространственных представлений.
3. Неустойчивое, рассеянное внимание, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков самоконтроля, низкая мотивация к процессу обучения
4. Преобладание кратковременной, наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Отставание в развитии мышления.
8. Слабая сформированность игровой деятельности.
9. Несформированность речи.
10. Низкая работоспособность.
Проблема проекта
Особенности коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход и коррекционно-развивающая работа с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».
Правильно подобранные учителем коррекционно - развивающие педагогические технологии позволяют добиваться положительной динамики в обучении. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечит развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, повышения мотивации в учебно-воспитательном процессе. Как показывает практика, коррекционно-развивающая работа учителя – это хорошая возможность успешно социализировать детей с ОВЗ.
Цель:
Коррекционно-развивающая работа в контексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с целью повышения уровня общего развития учащихся с ОВЗ, совершенствования индивидуальной работы по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекционной работы по устранению отклонений в развитии познавательной сферы и речи, формирования личности школьника, развития познавательных интересов, активности, самостоятельности.
Задачи:
1) Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2Определение особенностей организации образовательной деятельности в МКОУ СОШ №14 для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности (форма обучения на дому).
3) Разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
4) Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
5) Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с ОВЗ;
6) Оказание родителям (законным представителям) учащихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня общего развития школьников с ОВЗ и коррекция индивидуальных отклонений в развитии.
2.Формирование соответствующих возрасту общеинтелллектуальных умений детей с ОВЗ.
3. Адекватное восприятие учебного материала, выравнивание психофизических нарушений у детей с ОВЗ.
4. Возможность реализации детей с ОВЗ своего потенциала, способность приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
5.Оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
Сроки разработки и реализации проекта: 2019-2020 учебный год
Ресурсы проекта:
Подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ, материально- техническая база ОУ, государственные программы, нормативно—правовые акты, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ, программно-методическое обеспечение.
Планирование проекта
1.Организация учебной деятельности для детей с ОВЗ в контексте ФГОС НОО.
2.Способы повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.
3.Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ по русскому языку.
4.Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в учебной деятельности на уроках русского языка.
5.Игра, как одна из форм коррекционно - развивающей работы на уроках русского языка с детьми с ОВЗ.
6.Взаимодействие ОУ с родителями детей с ОВЗ.
7. Приложения 1,2.
Практическая часть проекта
На протяжении нескольких лет педагоги МКОУ СОШ №14 занимаются поисками и внедрением продуктивных решений проблемы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности – это основная задача педколлектива МКОУ СОШ №14
В нашей школе из 356 обучающихся, в том числе 25 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 6 по заключению медико-педагогической комиссии обучаются на дому по адаптированной программе для детей с ОВЗ. Задача учителей - предметников - поиск эффективных форм и методов реализации программ для обучения детей с ОВЗ в контексте с ФГОС НОО.
Начинаю работу по обучению русскому языку с составления календарно-тематического планирования, при этом для учащегося с ОВЗ ставлю следующие задачи:
- формирование грамматических понятий,
- орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи,
- грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Особое значение уделяю коррекционно-развивающим задачам – развитию речи, воспитанию интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью. Провожу корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для ребенка с ОВЗ, предусматриваю дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия, отвожу дополнительное время на закрепление раздела, предусматриваю увеличение времени на итоговое повторение раздела, даю домашнее задание упрощенное.
Помимо задач по обучению решаю следующие важные задачи:
- повысить самооценку ребёнка;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
- усилить положительное отношение к учебной деятельности.
Моя задача, как учителя русского языка в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, включить:
1)Выбор оптимальных для развития учащегося с ОВЗ коррекционных программ/методик,
2)Методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
3)Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения русскому языку, преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения.
4)Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися программного материала;
5)Всестороннее развитие личности.
Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Считаю, что главный принцип коррекционной работы на уроке русского языка - практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Одним из основных условий успешной коррекционно- развивающей работы на уроке русского языка является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно- психической деятельности и сохранных функций.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы на уроке русского языка предусматривают:
-коррекцию личностных качеств;
-коррекцию познавательных возможностей;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-коррекцию психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала;
- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки. Письмо – это сложная форма речевой деятельности. В нём принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с речью, а речь в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Например, «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов?” - это самые любимые игры обучающихся. Можно в 5-6 классах использовать шарады, загадки-шутки. Игровая форма деятельности на уроке предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность. Детям следует постоянно помогать включаться в работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Заключение
Общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
1.Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в обучении повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы
Сегодня образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Список литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.: Издательство «Ось-89»,2005.
Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей». М: ТЦ Сфера,2003.
Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками»- М., Центр педагогического образования, 2007.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. // Пособие для учителей. Владос., М. 2001
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе». М: ТЦ Сфера,2005.
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. «Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.- М.: Первое сентября, 2004
Приложение 1
Календарно-тематический план по русскому языку 8 класс на 2019-2020 учебный год, 2 ч. в неделю, 70 ч. в год.
Рабочая программа
Адаптированная программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, обучающихся на дому по адаптированной программе для обучающихся, направленная на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ.
Обучение ведется по Учебник «Русский язык» для 8 класса, Н. Г. Галунчикова,
Э. В. Якубовская. - М.: Просвещение, 20017год.
Цель- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Задачи:
-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требовании);
-овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-обучение школьников умению связанно излагать свои мысли в устной и письмен-ной форме;
-вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
-развитие логического мышления;
-формирование общеучебных умений , работать с книгой, со справочной литературой; совершенствование навыков чтения;
-воспитание нравственности, чувства патриотизма и толерантности; воспитание любви и уважения к родному языку, а также предмету «русский язык».
Коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти, развитие внимания.
Развитие пространственных представлений и ориентации: представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать;
умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциями; умение планировать деятельность.
Коррекция развития речи: нарушений устной и письменной речи; монологической речи; диалогической речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Знания, умения, навыки уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммам (65-70 слов); писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу; находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя), пользоваться школьным орфографическим словарем, писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом; исправлять текст; подбирать однокоренные слова с помощью учителя; различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
решать орфографические задачи, опираясь на таблицу, или с помощью учителя
Календарно - тематический план
Русский язык 8 класс
70 ч. в год, 2 ч. в неделю
на 2019 – 2020 учебный год
№ уроков | Тема урока | Дата проведения | кол-во часов | Коррекционные цели по теме урока | Коммуникативные Навыки, дом. задание | ||
1. | Повторение. Текст. Простые и сложные предложения | 1ч. | Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос; задай вопрос. | Упр. 3. Выучить правило | |||
2 | Составление сложных предложений | 1ч. | Корригировать устную речь через систему вопросов. | Упр. 5. Выучить правило | |||
3. | Выделение однородных членов из предложения Использование однородных членов в предложении | 1ч. | Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения. | Составить 4 предложения о своей малой родине | |||
4. | Знаки препинания при обращении Использование обращений в предложениях | 1ч. | Коррекция мышления через анализ основы. | Выучить правило | |||
5. | Предложение. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (логичность, последовательность) | Упр.4. Выучить правило | |||
6. | Диктант № 1 по теме «Предложение». Работа над ошибками | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (внимание, последовательность) | Повторение | |||
7. | Состав слова. Текст Корень. Однокоренные слова | Коррекция морфемного состава слова | Упр. 24. | ||||
8. | Приставка, суффикс, окончание | 1ч. | Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | Упр. 25. | |||
9. | Разбор по составу слова | 1ч. | Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа. | Упр. 29 | |||
10. | Проверка орфограмм в корне | 1ч. | Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | Упр. 32 | |||
11. | Нахождение орфограмм в корне и их проверка | 1ч. | Коррекция связной речи и мыслительных операции (следую, пишу, проверяю). Коррекция волевых усилии при выполнении заданий. | Индивидуальные задания по карточкам | |||
12. | Правописание приставок | 1ч. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, произношение, сравнение). | Упр. 37 | |||
13. | Орфограммы в корне и приставке | Следование речевой инструкции. Воспитание адекватной реакции на ситуацию | Упр. 42 | ||||
14. | Составление плана текста | 1ч. | Коррекция связной речи и мыслительных операции (следую, пишу, проверяю). | Упр. 45 | |||
15. | Сложные слова с соединительными гласными О, Е. Сложные слова без соединительной гласной | 1ч. | Коррекция связной речи и мыслительных операции (следую, пишу, проверяю). Коррекция волевых усилии при выполнении задания. | Упр.46 | |||
16. | Сложные слова с соединительной гласной и без неё | 1ч. | Корригировать недостатки в развитии фонетика фонематического анализа. | Упр. 54 | |||
17. | Состав слова. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция мыслительных операции | Упр.60 | |||
18. | Диктант №2 по теме «Состав слова». Работа над ошибками | Коррекция мыслительных операции (внимание, последовательность) | Контрольные вопросы и задания | ||||
19. | Части речи. Текст. Значение существительных в речи. Существительные, близкие по значению | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). | Упр. 69 | |||
20. | Род, число и падеж существительных | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). | Упр. 75 | |||
21. | Определение склонений существительных. Ударные и безударные окончания существительных | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). | Упр. 78 | |||
22. | Правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений | 1ч. | Коррекция социального поведения., применение знаний на практике. | Упр. 81, 86-устно | |||
23. | Правописание падежных окончаний существительных. Изменение по падежам существительных во множественном числе | 1ч. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. | Упр. 92. Подготовиться к письму по памяти | |||
24. | Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе | 1ч. | Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение. | ||||
25. | Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Окончание родительного падежа существительных во множественном числе | 1ч. | Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение. | Упр.101 | |||
26. | Склонение существительных. Закрепление. Существительное Закрепление.. | 1ч. | Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу. | Упр. 110 | |||
27. | Диктант №3 по теме «Имя существительное. Работа над ошибками». | 1ч | Контрольные вопросы и задания | ||||
28. | Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | 1ч. | Коррекция грамматического строя речи. | Упр. 120 | |||
29. | Словосочетания с прилагательными. | 1ч. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. | Упр. 123 | |||
30. | Род и число прилагательных | 1ч. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. | Упр. 124 | |||
31. | Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Постановка вопросов к прилагательным | 1ч. | Коррекция зрительного восприятия. Следование речевой инструкции. | Упр. 127 | |||
32. | Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа | 1ч. | Коррекция грамматического строя речи. | Упр. 135 Составить рассказ о зиме | |||
33 | Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста. Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность) Коррекция монологической речи. | Упр. 131 | |||
34. | Р.Р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание». | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). | Доработать | |||
35. | Изменение прилагательных во множественном числе по падежам. | 1ч. | Коррекция на установление смысловых связей. Коррекция диалогической речи. | Выучить слова из словаря | |||
36. | Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. | 1ч. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний. | Упр. 132 | |||
37. | Склонение прилагательных. Закрепление знаний | 1ч. | Применение знаний на практике. | Повторение | |||
38. | Прилагательное. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). | Контрольные вопросы и задания | |||
39. | Диктант №4 по теме «Прилагательное» Работа над ошибками | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (внимание, последовательность | Домашнее сочинение | |||
40. | Р.Р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание». | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) | Доработать | |||
41. | Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам | 1ч. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Коррекция монологической речи. | упр.160 | |||
42. | Наблюдение за склонением местоимений 1-го лица (я, мы), единственного и множественного числа | 1ч. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции | Упр. 168 | |||
43. | Наблюдение за склонением местоимений 2 лица единственного и множественного числа. | 06.02 | 1ч. | Коррекция связной речи,коррекция грамматического строя речи. | Упр. 174 | ||
44. | Наблюдение за склонением местоимений 3 лица единственного и множественного числа. | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). | Упр. 177 | |||
45. | Местоимение. Закрепление знаний. | 1ч. | Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Коррекция монологической речи. | Контрольные вопросы и задания | |||
46. | Диктант №5 по теме «Местоимение». Работа над ошибками | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (внимание, последовательность). | Повторение | |||
47. | Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению. Частица не с глаголами. | 1ч. | Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). | Упр. 219 | |||
48. | Неопределенная форма глагола. | 1ч. | Коррекция грамматической стороны речи. | Упр. 227 | |||
49. | Изменение глаголов по временам и числам. | Воспитывать толерантное поведение | Упр. 231 | ||||
50. | 1-е лицо глагола | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Коррекция грамматической стороны речи. | Упр. 234 | |||
51. | 2-е лицо глагола | 1ч. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. | Упр. 242 | |||
52. | 3 –е лицо глагола | 1ч. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. Коррекция волевых усилии при выполнении задании. | Упр. 255 | |||
53. | Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться | 1ч. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. | Упр.263 | |||
54. | Различение глаголов по лицам и числам. | 1ч. | Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. | Упр. 267 | |||
55. | Глагол. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). | Контрольные вопросы и задания | |||
56. | Диктант №6 по теме «Глагол». Работа над ошибками | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (внимание, последовательность). | Повторение | |||
57. | Р.Р. Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Коррекция памяти и внимания. | Доработать | |||
58. | Наречие как часть речи. Наречие – неизменяемая часть речи. Значение наречий в речи. | 1. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции | Упр. 275 | |||
59. | Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопросы Как? Где? Когда? Куда? Откуда? | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Коррекция памяти и внимания. | Упр. 291 | |||
60. | Наречие. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Коррекция памяти и внимания. | Контрольные вопросы и задания | |||
61. | Диктант №7 по теме «Наречие». Работа над ошибками. | 1ч. | Коррекция социального поведения. | Повторение | |||
62. | Предложение Простое предложение. Простое предложение с однородными членами Распространение предложений с однородными членами. | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Коррекция памяти и внимания. Коррекция эмоциональноволевой сферы | Упр. 309 | |||
63. | Сложное предложение с союзами И, А, НО. Составление сложных предложений с союзами И, А, НО. | 1ч. | Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой | Упр. 318 | |||
64. | Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и сложных предложений. | 1ч. | Инструкции | Упр. 323 | |||
65. | Предложение. Закрепление знаний | 1ч. | Коррекция связанной речи, коррекция памяти и внимания. | Контрольные вопросы и задания | |||
66. | Контрольный диктант за год. | 1ч. | Коррекция памяти и внимания. | Повторение | |||
67,68 | Повторение за год. Состав слова. | 2ч. | Коррекция памяти и внимания. | Упр. 332 | |||
69,70 | Части речи. Предложение. | 2ч. | Коррекция памяти и внимания. | Повторение за год |
Приложение 2
Приведу примеры игровых технологий, которые я использую на своих коррекционно-развивающих занятиях с учащимися ОВЗ на уроках русского языка.
Игра «Эрудит»
не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
1.Угадай слово по толкованию его лексического значения.
Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)
Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)
Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)
Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
2.В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
3.Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз – автор
колос, роза, вата - …
кора, лото, боксер - …
баран, рана, банка - …
«Третий лишний»
Из предложенных слов найдите слово, не соответствующее определённому правилу, части речи, смыслу и т.д.
Лимонный, карманный, соломенный…
Горяч, могуч, плач…
Мокрый, влажный, сухой…
Отрежь, наотмашь, спрячь.
«Игра «Корректор».
Найди ошибку в выборе слова.
1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.
4) В центре города построен памятник герою.
Лестница
Ведущий называет одну букву. С этой буквы будут начинаться все слова, которые подберут участники игры.
Задача играющих в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы. Слова располагаются следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых - названная. Ниже ставят состоящее из трех букв, еще ниже - из четырех. При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, каждое слово должно начинаться с буквы, указанной ведущим.
Пример: Предположим, что ведущий назвал букву "п". Можно написать такой ряд слов:
п | |||||||||
п | а | ||||||||
п | а | р | |||||||
п | а | р | к | ||||||
п | е | н | а | л | |||||
п | а | т | е | н | т | ||||
п | а | т | р | и | о | т | |||
п | а | р | т | и | з | а | н | ||
п | а | п | о | р | т | н | и | к | |
п | а | л | и | с | а | д | н | и | к |
Рассыпанные слоги
Прочитать стихи и составить слова из разрозненных слогов. Один слог нельзя использовать дважды.
Это было в воскресенье У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились, В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись, Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять! Помоги гостей собрать:
АН - ТИ – ЛО – ПА – КРО – КО - ДИЛ
– ДИ - ШИМ – ЗЕ – ПАН – КО - РИЛ,
НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е - ГИ,
МУР – КО - ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ - ЖИ!
Ответы: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.
Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов детей с ОВЗ.
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов - это логическое мышление.
Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание педагогом механизмов построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней.
Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.
Например:
Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
(Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу: цвет, форма, вкус.) Решение загадок подобного вида основано на анализе: выделении всех признаков и синтезе объединения их в единое целое.
2. Загадка, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (По одному-двум признакам восстанавливается целостный образ).
Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
(Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке).
3. В загадку включено отрицательное сравнение. Например:
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
(Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании).
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например:
Под одной крышей 4 братца сидят. (Стол.)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
Сказкотерапия на уроке русского языка.
Известно, что даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
1. в качестве дидактического материала;
2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
3. как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти и внимания.
Я старый сказочник, я знаю много сказок –
Про злых волков, про зайцев косоглазых,
Про хитрых лис, про глупых попугаев…
Я старый сказочник, я много сказок знаю.
(Ю.Кукин)
1) Сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное.
2) Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.
3) Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, т.к. языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.
Приведем пример использования грамматической сказки при изучении темы: «Род имени существительных» в пятом классе:
Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, а Существительное лежит и стонет.
- Что с тобой? – спрашивают друзья.
- Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
- Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. – По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
- Ну что вы! – возмутилось Существительное.- Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.
- Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например: бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
- Здесь смотрите на окончание! Все теперь они решают: если – я – женский род; – О (-Е)- средний, нет окончания – мужской.
- И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончания – а. Значит, это существительные женского рода!
Тут Существительное потеряло терпение:
- Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
- Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».
Рифмованные упражнения помогли детям прочнее усвоить новый материал по этой теме:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу - моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно мое: мое окно, моё село.
Эта сказка имеет и большую воспитательную направленность: Друзья должны помогать друг другу.
Как исправить почерк
Несколько несложных правил и упражнений для исправления почерка у детей с ОВЗ (эффективны только в начальных классах).
- Обратите внимание, соблюдает ли Ваш ребенок строчку (буквы не должны вылезать за пределы строки, "прыгать").
Если ребенок "не видит" строчку, попробуйте четче прочертить линии, а еще лучше для домашних заданий вернитесь к тетрадкам в косую линейку. Обозначайте конец и начало строки (ставьте точки, галочки), чтобы ребенок видел, где начинать писать строчку или заканчивать ее.
- Проверьте, насколько уверенно чертит Ваш ребенок длинные и ровные линии.
Если линии неровные, дрожащие, неуверенные, надо приобрести тетради для подготовки к письму предназначенные к работе с дошкольниками. Главное, что Вам нужно в них - это выполнение элементов штриховки, прописывание кривых линий, рисование предметов по пунктирной линии. Делайте как можно больше заданий и упражнений для развития мелкой моторики (лепка, аппликация, пальчиковые игры).
- Обратите внимание на осанку ребенка - это поможет избавить от проблем позвоночником, чаще всего от сколиозов.
- Заметьте, с какой силой ребенок нажимает на ручку - если нажим очень сильный, значит, рука у ребенка сильно устает, почерк ухудшается по мере продолжения письменных упражнений - в этом случае можно посоветовать расслабляющий массаж рук и плечевого пояса, дома пишите только карандашом. Если нажим очень слабый, исчезающий, делайте силовые упражнения для пальчиков, упражнения на быструю смену пальчиковых поз (например, быстро меняем позы "колечки" - "коза" - "кулачок"), общеукрепляющую гимнастику для мышц плечевого пояса. Для развития силы нажима также дома надо побольше писать и рисовать карандашом.
- Обратите внимание на правильность написания букв и соединения их элементов. Если ребенок пишет буквы неуверенно, неправильно соединяет элементы, вернитесь к прописям для первоклашек. В них прописывают сначала элементы буквы, затем прописывают букву в слоге, а затем в словах и в предложении.
Эти самые простые рекомендации будут приносить пользу, если Вы будете работать над этой проблемой систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)
Презентация к выступлению "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...
"Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации"
Данный материал поможет всем педагогам выработать систему работы с классом, который сдаёт ОГЭ по русскому языку и литературе....
Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)
Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)Промежуточная аттестация...
Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Материал для подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...