«Математика это сложно, но интересно и увлекательно!»
занимательные факты на тему
Цели обучения математике в среднем образовании:
Ø овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, а также для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования;
Ø интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
Ø формирование представлений об идеях и методах учебного предмета, о математике как форме описания и методе познания действительности;
Ø формирование представлений о математике как части общественной культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_teme_matematika_eto_slozhno_no_interesno_i_uvlekatelno.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представление педагогического опыта через мастер-класс.
Мастер-класс-форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Цель мастер-класса- повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.
Содержание мастер-класса- передача опыта, педмастерства, педтехнологий путем прямого и комментированного показа приемов деятельности.
Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, интегрированное занятие, показ программы деятельности элективного курса, факультатива, мультимедийная презентация, круглый стол, показ отдельных форм или методов работы.
По режиму работы: мастер-класс это системная работа, многократные встречи с определенной группой слушателей.
Принцип работы: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс по теме:
«Математика это сложно, но интересно и увлекательно!»
учителя математики МБОУ
«Хову - Аксынская СОШ»
Кызыл-оолЧеченмыДоржуевны
Цели обучения математике в среднем образовании:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, а также для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах учебного предмета, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общественной культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс «Математика это сложно, но интересно и увлекательно!»
Я, Кызыл-оол Чеченмаа Доржуевна, работаю в Хову-Аксынской средней школе учителем математики – 10 лет.
У каждого человека в этом мире есть своё призвание. Моё - учить детей этой сложной, но интересной и увлекательной науке математике.
Математика - царица всех наук. Она может быть разной: порой необычайно простой, временами сложной, но неизменно интересной увлекательной. Характер у математики непростой! Тем и интересна математика, что она такая разная и непредсказуемая.
Я работаю учителем математики для того, чтобы научить каждого ученика мыслить, принимать участие в добывании знаний
Как же сформировать у обучающихся интерес к математике?
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших задач в дидактике (К.Д.Ушинский)
Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ученик полюбил математику, надо показать ее красоту и важность.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Я стараюсь на уроке похвалить каждого ребенка, сделать все зависящее от меня для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание учиться.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…».
Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Как заинтересовать математикой? Успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Начав работать в 5-м классе, я столкнулась с проблемой слабой математической речи учащихся. Поэтому передо мною встала задача: как развить речь учащихся на уроках математики, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, сдачи ГИА и ЕГЭ.
Какие же средства я использую для решения проблемы развития речи учащихся?
Прежде всего, речь самого учителя должна быть именно той речью, которая будут восприниматься учащимися как некоторый образец. Качествами, определяющими эту речь, должны служить:
- Полная ясность выражаемых мыслей;
- Научность;
- Соблюдение правил синтаксиса;
- Литературность.
Поэтому я всячески старалась устранять такие пороки, как употребление слов-паразитов: “ну”, “вот”, “видите ли”, “так сказать”, “значит” и т.п.
Я как учитель уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например, уравнение f(x)g(x)=0 сводится к совокупности уравнений f(x)=0 и g(x)=0 (замена слова “совокупность” словом “система” была бы очень грубой ошибкой).
“Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)
Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается мною, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл. Учащиеся ведут математический словарь, в который выписывают новые понятия и их определения (словарь ведется с 5-го класса).
В самой тесной связи с указанными средствами развития речи находится использование мною учебников по всем разделам математики. Стараюсь обратить внимание учащихся на такие выражения и формулировки, с которыми они встретятся в задаваемом тексте и разъяснить им все, что является существенным.
Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках родного и русского языков.
Не всегда на уроке хватает времени реагировать на эти ошибки и недостатки (неправильное употребление падежей; отпускание союзов: если, т.к.; неправильное сокращение придаточных предложений и т.п.) и уж во всяком случае, учитывать их при оценке знаний учащихся. Со временем я поняла, что такое положение дел не только не содействует выработке правильной речи учащихся и ее развитию, но, и наоборот может привести к регрессу в этом отношении.
Однако выявление недостатков речи есть лишь половина дела. За ней должно следовать и ей должно сопутствовать постепенное и непрерывное совершенствование речи.
На уроках математики во время учебы в школе и на занятиях в вузе учителя и преподаватели исправляли наши ошибки в речи, связанные с чтением выражений с переменными и названий функций. До сих пор вспоминаются фразы учителя, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например, “а равно пяти”, “с равно минус пяти”, “игрек равен десяти”.
Также большое внимание я уделяю тому факту, что при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”. Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они так же не изменяются по падежам. Ударения всех греческих букв – на первом слоге, кроме омега и омикрон – альфа, дельта.
Наибольшее количество ошибок и искажений в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных. Поэтому при работе с учебником обращаю особое внимание на рубрику “Говори правильно”. Сообщаю учащимся, что правило склонения составных количественных числительных довольно простое: в составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было. Стараюсь проводит параллель с русским языком: числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот (оба корня) склоняются так же, как существительные третьего склонения.
Например,
И.п. пятьдесят | мышь |
Р.п. пятидесяти | мыши |
Д.п. пятидесяти | мыши |
В.п. пятьдесят | мышь |
Т.п. пятьюдесятью | мышью |
П.п. пятидесяти | мыши |
Или Пятьюстами | мышью |
Примеры склонения числительных (количественных, порядковых, дробных) даны и на форзаце учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класса”. Учащиеся могут пользоваться ими на уроках и при выполнении домашнего задания.
По моему мнению, эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработку у них правильной письменной речи. При этом большое значение имеет составление учащимися, так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль.
Например, задача №583 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класс”.
Условие. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка?
Решение. Пусть масса одной части напитка x г. Тогда масса сиропа 2x г, а масса напитка (2x+5x) г. По условию задачи масса напитка равна 700 г. Получим уравнение: 2x+5x=700. Отсюда 7x=700, x=100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому сиропа надо взять 200 г (100*2=200) и воды 500 г (100*5=500).
Внедряя в практику учащихся составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, я приобретаю очень действенное средство и широкое поле для развития правильной письменной речи учащихся.
В практике своей работы я при развитии речи учащихся использую метод комментирования: ученик с места комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске. Учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля разговорной речи на уроке.
В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.
С этой целью при закреплении темы на уроке применяю игровые формы, такие как “Вопросы-ответы”, “Угадай-ка”, мини диктанты с самооценкой, или рубрики «Говори правильно»
Однако практика работы в школе убеждает нас в том, что пока еще многие учащиеся находятся в сильной зависимости от формы подачи информации. Например, восьмиклассники легко и точно понимают смысл задания:
«Решить уравнение 0,5х=х 2-5». Но многие из них не сразу осознают аналогичную цель в условии: «При каких значениях х верно равенство
0,5х = х 2-5?» И, наконец, почти все они испытывают самые серьезные затруднения при рассмотрении той же ситуации, но заданной словесно: «Найти число, половина которого меньше его квадрата на 5».
Разумеется, математический язык и математическая речь не должны создавать дополнительные трудности для восприятия, но отказываться от различных форм предъявления информации тоже не следует. Необходимо варьировать формы подачи учебного материала в зависимости от его содержания и уровня общеязыковой подготовки школьников.
Следующий тест состоит из двух серий: вербальной и невербальной. Вербальная серия предназначена для исследования словарного запаса учащихся, их умений соотносить понятие, выраженное словом, с его образом, проводить словесные аналогии, классифицировать объекты, заданные терминами. Невербальная серия развивает умение наблюдать, сравнивать, находить аналогии между фигурами, числовыми и буквенными выражениями, выделять существенные признаки фигур. В каждой серии есть как задания, имеющие единственное решение, так и те, которые допускают несколько равноправных, но логически неоднозначных решений. Последние задания называются открытыми. Они широко используются в тестовой методике и требуют только непротиворечивой и четкой аргументации ответа. Такие задания дают возможность испытуемым проявить свои творческие способности.
ВЕРБАЛЬНАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ.
1. Напишите как можно больше математических терминов, содержащих букву «п».
2. Исключите лишнее слово: ЛУЧ, КРУГ, УГОЛ, КУБ, ДУГА.
3. Подумайте, что объединяет напечатанные заглавными буквами слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит:
ЧЕТЫРЕ, ВОСЕМНАДЦАТЬ, СТО.
А) пять, б) одиннадцать, в) тридцать семь, г) нуль, д) один.
4.Заглавными буквами выделены три слова. Подумайте, как связаны два из них, и укажите в списке а) – г) четвертое слово, которое точно так же связано с третьим:
САНТИМЕТР – МИЛЛИМЕТР, ГЕКТАР - ?
А) километр, б) метр, в) квадратный дециметр, г) площадь.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ.
В следующих заданиях требуется вставить вместо вопросительных знаков недостающие числа, слова, рисунки или выражения. Процедура их выполнения такова: рассматривая элементы первой пары (или верхней строки) устанавливаем связь между ними, затем, рассуждая аналогично, находим недостающие элементы второй пары (или нижней строки).
НЕВЕРБАЛЬНАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ.
Для основной массы 14 – 15-летних школьников характерно наглядно-образное мышление. Математическая символика и графика (имеются в виду изображения геометрических фигур и графиков) сами по себе наглядны, хоть и являются кодировками абстрактных понятий. Но кодировка тех, же понятий в словесной форме стоит как бы ступенькой выше, так как из словесного ряда приходится выделять связи между понятиями, которые из символического или словесного представления видны непосредственно. Таким образом, в процессе преподавания математики 14 –15-летним школьникам учителю необходимо не только шире использовать невербальные средства обучения: таблицы, чертежи, рисунки, схемы, символическую запись и т. д., но и заботиться о том, чтобы школьники переходили к работе с новым материалом в словесной формулировке только лишь после того, как научатся успешно оперировать им на языке образов. Подводя итог, хотелось бы отметить, что эти средства только тогда окажутся эффективным для поднятия культуры письменной и устной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных и устных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе. Литература: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Равбочая программа по элективному курсу "Функция: сложно, просто, интересно" для 9 класса
Тема "Функция" одна из самых сложных в курсе алгебры. Данный элективный курс позволяет более глубоко изучить данную тему и показать важность, актуальность этой темы...
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс...
Интересное и увлекательное в мире Флоры.
Мероприятие о удивительном и прекрасном, растительном мире нашей планеты. Необычные, редкие, красивые и странные растения....
Как сделать классное дело интересным и увлекательным
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа....
Что такое проект и почему реализация проекта- это сложно, но интересно
Индивидуальный проект 10-11 кл....
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно
Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...
Методическая памятка: "Эффективный урок: как сделать обучение интересным и увлекательным"
В методической памятке “Эффективный урок: как сделать обучение интересным и увлекательным” описываются методы и подходы для повышения эффективности учебного процесса. Памятка содержит реко...