Успешное обучение в математике
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Филиппова Ирина Викторовна

Прелагаю технологию успеха при изучении математики, разработку урока на основе данной технологии. Урок по теме: "Решение квадратных уравнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uspeshnoe_obuchenie_matematike.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

 

 Филиппова Ирина Викторовна

 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ (физика, математика,     информатика)

 Тема работы:

 «Технология успеха обучения математике».

учитель математики

МОУ «Большеуковская СОШ»

Большеуковского муниципального  района Омской области

                                         

       

 «Технология успеха обучения математике».

         Считаю, что  – ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки.

          На протяжении ряда лет стремлюсь создать индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся, творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом: создавать оптимальные тематические планы, изобретать методические приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.      

         Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.

          Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики», выстроила методическую систему  «Технология успеха обучения математике».

          Цель технологии:

  • Активизировать учебное познание;
  • Ориентировать и формировать личностный смысл учения;
  • Строить логическую структуру учебной информации;
  • Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;
  • Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д.;
  • Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.

    Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данному вопросу;
  • разработать систему уроков, заданий;
  • помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;
  • вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;
  • создать обстановку комфортности для ученика;
  • развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;
  • дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

    Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой».

        Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

       Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.

         Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.

         Итак, ситуацию успеха нужно  создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

     - установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

     - обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);

    - сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).    

          Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

         Этапы создания ситуации успеха:

  1. Мотивационный этап.

        Ставлю задачу - сформировать у ученика установку на успешное усвоение, выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения:

  - стремление самостоятельно решать интересные задачи;

  - попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

 - рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других   людей;

 - установить новые контакты в ходе выполнения и т. д.

2. Организационный этап.  

        Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

        На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи.  К таким условиям можно отнести четыре аспекта:

  1. недостаток способностей,
  2. трудность задания,
  3. отсутствие везения,
  4. слабость волевых усилий.

      Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

         Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.

       Структуру учебного успеха можно представить в виде схемы

      Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…

      Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником) и т. п.

       Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.

       Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

      Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно - построенные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

       В своей работе применяю: уроки - лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры, уроки решения «ключевых задач», уроки – консультации, зачётные уроки, интегрированные уроки.   Для подготовки таких уроков даю творческие задания: составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять-таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.

      Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.

      Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно – коммуникационные средства обучения.

          Так, например, практикую в своей работе электронный учебник «Стереометрия 10-11 класс». Особенностью структурной формулы учебника является её наглядность, обозримость, дающая ясное представление о внутреннем строении учебного материала соответствующего учебника. Электронный учебник может быть использован непосредственно  в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний, а так же для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.

          В электронном учебнике имеется программа «Стереоконструктор». Данную программу применяю при построении сложнейших чертежей для решения задач. Если при решении задач, использовать стереоконструктор в совокупности с интерактивной доской, то экономится время на уроке, которое можно эффективно использовать для другого вида работ.

        Используя электронный учебник «Стереометрия 10-11 класс»,  делаю выводы, что ребята с большим желанием включаются в работу на уроке, особенно при решении задач.

        Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее.  Все  подобранные  материалы  объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе.

          Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет и углубляет знания в области математики, что в  свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету.

3. Итоговый этап.

       На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

       Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания.

      Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.

    Представлю урок, разработанный мною на основании вышеизложенной технологии.

 План – конспект урока по алгебре в 8 классе.

ТЕМА: Решение квадратных уравнений.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Решение квадратных уравнений, используя общую формулу»,
  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать математические ситуации;
  • Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели; побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Урок сопровождается презентацией.

  • Компьютер
  • Видеопроектор
  • Интерактивная доска
  • Листы самоконтроля
  • Карточки для сам. работы

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть – 30 мин.:

а) разминка – 3 мин.

б)1 гейм «Заморочки из бочки»,

в) 2 гейм «Ты мне, я тебе»,

г) 3 гейм «Тёмная лошадка»

д) 4 гейм  «Спешите видеть, ответить, решить»,

 е) 5 гейм «Гонка за лидером».

4. Подведение итогов урока – 3 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- на партах у вас лежат листочки (приложение 1), которые условно назовём «листками самоконтроля», впишите свою фамилию, имя. В течение урока вы должны его заполнять: за правильный ответ ставите себе балл.

2. Разминка.

1) х2 + 2х – 3 = 0,    3х2 + 5х – 2 = 0,    9х2 + 1 = 0,  3х2 – 7х = 0

- Как называются равенства, которые перед вами представлены?

- Разбейте по типам эти уравнения.

2) Работа со схемой (слайд 1).

( при работе со схемой выявляются типы квадратных уравнений, методы их решения)

  1. Основная часть.

- А сейчас мы проведём небольшой турнир (слайд 2) между двумя командами. Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает жетон, и каждый участник оценивает своё участие, заполняя «лист самоконтроля».

       - Итак, я конкурс начинаю,

         Всем успехов вам желаю.

1 гейм «Заморочки из бочки» (слайд 3)

      (Каждая команда вынимает из «бочки» задание, представитель от команды выходит  к доске  и решает)  

  1. х(2х – 3) = 4х – 3,        
  2. 100х2 + 20х +1 = 0,
  3. (х + 3 )2 = 2х + 6,
  4. –х2 + х – 10 = 0

2 гейм «Ты мне, я тебе» (слайд 4)

    (Каждая команда задаёт по очереди друг другу задания)

3 гейм «Тёмная лошадка» (слайд 5)

Он есть у дерева, цветка,

Он есть у уравнений,

И знак особый – радикал –

С ним связан, без сомнений.

Заданий многих он итог.

И с этим мы не спорим.

Надеемся что каждый смог

Ответить: это…    (корень)

4 гейм «Спешите видеть, ответить, решить» (слайд 6)

    (самостоятельная работа: команды получают карточки с заданиями «лото»)

- Решите три уравнения, записанные на карточке, найдите карточки с правильными ответами и закройте ими соответствующие уравнения, ответом вниз, тогда на верхней стороне получится ребус.

Карточка №1

х2 – 9х + 18 = 0,               2х2 – 9х – 5 = 0,             5х2 – 8х + 3 = 0

   6; 3                                      5; - ½                               ½; 3/5      

Карточка №2

2 – 25х + 20 = 0,           х2 – 6х + 5 = 0,               2х2 – 5х + 2 = 0  

         4; 1                                5; 1                                 2; ½          

- разгадать ребус, ответить на вопрос: (слайд 7)

 1) Что нужно искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант)

2) Какой математик доказал теорему, выражающую связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями? (Виет).

- Дома, вам необходимо подготовить небольшую информацию об этом знаменитом математике.

5 гейм «Гонка за лидером» (слайд 8)

   (Командам предлагается разгадать кроссворд)

Вопросы:

  1. Название выражения b2 - 4ac.
  2. Квадратное уравнение, в котором а = 1.
  3. Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а не равно нулю.
  4. Число корней квадратного уравнения при Д > 0.
  5. Равенство, содержащее неизвестное.
  6. Математик, доказавший, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
  7. Существуют ли действительные корни, в квадратном уравнении, если

 Д < 0?

8) Квадратное уравнение, в котором в или с равны нулю.

9) Число корней квадратного уравнения при Д = 0.

10) Решение уравнения.

     Проверка разгаданного кроссворда (слайд 9) – дети по очереди называют отгаданные слова.

Подведение итогов урока.

- Какое уравнение случайно попало?

Х2 + 3х = 0,                                 5х + 5 = 0,

2 = 4,                                        3х – 3 = х2.  

6х + х2 – 7 = 0,

- Почему?

- Ребята, оцените свою работу в листах самоконтроля.

 Команды, подсчитайте свои жетоны. (Члены команды, набравшей больше жетонов, ставят каждый себе по 1 баллу дополнительному).

Выставление оценок. (слайд 10)

Приложение 1.

Лист самооценки:

этапы

задания

Количество

баллов

Наибольш.

кол. баллов

1 гейм

Решить уравнение

4

2 гейм

Решить дом. зад.

2

3 гейм

Ответить на вопрос

2

4 гейм

«Лото»

4

5 гейм

Разгад. кроссворд

10

Дополнит. отв.

Итого баллов:

22

Самооценка

Оценка учителя:

«5» - 20-22 б.;  «4» - 15 – 19 б.;  «3» - 11 – 14 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Организация устного счета – одно из условий успешного обучения математике.

Следует разделять два вида устного счета. Первый — это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо опе¬рировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на...

Творчество учителя - залог успешности обучения математике.

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познани...

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ОБЩИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ В СТРУКТУРАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

            В статье проанализированы результаты исследования успешности обучения математики и информатики современных школьников....

Успешное обучение математике

Знания обучающихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что «развитие и обр...

Метод учебных проетов - успешность обучения математики

Метод учебных проектов на уроках математики...