Творчество учителя - залог успешности обучения математике.
статья по теме

Рассказова Юлия Николаевна

 

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчество учителя как залог успешности обучения математике.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов,  отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:
уровень элементарного взаимодействия с классом: педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке: начинается  уже с  планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения;
эвристический уровень, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога  характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

     Педагогическое творчество возможно только на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.

Моя настольная книга – это книга  Вадима Андреевича Крутецкого   «Психология математических способностей школьников», где автор исследует  природу и структуру математических способностей школьников.

     Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.

     Научное исследование сознания и личности ребенка – одно из главных условий подлинного педагогического творчества, это азы педагогической культуры.

     Важно знать, что ум, способный к успешному овладению знаниями, сообразительность – это свойство, не раз и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в которой находится ребенок, от характера обучения, от процесса умственного труда. Задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать ум ребенка, его мыслительные процессы, опираясь на принципы информационного взаимодействия:

     - принцип тезауруса (словаря), т.е. обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения;

     - принципа фасцинации (привлекательности). Современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий:

     а) личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);

     б) содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

     в) методов и приемов обучения.

     Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле творческой деятельности любого учителя. Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи, облегчения учебы становятся главным в его работе.

     - принцип майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников) как результат реализации первого и второго принципов.

     В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание как идеальное образование не может быть непосредственно передано одним субъектом другому – оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д.

Принцип майевтики успешнее реализуется при учете следующих условий:

     - самостоятельности учащихся;

     - индивидуального темпа работы;

     - получения знаний (информации) из различных дополнительных источников;

     - еще более эффективно – при использовании различных педагогических технологий.

          На мой взгляд, решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации.

     Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.

Каждый  раз,  переступая  школьный  порог, я  вспоминаю одну  восточную  мудрость «Можно  коня  привести  к  воде, но  нельзя  заставить  его  пить». Так  и  в  нашей  работе, мы  можем  предложить ребенку необходимую ему сумму знаний, но  только   положительная мотивация позволит  ему эти знания усвоить…

Для меня школа - это творческая мастерская.

Источники моего творчества – общение с учащимися, собственный опыт, опыт  других учителей,  профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, жизненный опыт и профессиональная интуиция.  

От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё педагогическое  кредо.

     Я, как учитель, стараюсь повышать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся, вырабатывать потребность к знаниям, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, умение прислушиваться к суждениям других людей, способность высказывать свою точку зрения.

Как я это делаю?

1) Стараюсь четко планировать всю систему урочной и внеурочной деятельности, каждый урок. Мастерство учителя - это не случайная удача, не только счастливые находки, это систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Результат работы каждого учителя во многом зависит от того, как он готовится к своим урокам.

2) Осваиваю и внедряю современные педагогические технологии.

Включаю в свою педагогическую деятельность элементы игровых технологий, технологии здоровьесбережения, строю процесс обучения на принципах проблемного и личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, использую коллективные и групповые формы работы с учащимися.

3) Осваиваю и внедряю интерактивные формы обучения.

Это использование ЦОР (  chool-collection.edu.ru), различных профильных сайтов, например, www.etudes.ru (математические этюды)- модели - конические сечения. Также хотелось бы порекомендовать пакет динамической математики Geogebra , причем с 2011 года уже в силе новая версия данного пакета  - Geogebra 4. http://janka-x.livejournal.com/

Этот пакет позволяет  отрабатывать новые темы,  повторять ранее изученный материал, готовиться к ГИА и ЕГЭ.

4) В своей практике   применяю  нестандартные виды уроков.

           Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.

           Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.  Проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.

5)веду  внеклассную работу по предмету.

-подготовка учащихся к различным конкурсам и олимпиадам;

- подготовка и проведение недели естественно-математических наук.

Ежегодно в нашей школе проходит неделя естественно-математических наук. В рамках этой недели проходит много интересных мероприятий. Например, такие как конкурс «Поляна математических чудес»,  конкурс математических сказок, конкурс геометрических рисунков, различные внеклассные мероприятия. В этом году планируем провести конференцию по теме «Неизвестное об известных».

6) Постоянно пополняю собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы,  занимательного  материала и много другого.

а) В этом году, приняв 5 класс, столкнулась с такой проблемой как неправильная проверка решения уравнения. Поэтому применяю на уроках следующее задание.

Задание «Оцениваем свою работу».
Цель: освоение критериев оценки письменной работы. 
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.
б) Синквейн. 
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
Правила написания этого чуда такие: 

  • Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. 
  • Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. 
  • Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное. 
  • Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному. 
  • Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Например, в 5 классе, изучая тему «Деление натуральных чисел», учащимися был придуман следующий синквейн.
Деление

Деление

Делимое, делитель,

Учим, делим, проверяем,

Действие второй ступени.

Частное.
      Развлекаться таким сочинительством легко, весело и полезно. Речь развивается, сложные понятия усваиваются, отношение к чему-либо осознаётся. 
     Детей полезно научить писать синквейны. С их помощью, например, можно закреплять сложные термины. Тогда можно не занудно учить да пересказывать, а устроить соревнование на лучшего сочинителя синквейнов.
   в)  использую на уроках комплекс упражнений, чтобы поднять тонус  всего  организма.

Комплекс упражнений.

1.Соединить ладони перед грудью, интенсивно потереть друг о дружку. (Мобилизация энергетического потенциала).

2.Массаж головы: «расчесывание» согнутыми пальцами обеих рук.

(Стимулирование  памяти).

3. Растирание лба согнутыми указательными пальцами от середины к вискам, вдоль бровей.

(Профилактика мигреневых болей, воспаления лобных пазух).

4. Легкий массаж глаз.

 (Поглаживание, похлопывание).

5. Массаж крыльев носа косточками больших пальцев вверх до линии волос. Движение вниз свободно.

(Профилактика головных болей).

6. Поглаживание шеи сверху вниз раскрытой ладонью.

(Нормализуется деятельность нервной системы).

7. Растирание затылка и шеи сзади.

(Снимается напряжение мышц шеи, умственная усталость).

8. Постукивание точек на локтевых сгибах: согнуть в локтях руки. Кулаки сжаты, простукивать костяшками пальцев.

(Нормализуется обмен веществ).

9. Массирование точки на руке.

(Профилактика гриппа).

г) использую необычное начало урока.

Например.

 Перед вами два изображения картины Анри Матисса "Лодка". Но одно из них правильное, а второе перевернуто вверх ногами. Ваше мнение, какое правильное, а какое нет?

Ответ: Правильный рисунок слева. Кстати, эта картина была выставлена 17 октября 1961 года в Нью-Йоркском Музее современного искусства. И только 3 декабря кто-то обратил внимание, что картина висит вверх ногами.

Следующий пример.

На тренинге по искусству презентации лектор рассказывает о необходимости думать нешаблонно и чертит на доске три картинки:

Выходит прекрасная девушка-менеджер и рисует фигуру:

«Тааак...»- говорит лектор,- «все правильно, а теперь объясните - почему?» Девушка объясняет:" «Это дорожные знаки: первый - стрелка с направлением движения, второй - столик, третий - перевернутая чашка с идущим от нее паром, наверное,  следующий знак будет вилка». Лектор впадает в недоумение: "Первый раз за шесть лет преподавания вижу, что абсолютно неправильные выводы приводят к совершенно правильному результату...". Так что на самом деле нарисовал лектор? 

Ответ: Это цифры, которые пишутся на конвертах и добавленное к ним их же зеркальное отражение (первая картинка - 1, вторая картинка - 2 и т. д.). На последней картинке цифра 4 и добавленная отзеркаленная 4.

д) Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому  предлагаю всем  желающим придумать свою сказку.  Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Пример:

Сон про угол.

Мне приснился чудный сон

И запомнился мне он.

Жил-был угол в учебнике, в странице.

Жили с ним три его сестрицы:

Вот Вершинка, две Сторонки,

Вот такие  вот сестренки.

Угол был прямой и краткий

И совсем ничуть не гадкий.

Я катался с ним на пони…

Вдруг проснулся я и понял:

Это все приснилось мне,

Это было все во сне.

Дальше было что, не знаю,

Я вам честно отвечаю.

Из всего выше описанного можно сделать следующий вывод.

Учитель сегодня должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счете, педагогическое творчество, к которому стремится каждый учитель.

Хочу закончить  словами Адольфа Дистервейга «Без стремления к творчеству учитель попадает во власть трёх демонов: механичность, рутинность, банальность. Он деревенеет, каменеет, опускается».

Используемая литература:

  1. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 198
  2. Засухина Е.А. Творчество учителя в условиях модернизации образования. Статья.
  3. Кашин С.А. От творчества учителя к творчеству ученика. Статья.
  4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.
  6. Лук А. Психология творчества. - М.,1978

Используемые ресурсы:

1.www.etudes.ru

2.http://janka-x.livejournal.com/

3. www. festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Здоровье школьников – залог успешного обучения

Основные направления работы школы. Презентация заместителя директора по УВР Морозова Т. В....

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Тема методического самообразования "Формирование УУД в начальной школе в соответствии с ФГОС-залог успешности обучения"

В данной статье излагается моя миссия как учителя английского языка,задачи,которые я реализую в своей педагогической деятельности.Далее подробно рассматривавается,на примере УМК "Английский в фокусе" ...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...